Кощей Бессмертный: кто скрывался за образом самого зловещего героя русских сказок
Главный антагонист русского фольклора кажется порождением чистой фантазии, мифическим созданием, возникшим из глубин народной памяти. Однако исследователи убеждены, что Кощей Бессмертный — это не просто плод воображения, а образ, основанный на реальных исторических событиях и фигурах.
Внук Чернобога
В старинных преданиях восточных славян образ Кощея часто связывали с грозным Чернобогом — воплощением тьмы и хаоса. Однако, как отмечают исследователи А. Жучкова и К. Галий в своей работе «Функциональное значение мифологического образа Кощея Бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках», Кощей зачастую воспринимался не как сам Чернобог, а скорее как его внук. Не обладая абсолютной властью над миром мёртвых, этот мрачный персонаж всё же управлял душами усопших, ведая тайнами загробного царства.
Учёные также предлагают любопытную версию происхождения самого имени «Кощей», основываясь на исследованиях лингвиста Макса Фасмера. Согласно этой гипотезе, слово пришло в древнерусский язык из тюркских диалектов, где оно означало «раб», «пленник» или «невольник». Такая семантическая связь словно подчёркивает подчинённое положение Кощея: он не только властвует над тенями прошлого, но и сам оказывается заложником древнего порядка, который герои сказок стремятся разрушить ради обновления мира.
Очевидно, что родство с языческим Чернобогом не превращает Кощея в реального человека. Однако это свидетельствует о том, что Кощей зародился в славянском фольклоре еще во времена язычества. Удивительно, но именно он стал главным антагонистом ранних легенд восточных славян. Песни, повествующие о борьбе с Кощеем и победе над ним, назывались «кощунами», а тех, кто их исполнял, — кощунниками. С приходом христианства на Русь песни-кощуны уступили место более нейтральным и удобным для церкви былинам.
Германрих, вождь готов
Фольклорист и историк В. Болдак уверен, что Кощей (или Кащей) — это не просто вымышленный герой сказок и былин, а образ, основанный на реальной исторической личности. В своей монографии, посвященной главному злодейскому персонажу русского фольклора, исследователь методично доказывает, что Кащей Бессмертный и готский вождь Германрих — это одно и то же лицо.
«Весьма воинственный царь» Германарих, ставший впоследствии легендарным героем мирового эпоса, сумел объединить разрозненные племена Крыма и Приазовья. Германарих был тем, кто собрал могущественный союз остроготов, сплел воедино разрозненные нити их силы. Но путь к единству часто пролегал через кровь и насилие. Те племена, что отказывались склониться перед его короной, были безжалостно уничтожены, словно тени, растворившиеся в ночи. Однако славяне оказались среди тех редких народов, которым удалось выстоять против этой грозной силы. Война длилась долго, оставляя за собой следы разрушений и страданий, превращая Германариха в образ Кащея — главного врага в мифологии восточных славян.
О мерзком характере и несостыковках
Сюжеты русских сказок словно отражают мрачные страницы истории — пленение и убийство жены правителя россов Германарихом. Как и Кащей, этот жестокий правитель похищал женщин, оставляя за собой след страданий и боли. В труде В. Болдака раскрывается тайна «бессмертия» и злобного характера Кащея. Согласно преданиям, Германарих получил тяжелое ранение в одном из сражений, однако вопреки всему выжил и продолжал властвовать долгие годы.
Возможно, боль от раны становилась невыносимой, и с каждым днем характер готского вождя лишь усугублялся. Он превращался в настоящего монстра, полного злобы и ярости. Именно этот невыносимый нрав объясняет происхождение имени Кащея, предложенное лексикографом Владимиром Далем. Он полагал, что слово происходит от «касти», означающего «мерзость, гадость, скверну».
Однако в легендах о Германарихе есть свои противоречия. Если говорить о битве 375 года, то, согласно историку Иордану, вождь готов вовсе не был ранен, а погиб. Более того, предполагается, что на тот момент Германариху было уже 110 лет. Вопрос о реальности такого возраста остается открытым, равно как и возможность его выживания после стольких испытаний. Вполне вероятно, что кто-то из его потомков взял себе его имя, чтобы внушать страх врагам и сохранить легендарную репутацию Кащея на века.
Половецкий хан Кончак
Существует ещё одно толкование имени хана, основанное на этимологии слова «кош-/коч». В XII столетии словом «кош» обозначали аилы — ключевые ячейки половецкого общества. Корень «кош-/коч» часто встречался в русских летописях, когда речь шла о кочевых племенах. Так, в бессмертном «Слове о полку Игореве» эти термины используются трижды: дважды как нарицательные — «кощей по резане» и «седло кощиево», и один раз — как имя собственное: «Стреляй, Кончака, поганого кощея».
Согласно летописным свидетельствам, половецкий хан Кончак неоднократно именовался «поганским кощеем». Однако это прозвище вовсе не было оскорбительным. Как утверждает исследовательница С. Плетнева, кочевые племена называли кощеями кошевых — тех, кто занимал высшую ступень в социальной иерархии, являясь влиятельными главами родов, объединяющих несколько больших семей. Именно такой статус принадлежал Кончаку — одному из могущественнейших половецких вождей XII–XIII веков.
Народная память прочно связала образ хана Кончака с олицетворением зла и несчастья. После опустошительных набегов на Переяславль русские хронисты записывали, что этот хан «сотворил много зла крестьянству: иных пленил, других убивал». Поэтому неудивительно, что фигура Кончака стала основой для создания образа главного антагониста в русском эпосе.
Существует множество различных версий этой истории, и в процессе написания данной статьи мне удалось обнаружить несколько новых и весьма интересных вариантов, которые будут рассмотрены в последующих публикациях. Надеюсь на ваше понимание, поскольку информация была получена из книг, хранящихся в народной библиотеке. Если вы обладаете более обширными знаниями по данному вопросу или можете предложить дополнительные источники, пожалуйста, оставьте комментарий — ваши рекомендации будут высоко оценены и обязательно учтены.
Автор: Владимир Я.