Найти в Дзене

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... ЧЕЧИНЫ СТЕПАН ИВАНОВИЧ (26.12.1914 - 18.09.1942) и НАДЕЖДА МАТВЕЕВНА (01.07.1915 - 19.01.1997)

#архивы памяти 1941-1945 Степан родился в семье Чечиных Ивана Васильевича (1894 г.р.) и Евдокии Фёдоровны (1895 г.р., в девичестве - Лунина, сестра Ивана Федоровича Лунина), родовой дом был в Крестах. У Степана был старший брат Егор, 1912 года рождения. По воспоминаниям их старших родственников, родные братья отличались друг от друга как внешне, так и по характеру. Егор был ростом выше среднего, очень спокойный и имел покладистый характер. В довоенное время дед был деловитым столяром. И уже в свои двадцать с небольшим лет мастерил из дерева и бересты предметы труда и обихода (видимо по роду Луниных досталось ему это качество). А род Луниных, из которого была мать деда - Лунина Евдокия, славился у односельчан как известные мастера по дереву. И деду Семену - брату Евдокии, односельчане заказывали сани, коромысла, пахталки для взбивания масла. А резные комоды и оконные наличники оставались, лично для меня, каким-то немыслимым твореньем. Помню, бабушка часто говорила: «Вот был бы у вас де
Оглавление

#архивы памяти 1941-1945

Чечин Степан Иванович (26.12.1914 - 18.09.1942). Ветеран Великой Отечественной войны

Чечин Степан Иванович
Чечин Степан Иванович

Степан родился в семье Чечиных Ивана Васильевича (1894 г.р.) и Евдокии Фёдоровны (1895 г.р., в девичестве - Лунина, сестра Ивана Федоровича Лунина), родовой дом был в Крестах. У Степана был старший брат Егор, 1912 года рождения. По воспоминаниям их старших родственников, родные братья отличались друг от друга как внешне, так и по характеру. Егор был ростом выше среднего, очень спокойный и имел покладистый характер.

В довоенное время дед был деловитым столяром. И уже в свои двадцать с небольшим лет мастерил из дерева и бересты предметы труда и обихода (видимо по роду Луниных досталось ему это качество). А род Луниных, из которого была мать деда - Лунина Евдокия, славился у односельчан как известные мастера по дереву. И деду Семену - брату Евдокии, односельчане заказывали сани, коромысла, пахталки для взбивания масла. А резные комоды и оконные наличники оставались, лично для меня, каким-то немыслимым твореньем. Помню, бабушка часто говорила:

«Вот был бы у вас дед - он тоже это умел делать. И были бы у его дочки игрушки разные из дерева и поделки. Уже к тому времени у деда был свой велосипед и фотоаппарат. Но, увы..».

Единственный предмет остался уцелевшим - маленькое лукошечко для пуговиц, мама хранит его как реликвию.

Дед был и математически мыслящим человеком (и это качество передалось дочери Екатерине, благодаря чему она долгие годы работала в колхозе кладовщиком. Но это другая история).

Будучи способным по тем временам, дед имел свое мышление и, видимо, свою точку зрения, за что и был приговорен к тюремному заключению на 10 лет. Информация о тюремном заключении деда, стала нам известна из архивных данных, благодаря семье Оськиных - Василию Федоровичу и Петру Федоровичу, обнаруженных ими при написании книги «О чем шумят Шиханы».

В то время стыдно было говорить вслух о тюрьмах и ссыльных. Теперь никому объяснять не надо, что в Сибирь зачастую ссылались лучшие умы и творческие люди. Поэтому этот факт никак не оскорбляет наш род, а наоборот.

Но тут случилась война. 27 октября 1941 года деда забирают на фронт, а в марте 1942 рождается дочь Екатерина, которую он так и не увидел. 9 августа 1942 года он написал письмо - последнее в своей жизни. Несмотря на выгоревшие от времени буквы от химического карандаша и потертостей на сгибах, маме удалось восстановить текст письма.

Текст, написанный простым, практически безграмотным крестьянином поражает своим стилем речи:

1942 года августа 9го дня.
Письмо на родину от Чечина С.И. Чечиной Надежде Матвеевне. Здравствуйте, Н.М., шлю я вам свой скучливый привет и желаю быть здоровой навсегда. Ещё шлю я свой сердечный привет своей новорожденной дочке Екатерине и желаю быть счастливой и здоровой навсегда. Ещё передаю привет своим родным и знакомым и желаю быть здоровым навсегда. Теперь я буду сообщать, что я 8-го августа получил письмо от вас и за которое очень благодарю. Ещё я вас прошу, чтобы вы побольше сообщали нам новостей, которые есть у нас в Палатове, кто жив и кто ранен пришёл с фронта в Палатове. Мне не ясно, вы пишете, что Мишу убили, но мне не ясно какого и где. Ещё я прошу вас сообщите, какой урожай у нас и кто председателем колхоза и бригадиром во 2-ой бригаде. Мне интересно знать, какие есть новости по нашему селу Палатову. Теперь я вообще на счет своей жизни, я живу все на старом месте, только у нас адрес другой, наш адрес П.П.С. №1640 учебный батальон 12 СИЧ и все. Дальше я сообщу насчет себя, что я сейчас учусь на сержанта с июля месяца сего года, на счет питания унас хорошо, по много писать нечего в части питания, потому что вам ясно,что в армии существует паек. Все на счет урожая сообщу, урожай хороший здесь, погода стоит тоже хорошая, но колхозов около нас мало и деревни маленькие по 50 и 100 дворов. Еще я прошу вас, как можно чтобы вы сфотографировались с дочкой Екатериной, прислали мне фотокарточку, в этом письме я посылал фотокарточку и справку с своей службы. Справка для вас нужна для предъявление в сельский совет. Больше писать нечего, жду ответ немедленно. С приветом к вам Н.М. и дочке Екатерине. Степан Ив. Чечин. Письмо писал в 11 часов дня во время свободных минут. С тем и до свидания.

