Найти в Дзене

Что делать, если ребенок заикается?

ЗАИКАНИЕ... Я страдаю этим недугом с раннего детства. Моя жизнь стала постоянной борьбой с заиканием. В разные периоды оно проявлялось по-разному: то усиливалось, то ослабевало, но никогда я не испытывал полного ощущения свободы общения.

У моих родителей нет проблем с речью. Они не были готовы к тому, что у них будет ребенок с логоневрозом. Когда я была совсем маленькой, они надеялись, что заикание со временем пройдет само собой. Так, проконсультировавшись с врачом, они отдали меня в школу на год позже, чем хотели, считая, что, не испытывая стресса общения с незнакомыми людьми, посидев год дома, я перестану заикаться. Но этого не произошло…

Необходимо отметить то, что многие заикающиеся дети могут хорошо разговаривать с близкими людьми, поэтому родители могут не придавать проблеме большого значение. Так мои родители даже не осознавали, насколько сильно я заикаюсь, пока в пятом классе мне не пришлось выступать на родительском собрании. Для мой мамы услышать мою речь в стрессовой ситуации стало большим ударом. В этот раз она увидела мои спазмы и моменты, когда я не могла произнести ни слова. После этого родители начали искать различные клиники, где я могла бы пройти лечение. Об своем неудачном опыте лечения в одной их них я обязательно расскажу в своих последующих публикациях, но сейчас бы хотела сосредоточиться на вопросе: «Что делать, если Ваш ребенок начал заикаться?». Этот вопрос не раз возникал у меня, как у будущей матери. Надеюсь, мой жизненный опыт, мои наблюдения, накопленные знания будут полезны родителям детей с проблемой речи.

Первый и самый важный совет, который я бы хотела дать родителям, исходя из своего жизненного опыты: «Не стоит заострять внимание ребенка на заикание». Лучше, чтобы слово «заикание» при нем даже не произносилось. Лично я до определенного возраста не чувствовала, что моя речь отличается. Заикание мне не мешало. Помню мне было шесть лет, когда меня позвал дедушка, начал задавать странные вопросы, после чего произнес: «Да, заикание все сильнее и сильнее». Я была удивлена, что это может его так расстроить. Наверно, в это раз в моей голове засела твердо мысль: «У меня заикание. Оно усиливается. Это очень плохо». Самовнушение очень опасно. Еще до того, как я начинаю говорить, у меня появляется мысль: «Я не смогу, я заикаюсь». Хотя до этого, я могла спокойно разговаривать с близкими людьми совершенно нормально. Не дайте проникнуть в голову ребенка мысли, что он заикается. Родившись, она будут каждый раз при запинках усиливаться и утверждаться. Наоборот, должна укрепляться мысль, что речь – это дар, общение – естественная способность человека, как дышать, ходить. Все что требуется от ребенка – наслаждаться этим даром, радуя родителей своим голосом.

Второе правило вытекает из первого: «Ребенок должен очень много общаться». Лучше всего записать ребёнка театральный кружок. Если нет такой возможности, сами создавайте такие ситуации, чтобы ребенок много разговаривал. Проявляйте интерес к тому, что он говорит, не делая акцент на его речевых затруднениях. Помню в детстве, прибегая к родителям рассказать что-то на мой детский взгляд очень интересное, меня перебивали и начинали настоящую терапию: «Не спеши, не заикайся… Выдохни… Успокойся… Говори плавно…». Конечно, меня это очень огорчало, я начинала думать, что родителям не интересно то, что я рассказываю. Со временем стала сдерживать свое желание что-то рассказать, вырастая не очень общительным человеком.

Это два основных правила, помимо них можно посоветовать больше хвалить ребенка, говорить какой у него красивый голос, смех, как он интересно рассказывает, как он много уже знает и все правильно говорит. Показывать на своем примере модель правильного общения, не забывая, что роль родителей в устранении заикания и формировании правильной речи у ребенка переоценить невозможно.

Пусть наши дети будут всегда здоровы и счастливы!