Приветствую Вас, уважаемые подписчики и гости канала. Каждый раз проходя мимо Московского вокзала и ТРК "Галерея", заглядываешься на дом 53 на противоположной стороне Лиговского проспекта. Он всем своим видом действительно притягивает внимание обывателей: и башенки и балкон на последнем этаже, представляешь, какие виды открываются взору обитателей дома, ну просто прелесть! И вот, у меня появилась возможность провести исследование истории этого дома, так что начинаем!
Дом семиэтажный или даже так: шестиэтажный, с мансардой, был построен в период с 1911 по 1912 годы, по проекту архитектора Крицкого Михаила Львовича. Фасад решён в стиле модена. Из него же, фасада, выделены два боковых 4-х этажных эркера, на уровне седьмого этажа оканчивающихся башенками и центральный, почти невидимый ризалит.
Вход в единственную парадную расположен в правой части здания.
Дверные деревянные заполнения конечно же современные.
Снимок 1998 года, сделанный одним из хранителей Петербурга Сергеем Владимировичем Доспеховым. Подлинные двери.
Воротная арка устроена в центральной части здания.
Помещения первого и второго этажей с самого начала были рассчитаны на размещение в них торговых лавок и контор. Полуциркульные оконные проёмы второго этажа украшенные сверху подковами-наличниками и замковыми камнями, визуально являются продолжением окон первого этажа.
На уровне четвёртого этажа смонтированы два балкона.
С третьего по седьмой этажи размещаются жилые помещения - бывшие меблированные комнаты.
Вся площадь фасада рустована.
Один из эркеров.
Декоративная отделка фасада всех этажей однотипная.
Кованные балконные ограждения подлинные. Подоконное пространство на уровне 5-го этажа занято декором из мелких вертикальных линий.
Фасад не в самом лучшем состоянии и требует незамедлительных реставрации и ремонта. Оконная рама эркера на уровне третьего этажа подлинная.
Впрочем как и стрельчатая рама окна эркера на уровне шестого этажа.
Несколько оконных проёмов шестого этажа по краю оформлены наличниками, а сверху замковыми камнями.
Центральная часть здания самая роскошная. Простенки между окнами с четвёртого по шестой этажи заняты безордерными пилястрами. Все оконные проёмы с третьего по шестой этажи - спаренные.
Окна шестого этажа - стрельчатой формы, т.е. решённые в готическом стиле.
Мансардный этаж венчает массивный жилой аттик.
Центральный трёхчастный оконный проём с выходом на балкон спрятан в большом стрельчатом проёме. Деревянные заполнения точно подлинные.
Ещё один общий план. С этого балкона должен открываться великолепный вид на Лиговский проспект и площадь перед Московским вокзалом. Вот бы заценить!
Ещё несколько мансардных окон.
Есть окна, спрятанные внутрь кровли.
Фасад довольно лаконичный, но взгляды на себе собирает только так.
С помощью воротной арки заглянем во внутренний двор.
Арка ведёт в известное не только в Петербурге, но и по всему миру арт-пространство "Арт-центр "Пушкинская, 10".
Нижняя часть стен в арочном проёме облицована декоративным и неглазурованным кирпичом.
Вид на проём со стороны двора.
Двора-колодца здесь нет и не было.
Жилых дворовых построек проектом архитектора Крицкого не предусматривалось.
Окна центрального ризалита дворового фасада.
Дореволюционное деревянное заполнение.
Оконные проёмы на брандмауэрной стенке.
Коротко осмотрев здание снаружи, переходим к изучению истории участка, на котором оно было возведено.
На плане 1738 года на углу Невской перспективы и Лиговского канала располагалась усадьба генерала-фельдмаршала графа Бурхарда Кристофа фон Миниха. За усадьбой простиралась ещё совсем не обжитая территория.
Бурхард Кристоф фон Миних - русский военный и государственный деятель немецкого происхождения. В 1721 году Пётр I принял выходца из немецкой Вестфалии на русскую службу. Генерал-майор Миних руководил работами на строительстве Петропавловской крепости, Ладожского канала, Кронштадта.
