Найти в Дзене

Дом меблированных комнат купчихи А. И. Андреевой на Лиговском проспекте, д. 53

Приветствую Вас, уважаемые подписчики и гости канала. Каждый раз проходя мимо Московского вокзала и ТРК "Галерея", заглядываешься на дом 53 на противоположной стороне Лиговского проспекта. Он всем своим видом действительно притягивает внимание обывателей: и башенки и балкон на последнем этаже, представляешь, какие виды открываются взору обитателей дома, ну просто прелесть! И вот, у меня появилась возможность провести исследование истории этого дома, так что начинаем! Дом семиэтажный или даже так: шестиэтажный, с мансардой, был построен в период с 1911 по 1912 годы, по проекту архитектора Крицкого Михаила Львовича. Фасад решён в стиле модена. Из него же, фасада, выделены два боковых 4-х этажных эркера, на уровне седьмого этажа оканчивающихся башенками и центральный, почти невидимый ризалит. Вход в единственную парадную расположен в правой части здания. Дверные деревянные заполнения конечно же современные. Снимок 1998 года, сделанный одним из хранителей Петербурга Сергеем Владимировичем

Приветствую Вас, уважаемые подписчики и гости канала. Каждый раз проходя мимо Московского вокзала и ТРК "Галерея", заглядываешься на дом 53 на противоположной стороне Лиговского проспекта. Он всем своим видом действительно притягивает внимание обывателей: и башенки и балкон на последнем этаже, представляешь, какие виды открываются взору обитателей дома, ну просто прелесть! И вот, у меня появилась возможность провести исследование истории этого дома, так что начинаем!

Дом семиэтажный или даже так: шестиэтажный, с мансардой, был построен в период с 1911 по 1912 годы, по проекту архитектора Крицкого Михаила Львовича. Фасад решён в стиле модена. Из него же, фасада, выделены два боковых 4-х этажных эркера, на уровне седьмого этажа оканчивающихся башенками и центральный, почти невидимый ризалит.

-2

Вход в единственную парадную расположен в правой части здания.

-3

Дверные деревянные заполнения конечно же современные.

-4

Снимок 1998 года, сделанный одним из хранителей Петербурга Сергеем Владимировичем Доспеховым. Подлинные двери.

-5

Воротная арка устроена в центральной части здания.

-6

Помещения первого и второго этажей с самого начала были рассчитаны на размещение в них торговых лавок и контор. Полуциркульные оконные проёмы второго этажа украшенные сверху подковами-наличниками и замковыми камнями, визуально являются продолжением окон первого этажа.

-7

На уровне четвёртого этажа смонтированы два балкона.

-8

С третьего по седьмой этажи размещаются жилые помещения - бывшие меблированные комнаты.

-9

Вся площадь фасада рустована.

-10

Один из эркеров.

-11

Декоративная отделка фасада всех этажей однотипная.

-12

Кованные балконные ограждения подлинные. Подоконное пространство на уровне 5-го этажа занято декором из мелких вертикальных линий.

-13

Фасад не в самом лучшем состоянии и требует незамедлительных реставрации и ремонта. Оконная рама эркера на уровне третьего этажа подлинная.

-14

Впрочем как и стрельчатая рама окна эркера на уровне шестого этажа.

-15

Несколько оконных проёмов шестого этажа по краю оформлены наличниками, а сверху замковыми камнями.

-16

Центральная часть здания самая роскошная. Простенки между окнами с четвёртого по шестой этажи заняты безордерными пилястрами. Все оконные проёмы с третьего по шестой этажи - спаренные.

-17

Окна шестого этажа - стрельчатой формы, т.е. решённые в готическом стиле.

-18

Мансардный этаж венчает массивный жилой аттик.

-19

Центральный трёхчастный оконный проём с выходом на балкон спрятан в большом стрельчатом проёме. Деревянные заполнения точно подлинные.

-20

Ещё один общий план. С этого балкона должен открываться великолепный вид на Лиговский проспект и площадь перед Московским вокзалом. Вот бы заценить!

-21

Ещё несколько мансардных окон.

-22

Есть окна, спрятанные внутрь кровли.

-23

Фасад довольно лаконичный, но взгляды на себе собирает только так.

-24

С помощью воротной арки заглянем во внутренний двор.

-25

Арка ведёт в известное не только в Петербурге, но и по всему миру арт-пространство "Арт-центр "Пушкинская, 10".

-26

Нижняя часть стен в арочном проёме облицована декоративным и неглазурованным кирпичом.

-27

Вид на проём со стороны двора.

-28

Двора-колодца здесь нет и не было.

-29

Жилых дворовых построек проектом архитектора Крицкого не предусматривалось.

-30

Окна центрального ризалита дворового фасада.

-31

Дореволюционное деревянное заполнение.

