Ленин обогатил ренегата Каутского
Оказывается, потрепанные томики, собирающие пыль на книжных полках, - не хлам, ждущий выноса на помойку, а источник благосостояния! Не все, конечно. Нужно уметь находить, если перефразировать Маяковского, тот самый «грамм добычи» в тысячах тонн бумажной «руды».
Чтобы понять, какие книги ценятся больше всего, обозреватель «Комсомолки» порылся в архивах завершившихся аукционов. Каких только чудес там не найдешь! Например, тоненькая 10-страничная книжечка того же Маяковского «История Власа, лентяя и лоботряса», изданная в 1927 году тиражом 7000 экземпляров, 90 лет спустя была продана на столичных торгах за 1 млн 50 тысяч рублей! Книга уникальная. Мало того что это первое издание «Власа», к тому же вышедшее при жизни автора, так еще и иллюстрации рисовала известная художница того времени Наталья Ушакова. Родителей Власа Прогулкина она изобразила в виде шаржей на своих друзей - писателя Михаила Булгакова и его вторую жену Любовь Белозерскую. «Влас» не раз переиздавался, но с рисунками Ушаковой - никогда.
Прижизненные издания представляют особую ценность для коллекционеров. Добавляет стоимости и причастность книги к известной персоне. Например, издание «Слова о полку Игореве» 1948 года оценивается в 10 - 12 тысяч рублей. Но если это такая же книга из личной библиотеки учительницы Василия Сталина, раритет уйдет с молотка уже за 30 тысяч.
Многострадальная повесть Анатолий Кузнецова «Бабий Яр», изданная в 1967 году с изрядными купюрами (полный вариант автору удалось опубликовать только в эмиграции), продается за 12 тысяч рублей. Но экземпляр с дарственной надписью автора известному актеру Михаилу Козакову ушел за 20 тысяч.
Или взять книгу немецкого философа Карла Каутского «Предшественники новейшего социализма», изданную в 1919 году. В онлайн-магазинах ее можно встретить за какую-то тысячу рублей - что нам «ренегат Каутский», как называл его Ленин. Но в одном из столичных букинистических магазинов удалось обнаружить эту же книгу из личной библиотеки самого Ильича - и даже с его рукописными пометками на полях. И стоит томик уже 860 тысяч!
Купил за сто, продал за два миллиона
Казалось бы, книги с такими автографами - удел избранных. Оказывается, нет. Владельцем раритета может стать каждый.
- Много лет назад зашел я в книжный на «Соколе» (станция метро в Москве. - Ред.) и в букинистическом отделе увидел книжечку корейской поэзии в переводе Анны Ахматовой, - рассказал «КП» историк Москвы, журналист Олег Фочкин. - Открываю, а там - несколько слов от руки и подпись. Глазам не верю: это же автограф Ахматовой! Конечно, я купил, причем за копейки: по букинистическим правилам надписи на книгах снижают их стоимость. Думаю, работники магазина просто не поняли, чья это рука.
По словам эксперта по букинистике Аукционного дома № 1 Анны Красниковой, такая книга может стоить 70 - 100 тысяч рублей. Но нужно экспертное подтверждение подписи Ахматовой. Высоко ценятся и сохранившиеся экземпляры из приговоренных к уничтожению тиражей. Такая судьба, например, выпала книге «Избранное» Бориса Пастернака (1948). После очередной волны гонений на поэта напечатанные, но еще не отгруженные экземпляры приказали пустить под нож. «Но был один, который не стрелял», как пел Высоцкий. Так и в истории с Пастернаком. И даже не один. Время от времени спасенные экземпляры всплывают на аукционах.
Так, в 2018 году издание ушло с молотка за 5 млн рублей. Через три года объявился еще один экземпляр - но эффекта новизны уже не было, и его продали только за 1,5 млн. Сейчас книгу выставили на аукционе «всего» за 600 тысяч.
Еще одна «жертва» - роман «Бесы» Достоевского. Революционеры-народники там показаны с довольно неприглядной стороны, поэтому книгу при советской власти долго не издавали. В 1934 году Льву Каменеву, возглавлявшему издание Academia, удалось пробить ее в печать, но после публикации в «Правде» фельетона «Литературная гниль» издание запретили.
В 2016 году книга ушла с торгов за 3,4 млн рублей - предполагалось, что это единственный сохранившийся из сигнальных экземпляров. Но месяц спустя был продан еще один - уже за 3,2 млн. И тут с «Бесами» произошла настоящая чертовщина. В аукционный дом явился 66-летний пенсионер. Всмотревшись в фото к газетной заметке о торгах, он понял, что такая же книга есть и у него: еще в 90-х купил за 100 рублей на уличном развале. Зато теперь любитель старины с лихвой отбил вложения. Его экземпляр был продан за 2,1 млн рублей.