План Петербурга, датированный 1753 годом. Миниховская усадьба ещё существует, хотя сам граф к тому времени уже умер.
На Сенатском атласе 1798 года мы можем рассмотреть интересующий нас участок. В глубине участка, по центру, находится вероятно жилой дом, а в левой части, сбоку - дворовые службы.
К 1809 году владельцем представлен коллежский асессор Байков.
Спустя 13 лет, в справочнике 1822 года, следующим домовладельцем указан мастер Пец, вероятно Константин Яковлевич – московский мастер, который работал в период с 1820 – 1875 годов. Владелец заведения серебряных, металлических и накладного серебра изделий. Предприятие Пеца неоднократно принимало участие в художественно-промышленных выставках 1839-1865 гг., где было награждено золотыми медалями.
Справочник 1824 года являет нам очередного собственника - губернского секретаря Лундышева.
План 1828 года. При Лундышеве на участке возведены постройки только деревянные, кроме одной, в правом углу.
Постройки высотой в один и два этажа, со въездными воротами.
Справочник "Петербургский Некрополь". Лундышев Пётр Андреевич, дослужившийся до чина надворного советника. Обратите внимание на ошибку. Родился в 1880 году, а умер в 1848 году.
К 1836 году собственником указывается купец по фамилии Кузнецов, вероятно Иван Васильевич.
В справочнике "Петербургский Некрополь" также обнаруживается запись о Санкт-Петербургском купце 2 гильдии, умершем в 1847 году, на 73 году жизни.
План Петербурга 1849 года. Участок Трифонова
Очередным хозяином к этому году представлен купец Трифонов Григорий Дементьевич.
Изображение из каталога "Старый Петербург. Столица и окрестности". 1850 год.
На нём мы можем опознать интересующие нас постройки. Главный дом уже трёхэтажный.
1854 год. Григорий Трифанов проживает по Лиговскому проспекту в собственном доме.
Примерно до середины 1860-х годов, купеческое семейство Трифановых владело участком.
Изображение Лиговского проспекта, сделанное в период с 1860 по 1890 годы.
Интересующий нас участок с постройками. Все строения каменные.
В справочнике 1868 года новым домовладельцем указывается отставной придворный вахтер Василий Алексеевич Белин.
Семейство Белиных в справочнике 1868 года. Все ли были друг другу родственниками - неизвестно.
Примерно в середине 1880-х годов, а может и раньше, участок вновь переменит владельцев.
К 1886 году им станет Иван Петрович Столетов. У Ивана Петровича есть брат (скорее всего) Павел Петрович, проживающий на Тамбовской улице.
В справочнике 1892 года, спустя шесть лет, Павел Петрович Столетов, проживает уже в Казачьем переулке.
Купеческая книга 1890 года сообщает, что братья Столетовы содержат трактиры в домах жительства.
Справочник "Петербургский Некрополь" сообщает, что Иван Петрович Столетов к 1894 году был купцом 2-й гильдии, потомственным почётным гражданином и кавалером. Скончался он спустя 15 лет после смерти супруги Марии Васильевны.
План двора, датированный 1902 годом, принадлежавшего после смерти отца Ивану Ивановичу Столетову.
Постройки на участке.
Трёхэтажное строение по другой оси.
Лестничный пролёт под литерой "Б", ведущий на улицу.
Снимок сделанный в период с 1892 по 1901 годы.
Все постройки ещё на месте.
20 лет, вплоть до 1906 года, семейство Столетовых владело участком на Лиговке.
Анастасия Ивановна на 1906 год проживает в доме 106 на Лиговском проспекте, а Иван Иванович в доме 53, а вот дом 7 на улице Александра Невского, где проживала Елена Ильинична Столетова найти не удалось. Его снесли в советские годы.
