Да, здесь будет рассматриваться только 1 сезон. Лично мне кажется, что всё самое важное сказано уже в нём.
Суть и параллели
Разделение — это процедура, осуществляемая вымышленной корпорацией Lumon Industries. Людям, которые устраиваются сюда в определённые отделы на определённом этаже, вживляют в голову чип. И он разделяет воспоминания о том, что происходит на работе (в офисе), и воспоминания о том, что происходит в остальное время.
В результате у человека словно бы появляется вторая личность, существующая только в рабочие часы (она именуется интро). А первая основная личность в свою очередь называется экстра.
Идея не сказать что нова. Нечто похожее уже показывали, например, в боевике по Филипу Дику «Час расплаты» (2003).
Определённые параллели с «Разделением» можно обнаружить даже в хичкоковском «Психо» (1960). Там маньяк внутри себя тоже как бы разделился — на себя и на воображаемую мать.
Можно сказать, что оба произведения исследуют расщепление личности, возможные последствия этого расщепления.
Идея не нова, но в сериале она рассматривается весьма подробно (формат позволяет) и подаётся под особым соусом, под особым углом.
Какие люди соглашаются быть разделёнными и почему
Возьмём главного героя — Марка Скаута. Его сильно подкосила трагедия — смерть жены в дорожной аварии. Так сильно, что он даже не смог работать на своей прежней работе (он был преподавателем истории). И он посчитал, что разделение, предлагаемое Lumon, — реальное решение проблемы.
Марк согласился на процедуру, потому что не выдержал жизненных обстоятельств.
Марк — изначально слабая и нецелостная фигура. Однако по ходу сериала он нашёл в себе силы на преображение, начал проявлять реальную смелость.
Если смотреть очень поверхностно, разделение — это удобно. Ведь так можно «забыть», «исключить» дурное. Но при этом для той части конкретного человека, которая вынуждена будет всё это дурное переживать, бытие превратится в ад.
Важно также понимать: соглашаясь на процедуру разделения, человек как бы просит себя сделать похожим на шизофреника, полного психа, создать внутри себя вторую, побочную личность. У которой могут быть свои желания, цели, интересы. И она может даже вступить в непримиримый конфликт с основной личностью, со своим экстра.
Мы видим здесь такой конфликт: Хелли (единственная женщина в отделе Марка, в отделе обработки макроданных) хочет уволиться, но что бы она ни делала, она вновь и вновь поутру появляется в офисе.
В какой-то момент Хелли угрожает отрубить себе пальцы. И только это заставляет экстра записать для неё специальное видеообращение, где она поясняет, что увольняться в любом случае не собирается. Она говорит интро:
«… Знаешь, нам всем нужно принять реальность, и она такова: я личность, а ты — нет. Я принимаю решения, а ты — нет. И если ты хоть что-то сделаешь с моими пальцами, ты проживёшь достаточно, чтобы пожалеть об этом».
То есть её действительно не волнует, что происходит с Хелли, ей плевать, какие страдания она испытывает. Экстра просто выбросила, вырезала 8-9 часов из каждого буднего дня своей жизни, и решила о них не думать, не вспоминать вообще.
Положение интро (и немного про культ Иганов)
Да, оно, мягко говоря, незавидное. Вероятно, всем интро непредставимо тяжко. Один только офис, и никуда невозможно деться.
А местная корпоративная культура — на деле настоящий коммерческий культ (странный и жутковатый). Зрителя знакомят со статуями основателя компании Кира Игана его потомков, их портретами и не только портретами (в частности, здесь присутствует картина, на которой метафорически изображена «победа Игана над четырьмя темпераментами — горем, злобой, задором, страхом»).
Каждый ответственный сотрудник должен знать наизусть принципы компании, следовать учению её основателя Кира Игана, изучить книгу, где оно изложено (книга довольно увесистая, её здесь называют «Руководством»). А дополнительно — надо также изучить «Брошюру обработчика макроданных»...
Начальница отдела — мисс Кобел (ха-ха-ха, она не разделена, в отличие от своих подчинённых) дома буквально молится Киру Игану и его потомкам как божествам.
Несомненно, подобный коммерческий культ оказывает существенное влияние на всех сотрудников, давит на них.
Но что при этом заставляет именно разделённых усердно трудиться, слушаться начальство, почитать его? Думаю, они просто боятся исчезнуть, закончить своё существование. Ну и плюс ко всему они, наверное, не хотят подводить своего экстра (довольно абстрактная мотивация, но всё-таки это можно понять).
Есть ли у разделённых сотрудников какие-то радости? Есть, но какие-то отстойные. Вафельные вечеринки, дынные и яичные полдники, музыкально-танцевальные события, ещё что-то в этом духе.