Пушкина много не бывает
Конечно, книги с такими историями есть не в каждом доме. Но и среди массовых изданий попадаются ценные экземпляры.
- Обращайте внимание на год выпуска, тираж, качество издания и состояние, - рассказала «КП» руководитель отдела маркетинговых коммуникаций сети «Буквоед» Виктория Нурмухамедова.
Довоенные издания ценятся выше, чем книги 50-х годов и более поздние. Первое издание - выше, чем последующие.
Например, пятитомный «Курс русской истории» Василия Ключевского в «родном» кожаном переплете, изданный в 1908 году, оценивается в 150 тысяч рублей - настоящая библиографическая редкость. Издание 1918 года можно найти уже за 15 тысяч. А переиздание от 1937 года оценивается всего в 7 - 8 тысяч рублей. Более поздние - и того дешевле.
Увы, не все, что кажется раритетом, является таковым на самом деле. Например, владельцам шеститомного «Полного собрания сочинений» Пушкина (1934 год) остается только руками разводить. Удобный формат, хорошая бумага, барельеф поэта на обложке, тираж 25 тысяч. Ну чем не сокровище! Но цена даже в хорошем состоянии - всего 15 000 рублей. А потому, что второе издание. Первое, вышедшее в 1930-м, оценивается в два раза выше.
Еще дороже стоит другой шеститомник, юбилейный, выпущенный в 1936 году издательством Academia к 100-летию смерти поэта: за него просят до 50 тысяч.
Самое же топовое из советских изданий поэта - 17-томное полное собрание, выпущенное Aкадемией нaук СCCP (1937 - 1959 гг.). С письмами, не вошедшими в окончательную редакцию авторскими вариантами строчек, комментариями литературоведов. Сейчас это издание продается за 150 тысяч рублей.
«Властелин колец» и золотой телец
Котируются не только фолианты из далекого прошлого, но и относительно недавние издания. И тут важны не только автор или иллюстратор, но и переводчик.
- «Властелин колец» популярен в переводах Каррика и Каменкович - они дают подробные комментарии по христианству и германской мифологии, - говорит Виктория Нурмухамедова.
Книга с таким переводом продается за 2500 - 3500 рублей, это на 1000 - 1500 дороже, чем другие варианты «Властелина».
А вот поклонники «Гарри Поттера» из числа миллениалов (родившиеся с 1984 по 2000 год) привыкли к переводу от издательства «Росмэн», эти книги сложно найти, и стоят они в пределах 30 - 50 тысяч. И даже больше! Например, сейчас на сайте объявлений за первое русскоязычное издание семитомного фэнтези, вышедшее в 2000 году в мягкой обложке тиражом 2000 экземпляров с надписью «Не для продажи», просят 70 тысяч рублей.
В узких кругах пользуется спросом и специальная литература. Такие книжки, как правило, выходят сверхмалыми тиражами - до тысячи экземпляров.
- Среди историков, например, ценится книга воспоминаний известных купцов, изданная Музеем Бахрушина, автор Наталия Филаткина, - уточняет Олег Фочкин.
Так что книжный шкаф вполне может оказаться островом сокровищ.
- Мне встречались случаи, когда люди получали в наследство большие домашние библиотеки и выгодно их продавали, - говорит эксперт по букинистике Аукционного дома № 1 Анна Красникова. - Можно было купить машину или даже квартиру, особенно на пике высоких аукционных цен в 2000-е годы.
КОНКРЕТНО
Вечные ценности
Топ-10 самых дорогих книг советского времени
КСТАТИ
Иллюстрации тоже важны
Цена издания может серьезно вырасти и благодаря иллюстрациям.
- Из советских книг очень ценятся авангардные издания 1920-х годов, особенно оформленные именитыми художниками, - они могут стоить на аукционах сотни тысяч рублей, - рассказала «КП» эксперт по букинистике Аукционного дома № 1 Анна Красникова.
С виду это простые тоненькие книжки. Но 20-е годы - сами по себе в цене. А если увидите среди авторов иллюстраций такие имена, как Елена Сафонова, Вера Ермолаева, кого-то из братьев Бурлюк, знайте: эти книжечки могут стоить миллионы.
- Пользуются спросом и книги издательства Academia, особенно в хорошем состоянии и с издательскими суперобложками - цены доходят до нескольких десятков тысяч рублей, - продолжает эксперт.
Ни в коем случае не отдавайте за бесценок детские книжки - издания 1950 - 1960-х годов, не говоря уже о более ранних. Они высоко ценятся, в том числе и за редкие иллюстрации.
Еще один ценный букинистический пласт - книги с иллюстрациями художников-нонконформистов. Это люди, творившие в 1950 - 1980-х годах и находившиеся в оппозиции к власти. Считается, что они были вытеснены из официального художественного пространства, но это не совсем так: многие из них зарабатывали иллюстрированием книг. Теперь эти книги ценятся достаточно высоко.