-32

Оконные проёмы на брандмауэрной стенке.

-33

Коротко осмотрев здание снаружи, переходим к изучению истории участка, на котором оно было возведено.

-34

На плане 1738 года на углу Невской перспективы и Лиговского канала располагалась усадьба генерала-фельдмаршала графа Бурхарда Кристофа фон Миниха. За усадьбой простиралась ещё совсем не обжитая территория.

-35

Бурхард Кристоф фон Миних - русский военный и государственный деятель немецкого происхождения. В 1721 году Пётр I принял выходца из немецкой Вестфалии на русскую службу. Генерал-майор Миних руководил работами на строительстве Петропавловской крепости, Ладожского канала, Кронштадта.

При императрице Анне Иоанновне Миних стал генерал-фельдмаршалом и президентом Военной коллегии. Ему удалось объединить в одном ведомстве всю систему управления армией, насчитывавшую 7 канцелярий и контор, что можно считать шагом вперёд в процессе централизации.
При императрице Анне Иоанновне Миних стал генерал-фельдмаршалом и президентом Военной коллегии. Ему удалось объединить в одном ведомстве всю систему управления армией, насчитывавшую 7 канцелярий и контор, что можно считать шагом вперёд в процессе централизации.

План Петербурга, датированный 1753 годом. Миниховская усадьба ещё существует, хотя сам граф к тому времени уже умер.

-37

На Сенатском атласе 1798 года мы можем рассмотреть интересующий нас участок. В глубине участка, по центру, находится вероятно жилой дом, а в левой части, сбоку - дворовые службы.

-38

К 1809 году владельцем представлен коллежский асессор Байков.

-39

Спустя 13 лет, в справочнике 1822 года, следующим домовладельцем указан мастер Пец, вероятно Константин Яковлевич – московский мастер, который работал в период с 1820 – 1875 годов. Владелец заведения серебряных, металлических и накладного серебра изделий. Предприятие Пеца неоднократно принимало участие в художественно-промышленных выставках 1839-1865 гг., где было награждено золотыми медалями.

-40

Справочник 1824 года являет нам очередного собственника - губернского секретаря Лундышева.

-41

План 1828 года. При Лундышеве на участке возведены постройки только деревянные, кроме одной, в правом углу.

-42

Постройки высотой в один и два этажа, со въездными воротами.

-43

Справочник "Петербургский Некрополь". Лундышев Пётр Андреевич, дослужившийся до чина надворного советника. Обратите внимание на ошибку. Родился в 1880 году, а умер в 1848 году.

-44

К 1836 году собственником указывается купец по фамилии Кузнецов, вероятно Иван Васильевич.

-45

В справочнике "Петербургский Некрополь" также обнаруживается запись о Санкт-Петербургском купце 2 гильдии, умершем в 1847 году, на 73 году жизни.

-46

План Петербурга 1849 года. Участок Трифонова

-47

Очередным хозяином к этому году представлен купец Трифонов Григорий Дементьевич.

-48

Изображение из каталога "Старый Петербург. Столица и окрестности". 1850 год.

-49

На нём мы можем опознать интересующие нас постройки. Главный дом уже трёхэтажный.

-50

1854 год. Григорий Трифанов проживает по Лиговскому проспекту в собственном доме.

-51

Примерно до середины 1860-х годов, купеческое семейство Трифановых владело участком.

-52

Изображение Лиговского проспекта, сделанное в период с 1860 по 1890 годы.

-53

Интересующий нас участок с постройками. Все строения каменные.

-54

В справочнике 1868 года новым домовладельцем указывается отставной придворный вахтер Василий Алексеевич Белин.

-55

Семейство Белиных в справочнике 1868 года. Все ли были друг другу родственниками - неизвестно.

-56

Примерно в середине 1880-х годов, а может и раньше, участок вновь переменит владельцев.

-57

К 1886 году им станет Иван Петрович Столетов. У Ивана Петровича есть брат (скорее всего) Павел Петрович, проживающий на Тамбовской улице.

-58

В справочнике 1892 года, спустя шесть лет, Павел Петрович Столетов, проживает уже в Казачьем переулке.

-59

Купеческая книга 1890 года сообщает, что братья Столетовы содержат трактиры в домах жительства.

-60

Справочник "Петербургский Некрополь" сообщает, что Иван Петрович Столетов к 1894 году был купцом 2-й гильдии, потомственным почётным гражданином и кавалером. Скончался он спустя 15 лет после смерти супруги Марии Васильевны.

-61

План двора, датированный 1902 годом, принадлежавшего после смерти отца Ивану Ивановичу Столетову.

Подпись на проекте архитектора Ковшарова Анатолия Ивановича.
Подпись на проекте архитектора Ковшарова Анатолия Ивановича.

Постройки на участке.

-63

Трёхэтажное строение по другой оси.