А ещё порой их направляют на сеансы к психологу. Там они слушают, какой их экстра классный, крутой, восхитительный... Это очень крипово.
Наказания, конечно, тоже присутствуют. Провинившиеся сотрудники должны в специальной комнате вслух произносить некую извинительную мантру. Вот её текст:
«Простите меня за вред, который я причинил(а) этому миру. Никто не может искупить мои грехи, кроме меня, и только во мне будут жить их последствия. Я благодарен(на), что меня поймали, что моё преступление прервали те, у кого были мудрые руки. Всё, что я могу, — это сожалеть, и это всё, что я есть».
И та же самая Хелли однажды произнесла эту мантру тысячу раз! Такой вот метод «воспитания» сотрудников. Такой вот способ подавления воли. Видать, эффективный.
А чем вообще занимаются разделённые сотрудники? Конкретно главные герои (их четверо) занимаются тем, что добавляют виртуальные наборы цифр, вызывающие у них те или иные эмоции, в виртуальные папки.
Воспринимаю это как хорошее обобщение, хорошую метафору любой тупой офисной работы. Я читал, во втором сезоне объясняется, что именно они делают. Но, по-моему, зря.
Кстати, на первых порах взаимодействие сотрудников отдела между собой (вроде бы милое, но немного шизовое) напомнило мне фильм Майка Джаджа «Офисное пространство» (1999) с Дженнифер Энистон в главных ролях. Забавный, остроумный фильм. Рекомендую
Клиффхэнгеры и повороты (и спойлеры)
Авторы очень постарались, чтобы интрига по ходу сезона не угасала. Улица сюжета полна неожиданностей. Многие серии заканчиваются сильными клиффхэнгерами. Особенно мне понравилась в этом плане четвёртая серия. Хелли оказалась на грани отчаяния, и в итоге решилась на крайний шаг, и это была жесть. Но даже этот шаг не привёл её к освобождению, избавлению, исчезновению. В пятой серии выяснилось, что её спасли, она через пару дней снова появилась в офисе…
И... для меня стало большим сюрпризом, кем в итоге оказалась Хелли. Кем? Дочкой владельца Lumon. Её несанкционированное переключение от экстра в интро (не хочу объяснять подробно, смотрите сериал) произошло на торжественном мероприятии корпорации. Где её экстра должна выступить с речью в защиту разделения, рассказать о своём личном опыте…
Среди прочего, в этой сцене на заднем плане можно увидеть рекламный слоган Lumon: «United in Severance». Объединённые в разделении. Ага. Свободные в рабстве, честные во лжи...
Что в итоге? Вместо экстра выступила интро. Заявила, что они и её коллеги — настоящие пленники, рабы, над ними издеваются… Допускаю, что это было для собравшихся как холодный душ. Это было удивительно, это было мощно, романтично, по-бунтарски. Вот только в наше время, по-моему, никакие обличительные, яростные речи ничего не меняют. Или меняют очень мало.
Все всё понимают. Но это понимание не приводит к действиям и изменениям.
Книга зятя Марка
Имя этого зятёчка (мужа сестры) — Рикен Хейл. Это такой добрый, толстый чувак, чем-то напомнивший мне Большого Лебовски.
Он недавно написал свою первую книгу. Как я понял, книга получилось хипповско-битнической по духу. Это книга о том, как стать счастливым, как научиться жить в согласии с собой, с окружающим миром и так далее. Рикен там, среди прочего, критикует офисную работу. Волею обстоятельств книга попадает внутрь задания Lumon и оказывается у интро Марка. Он её читает сам, потом её читают и другие интро-сотрудники.
Она стала для них окном во внешний мир. Она, вероятно, стала для них настоящим откровением. Вероятно, она замотивировала их, заразила определёнными идеями, вдохновила на борьбу.
В сериале приводятся несколько цитат из этой книги. Одна из них буквально въелась и в моё сознание: «Это ты нужен работе, а не она тебе».
Что я осознал, посмотрев 1 сезон до конца? Желательно не устраиваться в офис крупной корпорации (но мне в принципе и не светит). Желательно не разделяться. Желательно не допускать такой ситуации: на работе я один человек, а в остальное время — другой. На работе я говорю одни вещи и соблюдаю одни принципы, а в остальное время — говорю и соблюдаю нечто противоположное.
Работа должна быть неотъемлемой частью ткани жизни, быть гармоничным её элементом, гармоничным узором... Идеальный вариант в этом смысле — стать как раз профессиональным писателем. Дело в том, что человеку, который пишет книгу, нужно использовать (точнее, иметь в распоряжении) весь свой опыт, все свои воспоминания. Нельзя его разделить, в этом случае просто ничего не получится. И вообще писательство – не такая вещь, чтобы строго с девяти до пяти…
В общем, всем рекомендую становиться писателями. Почему бы и нет?