Простыми словами тон — это то, насколько цвет светлый или тёмный.
Чтобы увидеть тон в своей работе, можно сфотографировать её и перевести в чёрно-белый формат.
Тон помогает:
- Создать объём (свет и тень)
- Передать перспективу (представьте горы на горизонте: чем они дальше, тем светлее из-за дымки. Это воздушная перспектива, которая работает больше благодаря тону, чем цвету)
- Показывать главное в картине, делать акценты через распределение света/тени.
- Передавать настроение (преобладание светлых тонов – лёгкость, тёмных – драматизм)
Начинающим сложно ориентироваться в тоне, так-как на него как бы «накладывается» цвет и человек обращает внимание на два параметра – какого цвета и какой формы объект, а об остальном забывает.
Кажется, что из желтого и зелёного, желтый обязательно светлее, хотя это может быть не так и как итог, работа будет смотреться плоско.
Если тон неправильный, то задумку не спасет ни правильный цвет, ни форма (не во всех, но в большинстве случаев). Если у вас невыразительные работы, кажутся бледными, или наоборот излишне мрачные, нет глубины, то проблема может быть именно в неумении работать с тоном.
Первое, что подсознательно оценивает зритель, это светится ли в закатном пейзаже солнце, есть ли тени, кувшин объёмный или «плоский», иначе говоря, он видит сначала слой ч/б, а потом цветной.
Тон в композиции. «Испанский танец халео с кастаньетами»
Благодаря тону, можно «подсветить», выделить нужные объекты и показать зрителю, на что смотреть.
Картина выше, хорошо это показывает. Первое, на что мы обратим внимание – это танцовщица... она находится ближе всех и её юбка – самая яркое пятно на картине, при этом на девушку эффектно падает свет, подчеркивая, делая ярче, не только платье, но и руки. Также, можно заметить, что усиливает внимание на ней ещё и особая темнота вокруг. Получается, это место самое контрастное на картине. Если окружение оставить как есть, а фигуру танцовщицы изменить в тоне, приблизить к тону стены например, то композиция перестанет так эффектно работать.
Архип Куинджи
Говоря о тоне, нельзя не упомянуть Куинджи. Он прекрасно его использовал для передачи свечения. В его картинах каждый оттенок идеально подобран и положен там, где должен быть именно он. В работах много контраста очень тёмного и светлого. Видно, что он выделяет главное в картине, давая участку самый светлый тон, а вокруг намеренно «сгущает краски». Его река и луна в «Лунной ночи на Днепре» не были бы такими яркими, если бы не темнота вокруг. Тоже самое можно сказать и о реке в «Эльбрусе вечером» и «Радуге». Конечно, картины получились такими не только благодаря тону... тут прекрасно подобраны цвета и композиция, но тон сыграл огромную роль.
В ч/б:
Можно заметить, что радуга в ч/б выглядит одной яркой полосой, без разделения, в отличии от цветного варианта. Это потому, что цвета в радуге разные, а тон у каждого цвета одинаковый. Благодаря этому она вся равномерно светится.
Это можно представить, как расположенные в ряд разноцветные лампочки, горящие с одинаковой яркостью. Цвета ламп — это цвета радуги, а яркость — тон. Приглуши одну лампу и всё развалится.
Несколько полезных упражнений:
- Анализ тональных зон. Возьмите распечатку изображения в ч/б, (это может быть референс для вашей картины, или просто фото для тренировки) и разделите карандашом изображение на 5 или больше тональных зон, выделив самую светлую, тёмную и промежуточные между ними (можно обводить участки и ставить цифры, например 1 – самый светлый, 6 – самый тёмный). Чтобы не запутаться, берите несложные пейзажи, натюрморты. В дальнейшем, можно совместить анализ ч/б варианта с цветным и пробовать определять зоны на нём. Полезно будет тренироваться определять тон предметов не только на фото, но и «вживую». При регулярной тренировке, размышлениях, анализе, вы сможете определять тон без помощи ч/б.
- Подмалёвок. Если вы пишете маслом, контролировать тон поможет подмалёвок. Это первый, монохромный слой картины в котором определяется композиция и пятна света/тени, на который потом наносятся цветные слои.
- Зарисовки. Хорошим упражнением будут зарисовки простым, достаточно мягким карандашом. Пробуйте на глаз, не вдаваясь в детали, заштриховывать участки, добиваясь сходства не правильными тонкими линиями, а распределением пятен света и теней. Также, можно пробовать писать быстрые этюды другими материалами.
Дополнительные советы
- Нужно помнить, что свойства объекта меняются в зависимости от его окружения. Это относится и к изображаемым предметам, общей гармонии картины, и к тому, чем их изображают, ведь краска тоже объект, а значит на неё влияет окружение: свет под которым вы работаете и цвет палитры, поэтому — не доверяйте замесу на палитре, проверяйте оттенок непосредственно на холсте (особенно перед тем, как замешать большую порцию краски) и не пишите под слишком ярким, тусклым, тёплым, или холодным светом, чтобы минимизировать искажения цветов. Пишите в таких условиях, в каких скорее всего будет висеть ваше творение, а это как правило стена, без специальных подсветок для картины, с обычным светом от окна. Когда я только начала писать, работала поздним вечером под яркой лампой и в итоге, под лампой картина смотрелась хорошо, но на стене днём, совсем терялась. Позднее я подобрала другую лампу, которая была похожа по температуре и яркости на дневной свет.
- Думайте, куда и зачем вы кладёте тот или иной оттенок. Лучше сделать минимум мазков, но каждый из них будет «в точку», чем множество хаотичных. Берите не количеством, а качеством.
Мне хочется закончить статью высказыванием художника Константина Коровина, которая, как мне кажется тут очень кстати.
«Два-три тона взять точно вместе трудно, пять ещё труднее, а все точно взять, как ощущаешь своим глазом, — невероятно трудно. Воспитывай глаз сначала понемногу; потом пошире распускай глаз, а в конце все, что входит в холст, надо видеть вместе, и тогда, что не точно взято, будет фальшивить, как неверная нота в оркестре. Опытный художник всё видит одновременно, так же как хороший дирижёр слышит одновременно и скрипку, и флейту, и фагот, и прочие инструменты»
__________________________________________
Спасибо за прочтение! Надеюсь, что объяснения были понятны и теперь вам стало немного легче в понимании некоторых вещей в живописи.🫶🏻