В «Своей игре» был вопрос про Вивьен Ли.
По воспоминаниям актрисы, ей очень тяжело далась роль Бланш Дюбуа в фильме «Трамвай ʺЖеланиеʺ». Она потом болела и физически, и морально. Лежала в больнице.
Я помню этот фильм по пьесе Теннесси Уильямса.
И я подумал, конечно, невесёлая история, но что уж там такого страшного было?…
И когда смотрели с Риммой «Танцующую в темноте», вспомнил Вивьен Ли.
Смотреть этот фильм было очень тяжело.
Добрые люди порвали героиню хуже собак. А правосудие приговорило её к повешению…
На суде все добрые люди сложили из её слов какое-то чудовище. «Она хорошо отзывалась о коммунизме». «Она просто наши мюзиклы любила больше».
И главное, они все хорошие. И режиссёр в самодеятельности, и начальник её смены, и все.
В эти бы страсти кинуть Вивьен Ли, чтобы с ней, бедной, тогда стало.
А теперь к фильму.
Главная героиня – Сельма. Играет её исландская певица Бьорк.
Она - иммигрантка из Чехословакии. Живёт в США в штате Вашингтон.
Этот штат далёк от столицы США. Крупнейший город штата - Сиэтл.
Ни название Сиэтла, ни его символов вроде Космический иглы (ниже) я не увидел.
Но всё правильно, это Вашингтон.
В зале суда рядом с судьёй висит флаг Вашингтона.
Я подумал, в имени судьи какой-то намёк.
Может, нам хотят сказать, что Mantle – не джентльмен. Фамилия переводится как «мантия, хламида».
И богомола вспомнил.
Но пишут, что Ларс фон Триер, режиссёр фильма, дал судье фамилию и инициалы близкого ему по духу оператора.
Перестаю делать отступления. Возвращаюсь к содержанию.
К Сельме. Так, напомню, зовут нашу героиню.
Имя популярно в скандинавских странах. Почему Ларс фон Триер дал его девушке из Чехословакии – непонятно.
У неё слабое зрение. И слепота прогрессирует.
Этой же болезнью она наградила и сына.
Живёт она вдвоём с сыном-школьником. Живёт в трейлере, который снимет у полицейского. Дом хозяев напротив её трейлера.
Сельма работает на заводе. Производят что-то типа кухонных раковин. Берёт на дом подработку (делает какие-то карточки).
Вначале мы видим полицейского, у которого Сельма снимает трейлер. Он присматривает за сыном Сельмы. И понял, что парень прогуливает школу. Он посадил его в машину и привёз к Сельме на завод, чтобы она провела воспитательное мероприятие.
Полицейского играет знакомый актёр Дэвид Морс.
Всё вроде хорошо. Они с женой – хорошие люди.
Друзья дарят сыну Сельмы на день рождения велосипед. А сама она ничего не дарит. Всё, что зарабатываю, мол, отправляю отцу в Чехословакию.
Ей не повышают цену за аренду трейлера, хотя сами нуждаются в деньгах.
Сельме хозяева отдадут пустую коробку из-под сладостей.
И мы узнаём, что Сельма копит деньги. Она начинает использовать её как копилку.
Она из-за этого и приехала в США. Здесь могут сделать операцию её сыну и вернуть ему зрение.
Сельма не видит этот мир. Не только в силу слабого зрения. Она живёт в вымышленном мире. Она любит мюзиклы. В её голове постоянно танцуют и поют мюзиклы. Она и в самодеятельности участвует.
Сельма в чём-то счастлива. У неё есть дар покорять сердца. У неё есть преданная подруга, коллега по работе. Её играет Катрин Денёв. Она её постоянно поддерживает. И вместе они ходят на самодеятельность…
Сельму любит какой-то парень. Он постоянно ждёт её после работы. Хочет подвести до дома, она постоянно отказывается, но его это не останавливает… он приезжает и ждёт… и каждый раз уезжает ни с чем….
Вот они её друзья. Её ангелы-хранители.
Висит какое-то тревожное ожидание. Очень тяжело смотреть фильм. Что-то должно случиться.
Сельма работает на слишком травмоопасном производстве. Слепых туда и близко пускать нельзя.
Сельма ходит домой по жд путям. Слепая, в темноте она идёт внутри колеи.
Сейчас придавит ей ногу на стрелке как Белому Биму в советском фильме, сейчас её собьёт поезд…
Смотришь весь в тревоге.
И никакие мюзиклы, которые прыгают в кадр из головы Сельмы, не отвлекают от этого тревожного ожидания.
Наоборот, оно возрастает.
