Одна из острых проблем врача-кардиолога - пациенты боятся или не хотят принимать статины.
Но мы не назначаем статины просто так всем подряд. Только если есть показания. И только с одной целью - отодвинуть от человека как можно дальше по времени инфаркт и инсульт.
Например, человек уже перенес инфаркт. Без статинов очень скоро случится еще один - это прям классика, когда пациент поступает по скорой с инфарктом и при сборе анамнеза выясняется, что он уже полгода как не принимает статины.
Или может случиться инсульт (такой же инфаркт, только для мозга). Без аспирина тоже, но почему-то аспирин люди принимают гораздо охотнее, причем часто вообще без показаний, называют его витаминкой.
Итак, у меня есть данные за мои первые три рабочих дня: в первый день я приняла 17 пациентов, во второй 16, в третий я еще не посчитала. Это тоже будет число, меньше чем 18, потому что у меня было 18 талонов за день, без талонов я не принимала, и я не помню, сколько было незанятых талонов и сколько неявок.
При сборе анамнеза для меня самое главное - какие препараты человек принимает на данный момент. На аспирин и статины я обращаю особое внимание и указываю, если человек их не принимает при том, что ему они показаны. Потому что это основной барьер против инфарктов и инсультов - то это есть мое основное оружие как кардиолога.
Я по своим анамнезам смогу посчитать, сколько пациентов нуждаются в статинах и сколько их не принимали на момент осмотра. Тех, кто не принимал, я спрашивала, почему. Самый частый ответ, к моему удивлению, оказался "не знаю". То есть мне пока не пришлось объяснять, что сердце и мозг важнее, чем печень и почки.
Два человека, как я помню, думали, что в таблетке аспирина уже есть статин, или что это одно и то же.
Дальше я спрашивала: если я сейчас назначу, Вы будете принимать? - эти ответы я не записала, но впредь буду записывать - это будет один из параметров, которые я планирую исследовать на предмет связи с приверженностью. Грубо говоря, будет потом человек на самом деле принимать статины, или нет.
В дальнейшем после этого я хочу предлагать пациенту участие в моем исследовании. Согласиться он должен письменно, поэтому мне нужно помимо дизайна исследования и шапки таблицы базы данных подготовить такой документ на подпись пациентам - информированное добровольное согласие.
Этот и остальные документы должна одобрить этическая комиссия - после того как я их подготовлю, нужно будет получить ее разрешение, а перед этим разобраться, где она тут вообще (я работаю в обычной поликлинике, не в научном центре).
Дальше я думаю согласившихся пациентов разделить на три группы:
• Контрольная группа - для которых на этом обсуждение статинов закончится.
▪︎ "Лекционная" группа - которым я произнесу занудную речь о пользе статинов
• "Сократовская" группа - которым я буду задавать вопросы, например, "зачем нужны статины?", "что плохого, если у человека высокий холестерин?" - список вопросов нужно подготовить, хотя я допускаю, что в процессе беседы можно будет немного лавировать в зависимости от ответов (чтобы не быть как плохой интервьюер)
Читать лекции и вести беседы на приеме я не смогу, поэтому в согласии на участие в исследовании я пропишу согласие на телефонные звонки от меня. Буду звонить пациентам по продуманной схеме, в определенные временные интервалы. Например, через неделю после приема спрошу, начал ли человек принимать статины, потом прочту лекцию или проведу беседу. И следующий звонок через месяц после приема.
Такая идея. На самом деле о работе на ниве приверженности терапии (то есть чтобы пациенты не саботировали и не забывали) я иногда думала еще в ВУЗе.
Потому что обидно за труды исследователей, врачей и других участников процесса. Грустно, потому что вот оно - лекарство от смерти, оно доступно, кому-то его дают бесплатно; можно купить оригинальный препарат - это подороже, но это не запредельные цены. Уж точно не соизмеримые с ценой нескольких лет жизни.
И причины, по которым не все люди пользуются этой возможностью, на мой взгляд, досадные.
А кто-то ведь действительно "устал", и слышать такие мысли... Кстати, такие мысли, как я сейчас поняла, тоже надо обязательно протоколировать. Потому что они могут возникать и по физиологическим причинам, с которыми работают коллеги уже другой специальности. У которых отпуск за вредность больше, чем у меня, и которые, если не ошибаюсь, даже на пенсию раньше выходят.
А так - я ведь слышала об исследованиях, где медсестры или даже не-медики брали на себя труд звонить пациентам и напоминать о приеме препаратов, спрашивали о самочувствии. Есть даже исследования, где измеряли концентрацию препарата в крови, чтобы оценить приверженность. Так что это не моя идея.
Если вам интересно, брошу ли я это дело и как скоро, и чем все закончится, если доведу такое исследование до публикации - подписывайтесь на канал. Здесь я, не нарушая врачебной тайны, рассказываю о веселых буднях кардиолога в поликлинике.