Найти в Дзене
VeloTouring

Калининградская область на велосипеде: море, замки и руины

Калининградская область, в прошлом Восточная Пруссия, — одно из немногих мест в России, где можно в одном путешествии увидеть Балтийское море, песчаные косы, труднодоступные озёра и познакомиться с европейской архитектурой: готическими соборами и ансамблями небольших немецких городов. Многие сюда приезжают за знаменитыми песчаными пляжами Балтики, попутно осматривая один или несколько наиболее сохранившихся городов: Черняховск, Светлогорск или Балтийск. При этом «за кадром» остаются настоящие шедевры средневековой и более поздней европейской архитектуры, стоящие среди лесов и полузаброшенных деревень. Просто добраться. Хотя Калининградская область отделена от территории России, для того, чтобы туда попасть, не нужна виза. Калининград связан с «материковой» частью нашей страны регулярным авиа-, железнодорожным и морским сообщением. Несложные маршруты. Чтобы проехать по ним, не нужны особая физическая подготовка. В области равнинный рельеф, нет крутых или затяжных подъёмов, а в регионе
Оглавление

Калининградская область, в прошлом Восточная Пруссия, — одно из немногих мест в России, где можно в одном путешествии увидеть Балтийское море, песчаные косы, труднодоступные озёра и познакомиться с европейской архитектурой: готическими соборами и ансамблями небольших немецких городов.

Многие сюда приезжают за знаменитыми песчаными пляжами Балтики, попутно осматривая один или несколько наиболее сохранившихся городов: Черняховск, Светлогорск или Балтийск. При этом «за кадром» остаются настоящие шедевры средневековой и более поздней европейской архитектуры, стоящие среди лесов и полузаброшенных деревень.

Почему стоит поехать на велосипеде по Калининградской области ?

Просто добраться. Хотя Калининградская область отделена от территории России, для того, чтобы туда попасть, не нужна виза. Калининград связан с «материковой» частью нашей страны регулярным авиа-, железнодорожным и морским сообщением.

Несложные маршруты. Чтобы проехать по ним, не нужны особая физическая подготовка. В области равнинный рельеф, нет крутых или затяжных подъёмов, а в регионе густая сеть дорог оставшихся с немецких времён. Не по всем можно проехать на автомобиле, зато на велосипеде можно проехать практически везде.

Уникальная архитектура и природа. В одном регионе можно увидеть архитектуру Западной Европы, прогуляться по безлюдному побережью, полюбоваться готическими соборами и замками, затерянными среди лесов.

Как добраться до Калининградской области

У Калининградской области нет сухопутной границы с Россией, поэтому добраться на автомобиле по дорогам через Литву или Польшу затруднительно, а на пароме по Балтийскому морю — дорого. Рекомендуем пользоваться авиа- и железнодорожным транспортом.

На самолёте. Самый удобный, быстрый и надёжный способ. Рейсы «Аэрофлота», «Победы», «Уральских авиалиний», S7 и «Смартавиа» летают несколько раз в день из Москвы и Санкт-Петербурга.

На поезде. Дорога займёт больше времени, чем перелёт, но, если есть два дополнительных дня в запасе, можно отдохнуть от работы или учёбы и выспаться. Из Москвы ежедневно отправляется фирменный поезд «Янтарь», в Калининград он прибывает через 20 часов. Из Санкт-Петербурга состав тоже отправляется каждый день, но едет дольше — сутки.

Поезд по пути в Калининградскую область и обратно проходит транзитом через Литву. Поэтому нужно либо иметь шенгенскую визу, либо получить УПД-ЖД .Запрос отправляется автоматически при покупке билета онлайн на сайте РЖД или в кассах вокзала

Дополнительно надо самостоятельно заполнить форму УПД-ЖД, распечатать и отдать проводнику вагона во время посадки.

Важно !!!
Перед покупкой билета советуем внимательно прочитать правила и требования к оформлению билета и УПД-ЖД. Обращаем внимание, что для поездки в Калининград по железной дороге нужен заграничный паспорт, по внутреннему российскому проехать не получится. Тех, кто летит самолётом или прибывает по морю, это правило не касается, можно лететь по внутреннему паспорту.

Когда ехать на велосипеде по Калининградской области

Ездить в велопоходы по Калининградской области можно в любое время года, но оптимальный период для путешествия — со второй половины апреля по конец октября. Морской климат сглаживает колебания температур, поэтому здесь практически не бывает ни сильных морозов, ни сильной жары. Диапазон температур января — от -4 до 0 °C, апреля — от -3 до +13 °C, июля — от +13 до +23 °C, октября — от +5 до +12 °C.