18 сентября 1942 года Чечин Степан Иванович пропал без вести в звании сержанта 1642 учебного батальона под Сталинградом. На тех полях, поросших ковылью и тополями, побывал правнук Виктор (сын Галины). Он же запросил архивную справку о прадедушке.

Северная сторона Сталинграда. Первая линия обороны. Вся мощь наступления была направлена на прорыв обороны. Разбивало все в клочья, и серьезного сопротивления оказать не могли. Воронки от мин и стали могилами для сотен и тысяч. В послевоенное время пленными немцами здесь был построен канал, соединяющий р. Дон с р. Волгой. На берегу канала построен мемориал в память о погибших. Разумеется, точного места захоронения нет - бескрайние луга стали общей братской могилой. Пожалуй, это все, что мы знаем и можем помнить об отце, деде и прадеде!

Чечина Надежда Матвеевна (01.07.1915 - 19.01.1997). Труженик тыла

Чечина Надежда Матвеевна
Чечина Надежда Матвеевна

Надежда родилась в семье Байковых Матвея Еремеевича (1870 г.р.) и Натальи Михайловны (в девичестве Чамбарской, 1874 г.р.). Известно, что мать Наталья была повитухой и оказывала посильную медицинскую помощь на селе (принимала роды, обрабатывала раны, вправляла вывихи). Знахарством не обладала , но крови не боялась (как говорила бабушка).

Родители Натальи были - Анисья и Михаил (был глухонемым). Родителями Матвея были - Байковы Еремей Дмитриевич (1839 г.р.) и Федосья Васильевна (1837 - 20.10.1907). Так вот в честь этого Еремея звалась гора на бугре «Ерёмина гора». Он был пришлый. По воспоминаниям бабушки:

...Он пришел в село высокого роста в дорогом кафтане. На лицо был красивый...

Жили Еремей с Федосьей на месте дома Бочкаревых, на Бугре. О Матвее информации нет. Но он оставил после себя большое наследие – шестерых детей: Байковы - Максим (11.08.1895 г.р.), Михаил (01.11.1897-23.07.1942, погиб на войне), Матрена (17.05.1900 г.р.), Сергей (04.07.1911 г.р.), Анна (11.11.1908 г.р.) и Надежда (младшая).

Труженики тыла... Кто они были? В большинстве своем это были молодые женщины с маленькими детьми, несущие на своих плечах тяжелый крестьянский труд, работая от рассвета до заката. Домашнее хозяйство, чтобы выжить и прокормить своих детей, работа в колхозе - не щадя своих сил «все для фронта, все для победы», мужские обязательства - все было на плечах наших бабушек. И трудно себе представить - нашей бабушке (Чечиной Надежде Матвеевне) было всего 27 лет, когда она осталась вдовой...

Будучи замужем за Чечиным Степаном Ивановичем, нашим дедушкой, до начала войны успела родить троих сыновей: Василия (1937 г.р.), Петра (1938 г.р.), Виктора (1939 г.р.), но к сожалению они умерли в младенчестве. И единственным ребенком, выжившим в суровых условиях, стала наша мама - Екатерина. Словно рыбка, выплывшая для продолжения рода от союза Степана и Надежды Чечиных.

«Мама Чечина» - все свое раннее детство я знала это имя и не задавалась вопросом отчего это так. Позже, когда появились дети у старшей сестры Галины и старшего брата Андрея, то есть правнуки, появилось имя «баба Чечина». Эта маленькая, кроткая женщина заменяла нам всем целую Вселенную своей любовью, теплом и заботой о каждом и неустанным трудом. Каждого она умела утешить, оправдать чей-либо плохой поступок (в частности своего зятя - Лукьянова Леонида Ивановича, нашего обожаемого всеми папочку, когда тому необходимо было опохмелиться, например). Да, было и такое, вспоминаем теперь эти истории с большой улыбкой. По истине миротворец, не знаю такого случая, чтобы наша бабушка ссорилась с кем-либо или сердилась.

