Найти в Дзене

Что такое тон в живописи? Подробное объяснение + советы начинающим художникам.

Простыми словами тон — это то, насколько цвет светлый или тёмный. Чтобы увидеть тон в своей работе, можно сфотографировать её и перевести в чёрно-белый формат. Начинающим сложно ориентироваться в тоне, так-как на него как бы «накладывается» цвет и человек обращает внимание на два параметра – какого цвета и какой формы объект, а об остальном забывает. Кажется, что из желтого и зелёного, желтый обязательно светлее, хотя это может быть не так и как итог, работа будет смотреться плоско. Если тон неправильный, то задумку не спасет ни правильный цвет, ни форма (не во всех, но в большинстве случаев). Если у вас невыразительные работы, кажутся бледными, или наоборот излишне мрачные, нет глубины, то проблема может быть именно в неумении работать с тоном. Первое, что подсознательно оценивает зритель, это светится ли в закатном пейзаже солнце, есть ли тени, кувшин объёмный или «плоский», иначе говоря, он видит сначала слой ч/б, а потом цветной.   Благодаря тону, можно «подсветить», в
Оглавление

Простыми словами тон — это то, насколько цвет светлый или тёмный.

Чтобы увидеть тон в своей работе, можно сфотографировать её и перевести в чёрно-белый формат.

Тональная шкала цветов
Тональная шкала цветов

Тон помогает:

  • Создать объём (свет и тень)
Художник Justin Wood
Художник Justin Wood

  • Передать перспективу (представьте горы на горизонте: чем они дальше, тем светлее из-за дымки. Это воздушная перспектива, которая работает больше благодаря тону, чем цвету)
Художник Roy Tabora
Художник Roy Tabora

  • Показывать главное в картине, делать акценты через распределение света/тени.
Золотые лучи. Художник Герберт Джеймс Дрейпер
Золотые лучи. Художник Герберт Джеймс Дрейпер

  • Передавать настроение (преобладание светлых тонов – лёгкость, тёмных – драматизм)
Первая картина – мягкий контраст, светлые тона дают нежность, мягкость. На второй преобладают тёмные тона, почти нет света, из-за чего в картине усиливается мрачность и печаль. Авторы Висенто Ромеро и Якуб Шиканедер.
Первая картина – мягкий контраст, светлые тона дают нежность, мягкость. На второй преобладают тёмные тона, почти нет света, из-за чего в картине усиливается мрачность и печаль. Авторы Висенто Ромеро и Якуб Шиканедер.

Разница тона в ч/б варианте
Разница тона в ч/б варианте

Начинающим сложно ориентироваться в тоне, так-как на него как бы «накладывается» цвет и человек обращает внимание на два параметра – какого цвета и какой формы объект, а об остальном забывает.

Кажется, что из желтого и зелёного, желтый обязательно светлее, хотя это может быть не так и как итог, работа будет смотреться плоско.

Если тон неправильный, то задумку не спасет ни правильный цвет, ни форма (не во всех, но в большинстве случаев). Если у вас невыразительные работы, кажутся бледными, или наоборот излишне мрачные, нет глубины, то проблема может быть именно в неумении работать с тоном.

Ученическая работа. Пример неправильного тона. Сравните с натюрмортом с лимоном, который был вначале.
Ученическая работа. Пример неправильного тона. Сравните с натюрмортом с лимоном, который был вначале.

В ч/б это хорошо видно. Мандарины почти в один тон с фоном + нет правильной светотени, из-за этого они как будто приклеены к стене.
В ч/б это хорошо видно. Мандарины почти в один тон с фоном + нет правильной светотени, из-за этого они как будто приклеены к стене.

Первое, что подсознательно оценивает зритель, это светится ли в закатном пейзаже солнце, есть ли тени, кувшин объёмный или «плоский», иначе говоря, он видит сначала слой ч/б, а потом цветной.

Тон в композиции. «Испанский танец халео с кастаньетами»

«Испанский танец халео с кастаньетами» Джон Сингер Сарджент
«Испанский танец халео с кастаньетами» Джон Сингер Сарджент

 

в ч/б
в ч/б

Благодаря тону, можно «подсветить», выделить нужные объекты и показать зрителю, на что смотреть.

Картина выше, хорошо это показывает. Первое, на что мы обратим внимание – это танцовщица... она находится ближе всех и её юбка – самая яркое пятно на картине, при этом на девушку эффектно падает свет, подчеркивая, делая ярче, не только платье, но и руки. Также, можно заметить, что усиливает внимание на ней ещё и особая темнота вокруг. Получается, это место самое контрастное на картине. Если окружение оставить как есть, а фигуру танцовщицы изменить в тоне, приблизить к тону стены например, то композиция перестанет так эффектно работать.