С 1907 года и до самой революции в роли домовладелицы выступит купчиха Андреева Анастасия Ивановна, проживающая в доме 94 на набережной реки Фонтанки и содержащая мебельный магазин.
Дом 94 на набережной реки Фонтанки. Дом в 1902 году перестраивал архитектор Крицкий Михаил Львович, которого купцы Андреевы наймут для постройки своего нового дома на Лиговке.
Купеческая книга 1900 года рассказывает о том, что купчиха 2-ой гильдии Анастасия Ивановна проживает с шестью детьми на Садовой улице и торгует мебелью в Апраксином дворе.
Купеческая книга 1899 года. В этом году муж Анастасии Ивановны Василий Степанович в возрасте 39 лет умирает, оставив жену с шестью детьми.
Справочник "Петербургский Некрополь".
Ходатайство о постройке каменного 6-ти этажного здания поступит в Санкт-Петербургскую Городскую управу в период с 21 по 28 февраля 1911 года. Подпись на проекте - Крицкий.
Архитектор Крицкий Михаил Львович мастерски уместит такой большой дом на небольшом участке.
Цветная визуализация фасада. Роскошь!
Крицкий Михаил Львович родился в 1868 году. С 1890 года - ученик Академии художеств. В 1895 году окончил курс наук Академии. В 1897 году удостоен звания художника-архитектора за проект «театра». Работал в Ведомстве учреждений императрицы Марии. С 1905 года - архитектор Елизаветинского и Патриотического институтов (1905 - 1915). Делопроизводитель Строительного комитета при Русском музее императора Александра III. После революции 1917 года работал в Петрогубсовете. Скончался в возрасте 74 лет в августе 1942 года. Последнее место жительства архитектора флигель для работников Этнографического музея на Инженерной улице.
Подумать только, что такой массивный дом для купчихи Андреевой будет возведён всего за два года! С 1911 по 1912 годы.
На 1917 Анастасия Ивановна всё также являлась домовладелицей.
К 1917 году в доме Андреевой проживает даже родственник бывших домовладельцев. Елена Ильинична Столетова.
После сдачи нового дома в эксплуатацию, владелица Анастасия Ивановна откроет в доме комнаты на правах квартир.
Также, к 1917 году, домовладелица Андреева часть квартир сдаст в аренду Лаврентьевой Анне Николаевне для её меблированного дома "Метрополитэн". Неудивительно, ведь рядом Николаевский вокзал!
Лаврентьева Анна Николаевна - владелица меблированного дома "Метрополитэн" на Лиговской улице, д. 53.
В общем, с историей участка мы ознакомились, пришло время осмотреть единственную парадную лестницу. Заходим!
Двери со стороны вестибюля.
Проходим вглубь.
Вид на парадный вестибюль с площадки первого этажа.
К огромному сожалению, почти все квартиры здесь - коммунальные. Поднимаемся выше.
В парадной местами очень грязно.
Лестница хорошо освещена.
Напольная двухцветная плитка. Ещё бы узнать, кто её изготовитель.
Кованные модерновые перильные ограждения.
Подлинные двустворчатые квартирные двери.
На одной из межэтажных площадок хранится какое-то неисправное барахло, которое выбросить жалко или некуда.
Добрались до квартирной площадки последнего седьмого этажа. Чем выше поднимаемся, тем чище становится.
Вид из окна парадной лестницы во внутренний двор на флигели арт-центра "Пушкинская, 10".
Вид на крыши домов и соборы.
Уважаемые подписчики и гости канала. В связи с ограничением Дзена на количество фотографий в посте, показать более подробно некоторые элементы невозможно. Будем считать, что мы очень скоро осмотрели парадную лестницу и пришло время заканчивать рассказ. Дом роскошный, история появления его довольно интересная, как и история владения участком. Конечно было бы здорово заглянуть внутрь квартир, но когда-нибудь и это наверняка удастся! Друзья, благодарю Вас за интерес к истории Петербурга и тем более к моему каналу.
Очень Вас благодарю и до новой встречи!