Надежда Матвеевна одна из первых вступила в колхоз. За это давался земельный надел, чтобы выжить в голодное военное время. Трудное время для каждого. У одних было много детей – нечем кормить, а у бабушки была одна дочка и это с одной стороны спасало от крайней нужды. Мама вспоминает: ходили в школу полуголодными, но все же котомки кое-какие брали с собой. Подружка ее была из многодетной семьи и та ей предлагала меняться – "у меня черненький кусочек, а у тебя беленький». И мама с радостью меняла белый хлеб на немытую картошку. С другой стороны – приходилось делать все одной - заготовка дров, сенокос, огород, скотина. Кормилицей была корова. С бидонами молока ходили пешком в Инзу на базар.

-6

Еще один случай, который особенно запомнился бабушке и она нам его часто проговаривала: почему на Воздвиженье нельзя ходить в лес. Поехали они с дедом Михаилом на Воздвиженье в лес за дровами. Ходят ,собирают хворост. В лощине наткнулась она на такое количество змей, что клубами большими вьются и по земле и на ветвях. Сильно испугалась, давай кричать, а дед-то глухонемой и от этого еще страшнее. Это был самый большой ее страх и потом.

После гибели сына на фронте, в родное село возвращается с Камчатки свекровь – мать Степана, Евдокия - со старшим сыном Егором. Егор по возвращению обзавелся семьей и у него родился единственный сын – Валентин (д. Валя Чечин, живет в «Малых крестах»). Евдокия идет жить к невестке и прожила с ней до конца своих дней. Бабушка приводила в пример характер отношений в семье, она говорила: «Мы так дружно жили со свекровью, что даже ни разу не были сердитыми». Евдокия смогла на чужбине заработать какие-то деньги и они с бабушкой покупают дом и ставят его на том же месте, вместо маленькой избенки. Умерла Евдокия в апреле 1948 года в возрасте примерно 50 лет.

1957 год. Еще одно испытание на стойкость. Случается пожар в селе, сгорает большая часть домов. И бабушка с мамой тоже остаются без крыши над головой. Рядом со сгоревшим домом общими силами был построен новый домик на краю «Больших крестов». Собирались «помочи», то есть кто что умел. Не бросали ее и родственники деда - опять же, мастеровое семейство Луниных. Немудреная мебель сохранилась и по сей день.

Забавный случай мы помним из рассказов бабушки: Любил приходить к ней отец свекрови (дед по мужу Степану). Звали его Федор. Ходил он в лаптях, в потрепанном сюртуке и большой бородой. И дабы оказаться тоже полезным, а предложить то и нечего было, кроме единственной денежной купюры каким-то образом имеющейся у него, он говорил : «Надежа, можа помочь чем? Еже ли не обойдесся, то вот она, трёшенка». И хлопал по карману. Конечно же, бабушка вежливо отказывалась, а тот и рад был просто общению с ней. И так каждый раз.

Историческое наследие рода Луниных-Федор и его жена, справа (в лаптях) дочь- Евдокия Федоровна (Чечина,в замужестве за Иваном), слева-Анна Владимировна Лунина (племянница Фёдора), мальчик с балалайкой - Лунин Пётр Семёнович (Погиб на войне в 1945)
Историческое наследие рода Луниных-Федор и его жена, справа (в лаптях) дочь- Евдокия Федоровна (Чечина,в замужестве за Иваном), слева-Анна Владимировна Лунина (племянница Фёдора), мальчик с балалайкой - Лунин Пётр Семёнович (Погиб на войне в 1945)

Маленький домик на краю «Больших крестов». Милый и дорогой сердцу воспоминаниями. В доме кровать с выбитым подзорником, две лавки, стол, сундук. Вся кухонная мебель (в чулане) состояла из широкой, начищенной добела лавки, «полички» за занавесочкой с парой блюдец и ложек, эмалированное ведро с крышкой для хлебов. В сенях стоял ларь и также за занавеской несколько узлов с вещами. Каждая вещь и каждый предмет имел свое место и значение. Все! И вот из такого немудренного обихода для каждого откуда-то доставались вкусности или новые связанные носочки.

Бабушка была заботливой и ладненькой во всем. Дома у нее всегда было аккуратно и чисто. На любой случай имелись запасы - лесные орехи и цукаты из свеклы были особенным лакомством. Шедевром кулинарного мастерства была у бабушки домашняя лапша с топленным молоком (для этих целей у нее был специально наточенный топор для стружки). Такую лапшу она делала односельчанам для поминок. И такие поминки особенно запоминались. Дети между собой интересовались : « А лапша была?». Это было особенно вкусно. Коврига ржаного хлеба и пылушка на углях - сейчас дорого могли бы стоить. Да только повторить это невозможно. Как невозможно вернуть родной запах и ароматы этого домика. До последних дней она сохранила смирение и миролюбивость. В ней было столько любви и умного чувства юмора, оттого ее любили и уважали односельчане.

И вроде сейчас у нас - потомков войны, есть все блага, но нет главного, что было у них – Благодати. Благодать - это дар Бога. А дара нет, потому что Бога в нас нет, а Бог - есть Любовь.

Автор: внучка - Наталья Александровна Мясникова (Лукьянова).