Искаженный вариант
Искаженный вариант

ч/б
ч/б

Архип Куинджи

Говоря о тоне, нельзя не упомянуть Куинджи. Он прекрасно его использовал для передачи свечения. В его картинах каждый оттенок идеально подобран и положен там, где должен быть именно он. В работах много контраста очень тёмного и светлого. Видно, что он выделяет главное в картине, давая участку самый светлый тон, а вокруг намеренно «сгущает краски». Его река и луна в «Лунной ночи на Днепре» не были бы такими яркими, если бы не темнота вокруг. Тоже самое можно сказать и о реке в «Эльбрусе вечером» и «Радуге». Конечно, картины получились такими не только благодаря тону... тут прекрасно подобраны цвета и композиция, но тон сыграл огромную роль.

Эльбрус вечером
Эльбрус вечером

Радуга
Радуга

Лунная ночь на Днепре
Лунная ночь на Днепре

В ч/б:

Эльбрус вечером
Эльбрус вечером

Радуга
Радуга

Лунная ночь на Днепре
Лунная ночь на Днепре

Можно заметить, что радуга в ч/б выглядит одной яркой полосой, без разделения, в отличии от цветного варианта. Это потому, что цвета в радуге разные, а тон у каждого цвета одинаковый. Благодаря этому она вся равномерно светится.

Это можно представить, как расположенные в ряд разноцветные лампочки, горящие с одинаковой яркостью. Цвета ламп — это цвета радуги, а яркость — тон. Приглуши одну лампу и всё развалится.

Несколько полезных упражнений:

  1. Анализ тональных зон. Возьмите распечатку изображения в ч/б, (это может быть референс для вашей картины, или просто фото для тренировки) и разделите карандашом изображение на 5 или больше тональных зон, выделив самую светлую, тёмную и промежуточные между ними (можно обводить участки и ставить цифры, например 1 – самый светлый, 6 – самый тёмный). Чтобы не запутаться, берите несложные пейзажи, натюрморты. В дальнейшем, можно совместить анализ ч/б варианта с цветным и пробовать определять зоны на нём. Полезно будет тренироваться определять тон предметов не только на фото, но и «вживую». При регулярной тренировке, размышлениях, анализе, вы сможете определять тон без помощи ч/б.
  2. Подмалёвок. Если вы пишете маслом, контролировать тон поможет подмалёвок. Это первый, монохромный слой картины в котором определяется композиция и пятна света/тени, на который потом наносятся цветные слои.
  3. Зарисовки. Хорошим упражнением будут зарисовки простым, достаточно мягким карандашом. Пробуйте на глаз, не вдаваясь в детали, заштриховывать участки, добиваясь сходства не правильными тонкими линиями, а распределением пятен света и теней. Также, можно пробовать писать быстрые этюды другими материалами.
Подмалёвок в моей картине «Домик в горах»
Подмалёвок в моей картине «Домик в горах»

Дополнительные советы

  • Нужно помнить, что свойства объекта меняются в зависимости от его окружения. Это относится и к изображаемым предметам, общей гармонии картины, и к тому, чем их изображают, ведь краска тоже объект, а значит на неё влияет окружение: свет под которым вы работаете и цвет палитры, поэтому — не доверяйте замесу на палитре, проверяйте оттенок непосредственно на холсте (особенно перед тем, как замешать большую порцию краски) и не пишите под слишком ярким, тусклым, тёплым, или холодным светом, чтобы минимизировать искажения цветов. Пишите в таких условиях, в каких скорее всего будет висеть ваше творение, а это как правило стена, без специальных подсветок для картины, с обычным светом от окна. Когда я только начала писать, работала поздним вечером под яркой лампой и в итоге, под лампой картина смотрелась хорошо, но на стене днём, совсем терялась. Позднее я подобрала другую лампу, которая была похожа по температуре и яркости на дневной свет.

  • Думайте, куда и зачем вы кладёте тот или иной оттенок. Лучше сделать минимум мазков, но каждый из них будет «в точку», чем множество хаотичных. Берите не количеством, а качеством.

«Апельсин и кофе» Адам Клэг
«Апельсин и кофе» Адам Клэг

Мне хочется закончить статью высказыванием художника Константина Коровина, которая, как мне кажется тут очень кстати.

«Два-три тона взять точно вместе трудно, пять ещё труднее, а все точно взять, как ощущаешь своим глазом, — невероятно трудно. Воспитывай глаз сначала понемногу; потом пошире распускай глаз, а в конце все, что входит в холст, надо видеть вместе, и тогда, что не точно взято, будет фальшивить, как неверная нота в оркестре. Опытный художник всё видит одновременно, так же как хороший дирижёр слышит одновременно и скрипку, и флейту, и фагот, и прочие инструменты»

__________________________________________

Спасибо за прочтение! Надеюсь, что объяснения были понятны и теперь вам стало немного легче в понимании некоторых вещей в живописи.🫶🏻