- Эрик Булатов иллюстрировал сказки, Илья Кабаков - научно-популярные и детские издания, Владимир Яковлев - поэтические сборники, - уточнила для «КП» эксперт по культурным ценностям CEO ArtCollecting Марина Надеева.
Такие экземпляры хорошо продаются на аукционах. Например, книга Евгения Пермяка «Сказ про газ» с рисунками Кабакова, выпущенная в 1960 году тиражом 125 тысяч, ушла за 65 тысяч. А за границей, говорит Надеева, цена таких книг стартует от 1000 долларов.
ЗНАЙ!
Как не продешевить
Допустим, вы нашли книгу, которую считаете дорогим раритетом. Можете, конечно, сдать ее в букинистический магазин или попробовать продать на сайтах объявлений. Но самое выгодное - продавать с аукциона, там работают люди, умеющие разгонять цену, да и посетители готовы потратиться.
В Москве, например, самые популярные площадки - «Литфонд», «Аукционный дом № 1», «В Никитском», «Аукционный дом Егоровых» (их сайты легко найти в интернете). Среди онлайн-аукционов - «Мешок», там более лояльные требования к лотам.
Но принимают на аукционы не все подряд, а только редкие издания.
- Для начала аукционный дом производит оценку книги, - пояснила Анна Красникова. - Предварительно - по фото, затем - после осмотра. Это бесплатно и ни к чему не обязывает: владелец книги может отказаться ее выставлять. Если стороны приходят к согласию, то заключается договор, а книга остается в офисе аукционного дома. После продажи с бывшего хозяина удерживается 15% аукционного сбора, а с покупателя - 20%.
Если книга не нашла покупателя, можно попытаться продать ее снова. Но не на следующих торгах, а как минимум через раз. Цена при этом понижается на 10 - 15%, а то и более.
А вот от жителей далеких городов, желающих выставить свои книги на столичные торги, аукционные дома стараются почтовых пересылок не принимать: если книгу в дороге повредят, кто за это ответит? Так что таким владельцам нужно искать площадку поближе к дому либо воспользоваться онлайн-торгами.
ОТКРОВЕНИЯ БУКИНИСТА
Насколько же это реально — выгодно продать содержимое своих полок, если уж решил человек разгрузить домашнюю библиотеку?
- У нас книги занимали практически все жизненное пространство, - рассказала «КП» столичный юрист Юлия Баскакова. - Что-то мы сами покупали еще с советских времен, много изданий досталось от родителей, а им — от их родителей. Относили книги в букинистические магазины, выставляли на Авито. Сколько давали — на столько и соглашались. На удивление низко оценивали. Но некоторые книги с руками отрывали. Например, «Вопросы контрацепции», кажется, так она называлась, начала 1920-х годов издания, в очень хорошем состоянии. В букинистическом за нее тут же выложили 4000 рублей.
Много книг Юлия продала на Авито.
- Но в какой-то момент надоело созваниваться, встречаться, высылать в другие города, - продолжила книговладелица. - И мы решили остатки сдать оптом. Приехал скупщик, досконально просмотрел каждую книжку и взял у меня все по 32 рубля за штуку.
Это еще повезло.
- Сейчас мы выкупаем домашние библиотеки по 10 рублей за книгу, потому что очень сложно потом их продать, - рассказал «КП» букинист Дмитрий Чубуков.
Некоторые владельцы вообще отдают книги даром — лишь бы вывезли. А бывает, даже сами готовы приплатить!
Удивительно, но не особо ценятся даже те издания, которые в СССР считались семейной гордостью. Например, серии — БВЛ (Библиотека всемирной литературы), БМЛД (Библиотека мировой литературы для детей) и другие.
- БМЛД — это 58 книг, тираж - более 400 тысяч, сдают их очень часто, - посетовал Чубуков. - В самом идеальном виде за полный комплект можно получить 35 тысяч, а в средне-хорошем, как у большинства, — тысяч 25.
Едва ли не единственная серия, в которой попадаются ценные издания, это «Литературные памятники». Один из раритетов, «Записки Юлия Цезаря» (1948 г. тираж 5 тысяч), оценивается в 58 тысяч рублей.
- Таких изданий, 40-50-х годов, мало осталось, а процентов 80 из этой серии — огромные тиражи, изданные в 70-80-х, они сейчас стоят не дороже 200 рублей, - говорит букинист.
Ну что же, кто-то может огорчаться из-за таких низких цен, зато для других это возможность собрать хорошую библиотеку отечественной и зарубежной классики. А полумиллионные тиражи изданий нисколько не умаляют их литературной ценности.
Автор: Владимир ПЕРЕКРЕСТ