К Сельме приходит её полицейский (Дэвид Морс).
Ему некому излить душу. Он потратил всё наследство. Платят мало, а жена, которую он сильно любит, как и все женщины, больна шопингом. Он не знает, как дальше жить. Он боится потерять жену. Он просрочил платёж. Ему нечем платить.
Сельма, чтобы успокоить его, рассказала о своих проблемах. Что теряет зрение. Что эта же участь ждёт и её сына. Что она копит деньги ему на операцию.
При этом Сельма отказывается дать в долг.
Все мы люди. Все мы держимся за свою рубашку.
Дэвид Морс нашёл решение. Он был опять у Сельмы. Сделал вид, что ушёл. А сам остался и подсмотрел, где она прячет деньги.
А тут ещё один страх добавляется. Сельма приняла решение работать в ночную смену.
Она губит станок. Вставляет в него не 1 пластину, а две. И он ломается.
Сельму увольняют. Дают 30 долларов. Начальник смены просто отдаёт ей наличкой.
Она приходит домой, хочет положить их в копилку. А там пусто.
Она идёт к Морсу. Но он не просто вор. Он оклеветал Сельму в глазах жены. Что она соблазняет его.
Сельма поднялась к Морсу. Пытается забрать деньги. Он полицейский. Пистолет.
Может быть, он сам до конца не решил, что ему лучше застрелиться или украсть её жалкие деньги…
Она его сперва ранит выстрелом в суматохе «отдай-не отдам». Это вышло не пойми как. А потом по его просьбе стреляет ещё несколько раз. Деньги он зажал, и чтобы он разжал руки, она и бьёт его.
Всё это на суде присяжных выдадут за бесчеловечную жестокость воровки.
До прибытия полиции Сельма попадает в клинику. Какая-то маленькая частная клиника у озера в глуши.
Она отдаёт все свои сбережения врачу. 2 тысячи 56 долларов и 10 центов. Этого мало, но, пожалуйста, к Вам придёт мой сын. Он назовётся фамилией Новый. Сделайте ему операцию.
ОЛДРЖИХ НОВЫЙ – её кумир. Он чех. Он танцевал чечётку в мюзиклах.
И на суде Сельма будет говорить, что это её отец. Он в Чехии. Она шлёт ему деньги.
Зачем она врала?!
На суде обвинение вызовет Олдржиха Нового. Он скажет, что не дочь она мне. Не знаю я её.
Хотя Википедия ничего не пишет про Олдржиха Нового в США. Он там не жил и не работал.
Вот таким интернет даёт нам её кумира.
И вот Сельма в тюрьме. В одиночной камере. Полная тишина. Она слушает только вытяжную трубу.
И здесь Сельма находит друга. Одна из тюремщиц будет поддерживать её морально. И поможет ей пройти последний путь к месту казни.
Подруга Сельмы хочет её спасти. Она нанимает адвоката за те деньги, которые Сельма отнесла офтальмологу. Но Сельма против. Моему сыну важнее зрение, чем я.
И вот казнь. Через повешение. На ней можно присутствовать.
Сельма не может встать на ноги, чтобы идти.
Ей невыносим оказывается колпак, который надевают на голову перед повешением. Её надзирательница срывает с неё этот колпак. «Имейте совесть. Она и так слепа». Главный экзекутор звонит руководству. Можно ли продолжить процедуру казни с отклонением от регламента? «Ждём звонка».
Из зрительного зала прибегает подруга и передаёт Сельме от её сына очки.
Мы с Риммой сомневаемся, что можно приблизиться к приговоренному в этот момент.
На самом деле, фильм очень тяжелый. Казнь показали без купюр.
Ларс фон Триер мастер снимать ужасы. Хотя фильмы его относят к другим жанрам. «Дом, который построил Джек» мы не смогли когда-то досмотреть… Там была в чистом виде маниакальная жестокость.
Этот фильм на грани, но поставлю ему положительную оценку. Здесь есть жизнь. А это главное.
P.S.
Заметную роль в фильме играет Катрин Денёв.
Вот она идёт в тюрьму к Сельме.
Мы видим стену с КОНТРФОРСАМИ.
Она сама такой же усилитель прочности.
Она переживает за подругу. Приходила даже работать в ночную смену к ней бесплатно, помогать ей вне своей смены.
Но денег на адвоката ни она, ни друг Сельмы не вносит. «Дружба дружбой, а табачок врозь».
А ещё фильм учит почаще наступать на горло собственной песне. Откровенность губительна. Не поделилась бы она с полицейским, что копит деньги на операцию, и всё было бы хорошо.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЛАЙК