В 2016 году Правила дорожного движения были дополнены новым запретом для водителей: отныне водителям запрещалось опасное вождение.
Соответствующим постановлением Правительства в ПДД вносилось громоздкое определение опасного вождения, под которым теперь понималось неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий: перестроений и невыполнении при том обязанности уступить дорогу, несоблюдении дистанции и (или) бокового интервала, резких торможений, препятствований обгону. Уточнялось, что вождение признаётся опасным, если существует вероятность гибели или ранения людей, причинения ущерба.
Установить - установили, но специальное наказание за опасное вождение в Кодексе об административных правонарушениях не предусмотрели. Практика пошла по пути применения к опасным водителям штрафов по статье 12.14 КоАП (нарушение правил маневрирования) или "лишенческих" статей (к примеру, небезызвестной статьи 12.15).
А через год после введения нормы об опасном вождении в Уголовном кодексе появилась статья 267.1, которая грозит лишением свободы на срок до двух лет либо, альтернативно, штрафом до 300 тысяч рублей за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств.
Статья долгое время была, как говорят правоприменители, мертворожденной и в практике с 2017 года не применялась.
Пока не случилось это
31 декабря 2024 года юный житель Каспийска решил покуролесить за рулем автомобиля Порше. Летая на огромной скорости по ночным дорогам, причем чаще по встречке, молодой человек снимал свои приключения на видео.
Как сообщалось в телеграмме-канале в начале этой истории,
нарушал 18-летний житель Каспийска правила дорожного движения часто и много, причём совершенно осознанно, а не "по незнанию". Его регулярно наказывали административными протоколами, но штрафы его смущали не сильно. В новогоднюю ночь он "зажигал долго и настойчиво"
В отношении этого водителя и было возбуждено первое уголовное дело по статье 267.1 УК РФ.
А 13 января 2025 года телеграм-канал Госавтоинспекция Дагестана опубликовал пост, в котором говорилось о вынесении обвинительного приговора вышеназванному лихачу.
Мировой судья судебного участка № 104 г. Каспийска рассмотрел дело в отношении водителя, обвиняемого по статье 267.1 УК РФ за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств. Суд, учтя смягчающие обстоятельства, назначил наказание в виде штрафа в размере 180 000 рублей
Новость подхватили СМИ, сообщив россиянам о первом приговоре. И приговоры вскоре посыпались как из рога изобилия и повсеместно.
О чём статья 267.1
Как указывается в статье, уголовное наказание предусмотрено для того, кто совершит из хулиганских побуждений действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств.
Исходя из этого, действия преступника должны создавать опасную ситуацию, которая способна привести к нарушению безопасности транспортного средства и к наступлению общественно опасных последствий. Здесь как раз и пригодится определение "опасного вождения", так как оно содержит перечень действий, которые создают угрозу гибели или ранения людей, причинения ущерба.
Но, полагаю, не только перечисленные в определении опасного вождения действия могут квалифицироваться как угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств. Например, лихач из Каспийска ни одного такого действия, как по мне, не осуществил; но он, судя по видео, с высокой скоростью двигался по проезжей части встречного направления, угрожая возможностью "лобового" столкновения. Следовательно, считаю, не только перечисленные в пункте 2.7 ПДД действия могут быть признаны автотранспортным хулиганством.
Кстати, о хулиганстве. Поскольку в статье 267.1 говорится, что опасные действия совершаются из хулиганских побуждений, следует уточнить, что под таковыми следует понимать умышленные действия, которые совершены без какого-либо повода или с использованием незначительного повода, как на то указывал Верховный Суд.
По мнению учёных, статья 267.1 не является совершенной и её формулировки вызывали множество споров в юридической среде. В частности, указывалось на отсутствие в статье признака, отграничивающего преступление от административного правонарушения.
Любые действия, совершенные из хулиганских побуждений, способные повлечь нарушение безопасной эксплуатации транспортного средства, можно расценить в одном случае как административное правонарушение, а в другом — как преступление, что не логично и противоречит концепции назначения уголовного наказания за совершение преступления,
- пишет С. Петров, в своем исследовании по теме статьи 267.1 УК.
Вывод
Быть может, именно несовершенство формулировок нормы в Уголовном кодексе не давало правоприменителям долгое время привлекать автолихачей к уголовной ответственности? Или не было распоряжения сверху?
Полагаю, кривое изложение нормы будет исправлено складывающиеся сейчас судебной практикой и новыми разъяснениями высших судебных инстанции. А пока имеем, что имеем: автохулиганов начали приговаривать к уголовным штрафам.
Пишите свои мысли по применению "новой" статьи УК - будет интересно почитать и пообщаться на эту тему.
Что ещё почитать - ТОП-3 моих публикаций:
1) как себя вести, когда страховая осматривает твой автомобиль после ДТП
2) что ждёт водителя после лишения прав
3) разбил машину работодателя: должен ли возмещать ущерб
Понравилась эта публикация? Подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи. Поддержите донатом: это побудит меня писать чаще! Спасибо!