Теодицея - это оправдание существования божественного в мире, где есть зло. Можете ли вы себе представить, что среди литературных произведений Междуречья тоже есть текст, который подходит под это описание?
Составлен текст в виде диалога учителя и ученика, которые в традиции обозначаются как «страдалец» (от социальной несправедливости и душевных терзаний) и его мудрый «друг». Они поочередно говорят: страдалец печалится из-за несправедливости мира, в котором лжецы и нечестивцы процветают, а праведники живут в бедности и несчастии, терзается сомнениями в необходимости религиозных ритуалов и доходит даже до угроз все бросить и пойти по кривой дорожке.
Его друг и учитель утешает его, пытаясь объяснить вечный парадокс: божественные помыслы нам неизвестны, не соблюдающие ритуалы не долго будут радоваться своему богатству, а «страдальцу» надо продолжать смиренно поклоняться богам.
Это произведение еще более любопытно своей формой, которая демонстрирует искусное владение аккадским языком и способность автора играть на тонкостях клинописного письма. У Теодицеи действительно есть автор Эсагил-кинам-уббиб, придворный мудрец-умману при царе второй династии Исина Адад-апла-иддине (1069-1048 до н.э.).
Первые слоги 27 строф текста (каждая строфа – реплика одного из участников диалога) составляют акроним: «Я (Э)сагил-кинам-убиб, жрец, восхваляющий бога и царя» (Anāku Saggil-kīnam-ubbib mašmašu kāribu ša ili u šarri). При этом каждая из 27 строф состоит в свою очередь из одиннадцати строк. Получается, что каждая из 11 строк одной строфы начинается с одного и того же знака, который может использоваться в разных слоговых прочтениях.
Такое вот удивительное произведение было создано в Вавилоне 11 в. до н.э.