Последний воскресный день великого поста, пред страстною неделею, в церковных книгах называется неделею Ваий, а в просторечии Вербным воскресением. В этот день воспоминается торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, когда народ встречал Его, держа в руках древесные ветви.
Господь из селения Вифании направил путь Свой в Иерусалим. Остановившись близ горы Еленской, против селения Виффагии, Он сказал двоим из учеников Своих:
«Пойдите в селение, которое прямо перед вами, там вы увидите привязанного ослёнка, на которого ещё никто не садился, отвяжите его и приведите сюда». Ученики тотчас же пошли скоро увидали привязанного ослёнка и начали его отвязывать. Тут подошёл к ним хозяин и спросил у них: «Зачем вы берёте ослёнка?». «Он надобен Господу», отвечали они, и тогда хозяин не стал более останавливать их.
Ученики привели ослёнка, покрыли его своими одеждами посадили на него Иисуса. Народ узнав о намерении Спасителя, собрался вокруг Него в великом множестве и сопровождал Его с такою торжественностью, с какою в древние времена сопровождали только царей.
Народ знал, что это тот самый Иисус, который учил их, утешал, исцелял больных и воскрешал умерших, посему все громко восклицали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!»
Многие снимали с себя верхние одежды и устилали ими дорогу; другие срывали зелёные ветви и бросали их на землю. Всякий хотел выразить свою радость. Таким образом Иисус Христос вступил в Иерусалим и направил шествие прямо к храму.
В храме находилось много торговцев и меновщиков, у которых богомольцы покупали голубей для жертвоприношений и меняли иностранные деньги на иудейские. При этом торговцы и покупатели часто спорили, кричали, иногда и обманывали друг друга. Иисус, увидев это, вознегодовал. Он выгнал из храма торгующих, опрокинул столы и лавки и сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали из него вертеп разбойников».
Приступили к Нему тут больные, и Он исцелил их.
Умолкли уже торжественные восклицания народа, но малые дети, по примеру отцов, продолжали восклицать: «Осанна Сыну Давидову!»
Когда первосвященники и книжники стали требовать, чтобы Господь запретил детям восклицать: «Осанна!» Господь сказал им: «Разве вы никогда не читали в Писании: из уст младенцев и ссущих совершил еси хвалу?»
Всегда помните, дети, что Господь с любовью принимает хвалу и молитвы, Ему возносимые. Счастливы вы, если будете находить отраду в православии Спасителя. Держа в руках вербу в день воспоминания входа Спасителя в Иерусалим, прославляйте Его песнью детей еврейских: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!»
В день Вербного воскресения Церковь, вспоминая и воскрешение Лазаря, и торжественный вход Христа в Иерусалим, воспевает:
«Христе Боже, Ты перед Своими страданиями удостоверил нас во всеобщем воскресении, воскресив Лазаря из мертвых Потому и мы, подобно отрокам, нося знамения победы, восклицаем Тебе, победителю смерти: Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!»
В древности встречали победителя, держа в руках пальмовые ветви. Потому и мы, воспоминая торжественный вход в Иерусалим Христа, победителя смерти, держим в руках вербы, держим и зажженные свечи в знак радости и торжества.
(Отрывок из книги «Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа/сост. А.Н. Бахметева. — Минск:Лучи Софии, 2012. – 256 с.)