-64

Лестничный пролёт под литерой "Б", ведущий на улицу.

-65

Снимок сделанный в период с 1892 по 1901 годы.

-66

Все постройки ещё на месте.

-67

20 лет, вплоть до 1906 года, семейство Столетовых владело участком на Лиговке.

-68

Анастасия Ивановна на 1906 год проживает в доме 106 на Лиговском проспекте, а Иван Иванович в доме 53, а вот дом 7 на улице Александра Невского, где проживала Елена Ильинична Столетова найти не удалось. Его снесли в советские годы.

-69

С 1907 года и до самой революции в роли домовладелицы выступит купчиха Андреева Анастасия Ивановна, проживающая в доме 94 на набережной реки Фонтанки и содержащая мебельный магазин.

-70

Дом 94 на набережной реки Фонтанки. Дом в 1902 году перестраивал архитектор Крицкий Михаил Львович, которого купцы Андреевы наймут для постройки своего нового дома на Лиговке.

-71

Купеческая книга 1900 года рассказывает о том, что купчиха 2-ой гильдии Анастасия Ивановна проживает с шестью детьми на Садовой улице и торгует мебелью в Апраксином дворе.

-72

Купеческая книга 1899 года. В этом году муж Анастасии Ивановны Василий Степанович в возрасте 39 лет умирает, оставив жену с шестью детьми.

-73

Справочник "Петербургский Некрополь".

-74

Ходатайство о постройке каменного 6-ти этажного здания поступит в Санкт-Петербургскую Городскую управу в период с 21 по 28 февраля 1911 года. Подпись на проекте - Крицкий.

-75

Архитектор Крицкий Михаил Львович мастерски уместит такой большой дом на небольшом участке.

-76

Цветная визуализация фасада. Роскошь!

-77

Крицкий Михаил Львович родился в 1868 году. С 1890 года - ученик Академии художеств. В 1895 году окончил курс наук Академии. В 1897 году удостоен звания художника-архитектора за проект «театра». Работал в Ведомстве учреждений императрицы Марии. С 1905 года - архитектор Елизаветинского и Патриотического институтов (1905 - 1915). Делопроизводитель Строительного комитета при Русском музее императора Александра III. После революции 1917 года работал в Петрогубсовете. Скончался в возрасте 74 лет в августе 1942 года. Последнее место жительства архитектора флигель для работников Этнографического музея на Инженерной улице.

-78

Подумать только, что такой массивный дом для купчихи Андреевой будет возведён всего за два года! С 1911 по 1912 годы.

-79

На 1917 Анастасия Ивановна всё также являлась домовладелицей.

-80

К 1917 году в доме Андреевой проживает даже родственник бывших домовладельцев. Елена Ильинична Столетова.

-81

После сдачи нового дома в эксплуатацию, владелица Анастасия Ивановна откроет в доме комнаты на правах квартир.

-82

Также, к 1917 году, домовладелица Андреева часть квартир сдаст в аренду Лаврентьевой Анне Николаевне для её меблированного дома "Метрополитэн". Неудивительно, ведь рядом Николаевский вокзал!

-83

Лаврентьева Анна Николаевна - владелица меблированного дома "Метрополитэн" на Лиговской улице, д. 53.

-84

В общем, с историей участка мы ознакомились, пришло время осмотреть единственную парадную лестницу. Заходим!

-85

Двери со стороны вестибюля.

-86

Проходим вглубь.

-87

Вид на парадный вестибюль с площадки первого этажа.

-88

К огромному сожалению, почти все квартиры здесь - коммунальные. Поднимаемся выше.

-89

В парадной местами очень грязно.

-90

Лестница хорошо освещена.

-91

Напольная двухцветная плитка. Ещё бы узнать, кто её изготовитель.

-92

Кованные модерновые перильные ограждения.

-93

Подлинные двустворчатые квартирные двери.

-94

На одной из межэтажных площадок хранится какое-то неисправное барахло, которое выбросить жалко или некуда.

-95

Добрались до квартирной площадки последнего седьмого этажа. Чем выше поднимаемся, тем чище становится.

-96

Вид из окна парадной лестницы во внутренний двор на флигели арт-центра "Пушкинская, 10".

-97

Вид на крыши домов и соборы.

-98

Уважаемые подписчики и гости канала. В связи с ограничением Дзена на количество фотографий в посте, показать более подробно некоторые элементы невозможно. Будем считать, что мы очень скоро осмотрели парадную лестницу и пришло время заканчивать рассказ. Дом роскошный, история появления его довольно интересная, как и история владения участком. Конечно было бы здорово заглянуть внутрь квартир, но когда-нибудь и это наверняка удастся! Друзья, благодарю Вас за интерес к истории Петербурга и тем более к моему каналу.

-99

Очень Вас благодарю и до новой встречи!

-100