Найти в Дзене
Ryadom Tech

Топ 3 момента оверинженеринга, которые мешают вашей команде двигаться вперёд

Разработка — это баланс между гибкостью и простотой. Стремление к "идеальному" коду часто приводит к оверинженерингу, который замедляет delivery и усложняет поддержку. Разберём три частые ловушки, в которые попадают опытные разработчики. Проблема:
Команды часто создают константы для всех чисел и строк подряд, даже когда это не имеет никакого смысла. Например: const ZERO = 0
const EMPTY_STRING = "" Почему это плохо?
Такие константы не добавляют ясности. ZERO скрывает смысл числа: это индекс, количество элементов или код ошибки? Вместо этого выносите только значения с явной бизнес-логикой: const MAX_RETRY_ATTEMPTS = 3
const DEFAULT_USER_ROLE = "guest" Вывод:
Константы — инструмент документирования. Если значение не имеет контекста, оставьте его "как есть". Проблема: Разработчики часто переоценивают необходимость сложных алгоритмов, особенно при работе с малыми объёмами данных. В погоне за «оптимальностью» они пишут сложный код, хотя встроенные решения справляются быстрее и надёжнее.
Оглавление
Изобретаем велосипед
Изобретаем велосипед

Разработка — это баланс между гибкостью и простотой. Стремление к "идеальному" коду часто приводит к оверинженерингу, который замедляет delivery и усложняет поддержку. Разберём три частые ловушки, в которые попадают опытные разработчики.

1. Константы: выносим только то, что имеет смысл

Проблема:
Команды часто создают константы для
всех чисел и строк подряд, даже когда это не имеет никакого смысла. Например:

const ZERO = 0
const EMPTY_STRING = ""

Почему это плохо?
Такие константы не добавляют ясности.
ZERO скрывает смысл числа: это индекс, количество элементов или код ошибки? Вместо этого выносите только значения с явной бизнес-логикой:

const MAX_RETRY_ATTEMPTS = 3
const DEFAULT_USER_ROLE = "guest"

Вывод:
Константы — инструмент документирования. Если значение не имеет контекста, оставьте его "как есть".

2. Сложные алгоритмы на небольших данных

Проблема:

Разработчики часто переоценивают необходимость сложных алгоритмов, особенно при работе с малыми объёмами данных. В погоне за «оптимальностью» они пишут сложный код, хотя встроенные решения справляются быстрее и надёжнее. Современные процессоры и компиляторы давно оптимизированы для стандартных операций, а разница в скорости на малых данных часто незаметна.

«Преждевременная оптимизация — корень всех зол.» — Дональд Кнут.
Сначала сделайте работающий код. Оптимизируйте только «узкие» места, найденные в продакшене.

Рассмотрим популярные сценарии и замеры производительности (тесты проведены на CPU Intel i7-12700K, 32 ГБ RAM).

Сортировка массива

  • Данные: 100 целых чисел (случайные значения от 1 до 1000).
  • Язык: Python (встроенная сортировка vs ручная реализация быстрой сортировки).

Встроенная сортировка sorted(): 0,8 мс и 1 строка кода

Кастомная сортировка: 4,5 мс и 15 строк кода

Вывод:
Встроенная сортировка в 5.6 раз быстрее, потому что реализована на языке C. Кастомный код на Python проигрывает из-за накладных расходов интерпретатора.

Поиск элемента в коллекции

  • Данные: Массив из 1 000 строк (поиск случайного элемента).
  • Язык: JavaScript (встроенный Array.find() vs бинарный поиск).

Array.find(): 1,2 мс

Бинарный поиск (с предварительной сортировкой): 3,8 мс

Вывод:
Бинарный поиск эффективен только на больших отсортированных данных (от 10 тыс. элементов). На малых массивах встроенные методы выигрывают.

Фильтрация данных

  • Данные: 10 000 объектов (фильтрация по условию).
  • Язык: Java (Stream API vs ручной перебор с оптимизациями).

stream.filter(): 12 мс

for each: 10 мс

Вывод:
Ручной перебор чуть быстрее, но разница в 2 мс на 10 тыс. вызовов незначительна. Stream API даёт читаемость и лёгкую параллелизацию, что важнее для большинства проектов.

Почему встроенные методы часто лучше?

  1. Низкоуровневые оптимизации
    Встроенные функции (например,
    sorted() в Python, Array.sort() в JS) написаны на C/C++/Rust и используют векторные инструкции процессора (SSE, AVX).
  2. Кэш процессора
    Алгоритмы в стандартных библиотеках учитывают кэширование данных, что критично для скорости.
  3. JIT-компиляция
    В Java, C# и JavaScript JIT-оптимизатор преобразует код в машинные инструкции, ускоряя встроенные методы.
  4. Минимум накладных расходов
    Кастомный код добавляет циклы, проверки и ветвления, которые «съедают» время на малых данных.

Когда писать кастомные алгоритмы?

  1. Большие данные (от 10 тыс. элементов).
  2. Специфические требования
    Обработка в реальном времени (например, алгоритмы для трейдинга).
    Аппаратные ограничения (микроконтроллеры).
  3. Эксперименты
    Если вы тестируете новый подход и готовы к рефакторингу.

Вывод:
На малых данных проще использовать готовые решения. Они зачастую будут оптимальнее. А даже если нет, то современные процессоры компенсируют "неоптимальность". Сэкономленное время инвестируйте в фичи, которые ценят пользователи.

3. Микросервисы там, где хватит монолита

Проблема:
Разделение монолита на 10 микросервисов для проекта с 1000 пользователей в день.

Пример:

  • Сервис А: аутентификация
  • Сервис B: управление профилями
  • Сервис C: логгирование

Последствия:

  • Оверхеад на orchestration (Kubernetes, сетевые вызовы).
  • Сложности в отладке (distributed tracing).
  • Увеличение затрат на инфраструктуру.

Решение:
Оставить монолит, разделив код на модули. Перейти к микросервисам только при:

  • Реальных проблемах масштабирования.
  • Необходимости изолировать критически важные компоненты.

Вывод:
Микросервисы — это дорого. Не платите за них, пока не уверены, что они окупятся.

Общий вывод

Оверинженеринг — болезнь профессионалов. Когда простые решения становятся "скучными", хочется разнообразить рабочий процесс различными вызовами для мозга. И с каждым разом рабочих челленджей хочется всё больше и больше.

Однако не стоит забывать о главной задаче — вовремя поставлять качественные фичи пользователям.