Я реально заморочился и долго думал как никого не обидеть. А потом положил на заботу о коллегах большой камень опыта и скажу как есть – дневные сериалы дешёвые! Я начинал с дневных сериалов, поэтому имею право так сказать. А в этой статье расскажу о некоторых секретах производства дневных сериалов.
Дневной сериал это тот, что идёт в период, когда основная масса телезрителей на работе. А те к то дома заняты хозяйством. Это давно заметили продюсеры теле новелл и директоры телеканалов. Зритель мог бы и радио слушать с тем же успехом, но предпочитает, чтобы телевизор фоном говорил, пока руки с глазами делом заняты. Отсюда и требования к дневным сериалам – без фанатизма и зрелищности, ибо смотреть по-любому не будут.
С этим согласны и рекламодатели. В дневном эфире не так много потенциально платёжеспособных граждан. Поэтому давать свою рекламу в дневное время не каждая компания согласится. Если только не та, что под домохозяек заточена – магазины продуктов, всё для кройки и шитья, вязания и интерьера. А это небольшие компании с малыми рекламными бюджетами. Телеканалы, чтобы хоть какие копеечки с дневного эфира собирать, снижают стоимость рекламных блоков.
Отсюда логический финал – дневные сериалы существуют в рамках жёсткого ограничения бюджета. Может заметили, что телеканалы в дневном эфире часто дают повторы фильмов или сериалов из позднего эфира – собирают дважды с одного поля. Так затрат почти нет, зато прибыль повышается. А домохозяйкам нет нужды переживать, что пропустят любимый сериал, когда зять решил футбол посмотреть.
Разобрались с бюджетом, теперь расскажу как продюсеры выкручивают пальцы сценаристам, а те выкручиваются ради гонорара. Отличие стоимости сценария серии дневного сериала от вечернего – от четырёх до шести раз! За один часовой эпизод дневного сериала предлагают не более ста пятидесяти тысяч, а то и меньше. Весело, но когда я начинал, нам за серию тридцать тысяч платили, правда, доллар тогда был по 28. А вот за вечерний эфир сегодня меньше шести сотен за серию авторы работать не соглашаются. Почувствуйте разницу, как говорится.
Но тут ещё и момент есть временной. На прймовых сериалах продюсеры за большие гонорары и сроки большие дают. Весь сезон можно месяцев шесть писать в постоянном контакте с редактором, шоуранером или креативным продюсером, а то и со всеми сразу. А на дневном у тебя есть всего неделя на все согласования и правки. По сути на первый черновик сценария есть дня три. Остальное время всё переписывается и исправляется. Понятно, что в ход идут сутки полностью, включая ночи под бочки кофе с энергетиками. Редко когда дают две недели на серию. Но это на длинных проектах, где все персонажи известны, сюжет утверждён и писать легко.
А легко писать – значит просто, по шаблонам, без особых изысков. Если смог вклеить в сюжет что-то оригинальное, молодец, похвалят и дадут больше работы. Не отличился особой выдумкой, но сроки не сорвал, с редактором не пререкался, тоже умничка, получишь следующую серию на заказ, только отойди от бессонной недели предыдущего творчества.
И приходится сценаристам наступать на горло таланту и писать реально по шаблонам. А ещё мириться с тем, что истории для дневных сериалов реально просты до безобразия, с минимальным количеством событий на серию. Выдам немного профессиональной информации: в каждом часовом эпизоде (серии) должно быть как минимум три события, так называемых поворотных пункта, которые захватывают внимание зрителя и двигают сюжет. А лучше четыре – от пятнадцати до десяти минут на поворот.
А в дневных сериалах истории, по сути, на десять, максимум пятнадцать минут рассказа. А серия должна быть 42-45 минут. Вот и выкручивайся, как хочешь. И тут на помощь приходит то, что я описал в самом начале – зрители дневные сериалы больше слушают, чем смотрят. И пишут сценаристы длинные, ничего не сообщающие диалоги, лишь бы за серию платили обещанную сотню. Типичные Львы Толстые – великий писатель тоже вставлял много описаний именно ради оплаты за объём текста. Можно смело заявлять, что сценаристы дневных сериалов это телевизионные Толстые.
А вообще работа на дневных сериалах закаляет, организует и многому учит. Главное не засидеться, чтобы не привыкнуть писать много, плохо, зато постоянно.
Тем, кто хочет быть в курсе премьер, съёмок и новостей российского кино, добро пожаловать в мой канал в telegram