Количество снега зависит от года: бывают как снежные зимы, так и зимы с преимущественно плюсовыми температурами.

Что брать в поход по Калининградской области

Климат в Калининградской области мягче, чем в средней полосе России, а инфраструктура почти ничем не отличается. Поэтому список снаряжения и одежды - стандартный. Добавим только детали.

  • Рекомендуем брать малозаметную туристическую палатку, чтобы она не привлекала внимание местных жителей: в нескольких местах на маршрутах её придётся ставить неподалёку от населённых пунктов.
  • Лучше, если палатка будет компактной: ровные места большой площади есть не везде.
  • На маршрутах не обойтись без ёмкостей для воды. Общедоступных колонок и колодцев в сельской местности мало. Поэтому запасы придётся пополнять в основном в магазинах, которые есть не везде.
  • А вот технической воды, чтобы помыть руки и вытереть грязь с ботинок, будет в избытке: большую часть области занимают поля, прорезанные довольно густой сетью оросительных каналов. К сожалению, большая часть из них заилена и покрыта тиной.

Как работает мобильная связь и интернет в Калининградской области

Несмотря на скромные размеры региона, мобильная связь есть не везде. Сигнал ловится на большей части побережья, трассах и в крупных населённых пунктах. В лесу всего в трёх-четырёх километрах от крупного посёлка связь может пропадать. Либо будет голосовая связь, но без интернета. И ещё — здесь практически не бывает «плохого» интернета: либо есть высокоскоростной 4G с уверенным приёмом, либо его нет совсем, в том числе и в населённых пунктах. Поэтому не стоит полагаться на сервисы заказа такси вроде «Яндекс.Такси» или inDrive. Советуем выписать телефоны местных служб такси в ближайших городах, чтобы в экстренном случае можно было вызвать машину даже при отсутствии интернета.

Дороги и тропы в Калининградской области

По сравнению с Центральной Россией здесь довольно мало грунтовых и полевых дорог, преобладают дороги с асфальтовым покрытием. Но бояться их не нужно. Машин по ним ездит немного, а из-за низкого качества покрытия они не могут сильно разгоняться. Кроме того, многие дороги представляют собой тенистые аллеи между старинными деревьями — липами и дубами, высаженными ещё в немецкие времена. По ним приятно ехать. В самых неожиданных местах встречается старая брусчатка. Удивительнее всего видеть её в глухом лесу: разбитая тракторная дорога внезапно превращается в путь к средневековому городу.

Такие дороги часто встречаются на маршрутах. Трафик машин небольшой, но советуем не терять бдительности.
Такие дороги часто встречаются на маршрутах. Трафик машин небольшой, но советуем не терять бдительности.

Как безопасно съездить в велопоход по Калининградской области

Не заходить в пограничную зону. Вся территория Калининградской области, кроме побережья, окружена пограничной зоной. Она имеет разную ширину: в одних местах это узкая полоса в два-три километра, а где-то — и все двадцать. Находиться в погранзоне без пропуска запрещено, нужно заранее оформить пропуск. На побережье закрыты только северная часть Куршской косы, южная часть Балтийской и небольшой участок берега вокруг Мамонова, в остальных местах вдоль моря можно перемещаться свободно.

Взять аптечку. Юго-западная часть области малонаселённа: в деревнях, обозначенных на карте, может оказаться всего один-два жилых дома, или деревня вообще будет покинутой. Поэтому есть вероятность, что в случае ЧП за помощью обратиться будет не к кому и полагаться придётся в первую очередь на себя. В таких местах следует соблюдать особую осторожность и обязательно иметь с собой походную аптечку.

Осторожно осматривать руины и ветхие здания. Большинство объектов на маршрутах из статьи в плохом состоянии. Стены, перекрытия и крыши могут обрушиться в любой момент. Перед тем как заходить внутрь, советуем внимательно осмотреть здание и оценить, насколько безопасно внутри.

Иметь средства, отпугивающие собак. Большая проблема брошенных деревень — бродячие собаки. Они агрессивно охраняют не только пустующие дома, но и прилегающие территории, которые никак не получится обойти, — например, единственную дорогу к станции. Обычно с ними удаётся «договориться», но на всякий случай стоит иметь с собой перцовый баллончик или светошумовые ракеты. Напоминаем, что провоз и того, и другого в самолёте запрещён, всё это придётся купить на месте.