Айкидо включает сотни техник, как классических, так и вариативных, но наиболее известными из них являются иккё/иккадзё и сихонаге, так как они изучаются в числе самых первых. Это базовые техники (раздела кихон-вадза), которые служат фундаментом для изучения более сложных элементов и понимания смысла айкидо. Но существует один интересный момент, на который редко обращают внимание. В то время как в большинстве школ (а это в основном сообщество Айкикай) самой основной техникой, на которой выстраивается практически всё, от механики до тактики, фактически является иккё, то для ряда школ, в особенности последователей Г.Сиоды, это ещё и сихонаге. Мало того, именно оно там является основной базовой техникой, что не может не оказывать определенного влияния на практику и философию различных школ. Почему? Давайте взглянем немного подробнее.
1. Иккё/Иккадзё
• Иккё (一教) - стандартное написание в большинстве школ айкидо (Айкикай, Ивама-рю и др.)
一 (ити/икки) - "один (первый)"
教 (кё) - "учение, принцип"
• Иккадзё (一ヶ条) - вариант, используемый в Дайто-рю и Ёсинкан
一 (икки) - "один"
ヶ (ка) - указательный символ
条 (дзё) - "пункт, статья" (букв. "первый пункт")
Эта техника (или совокупность принципов) имеет глубокие исторические корни, восходя к традиционным школам дзю-дзюцу и айки-дзюцу, из которых развивалось айкидо, что подчеркивает его (иккё/иккадзё) основополагающую роль. В Дайто-рю айки-дзюцу, школе, которую изучал основатель айкидо Морихэй Уэсиба, иккадзё была одной из первых техник, преподаваемых ученикам. Она включала контроль сустава (обычно локтевого) и дальнейшее интенсивное воздействие, позволяющее нейтрализовать атакующего посредством контроля плеча. Уэсиба гораздо позже адаптировал эту технику, сместив акцент с разрушительного воздействия на контроль и безопасное проведение движений, что соответствовало его философии, однако рассуждать настолько уж прямолинейно было бы неправильно. Речь скорее в некоторых акцентах, которые по-своему были расставлены как самим Уэсибой, так и его учениками, впоследствии распространившими айкидо по всему миру.
Иккё выполняется как от ударов (сёмэн-ути, ёкомен-ути), так и от захватов (ката-дори, ай-ханми-кататэ-дори). Иккадзё изучается от ударов сёмэн и ёкомен ути, захватов кататэ (хидзи, ката) моти (дори) в вариантах 1 и 2 (омотэ и ура), а также варианте кататэ айа-моти (дори). Основные этапы техники практически идентичны иккё, но, как говорится, есть и нюансы.
Иккё – первая техника, которую осваивают ученики в сообществе Айкикай и ряде других школ. На её примере изучают базовые принципы, такие как движение по окружности (тай сабаки) – умение уходить с линии атаки, слияние/приглашение с атакующим (авасэ) – отсутствие сопротивления, перенаправление силы, контроль дистанции (ма-ай) – правильное положение относительно партнера и т.д. Кроме того, иккё (иккадзё) служат основой для множества других техник, которые используют аналогичные принципы с более сложными вариантами осаэ. Вполне можно сказать, что это не просто технический приём, изучаемый с самого начала, а фундаментальный элемент, отражающий очень приличную часть идеи айкидо вообще. Осваивая принципы иккё/иккадзё, айкидока и закладывает основы для дальнейшего роста. Таким образом, во множестве школ эта техника остается самым «первым принципом», с которого начинается путь в айкидо, играя, помимо всего прочего, еще и определенную «философскую роль».
2. Сихонаге
• 四方 (сихо) - "четыре стороны"
• 投げ (наге) - "бросок"
Данная техника и её принципы присутствуют во всех разновидностях школ айкидо, однако играют различную роль в процессе обучения. Как и многие другие разделы, сихонаге берет начало в Дайто-рю айки-дзюцу, где она использовалась как мощный метод нейтрализации противника через бросок с контролем руки. Годзо Сиода, будучи одним из ближайших учеников Морихэя Уэсибы, адаптировал эту технику, сделав её более структурной и пригодной для детального изучения, сохранив при этом ещё и фиксацию партнера после броска (как в Дайто рю), в то время как в Айкикай этого не делают.
В отличие от стилей айкидо, где сихонаге изначально выполняется более плавно и слитно (а зачастую и весьма вольно), у Г.Сиоды оно сразу отрабатывается с четкими углами и выверенными фиксированными движениями. Это связано со стремлением создать систему, пригодную для чёткого пошагового обучения, и собрать воедино принципы, лежащие в основе сохранения и использования сильного, структурированного камаэ. Сихонаге - универсальная техника и может быть выполнена практически против любой атаки в виде ударов или захватов, а также как атакующая. В отличие от иккё (иккадзё), где основной акцент естественным путем делается на осаэ, сихонаге – это быстрый и мощный бросок, который можно применить практически в любой ситуации.
В айкидо Годзо Сиоды сихонаге («бросок на четыре стороны») занимает особое место наряду с иккадзё, которое так же изучается с самого начала. Например, первая техника, которую начинают изучать дети – это именно сихонаге. У взрослых сразу вместе с сихонаге начинается также изучение иккадзё. А ещё, до всего этого, изрядный период начальной подготовки ученики практикуют схему сихонаге в формате кихон-доса. Да и номенклатура различных вариаций сихонагэ у Г.Сиоды гораздо шире, в то время как в айкикай этот вопрос не имеет настолько существенного значения.
Серьёзным фактором, говорящим в пользу важнейшей роли сихонаге в айкидо Г.Сиоды, является наличие в нём «Сюмацу доса» (終末動作), тренировочного алгоритма, в свою очередь являющегося неотъемлемой частью кихон доса (基本動作) — то есть, это, прежде всего, базовые движения, разбитые на этапы для детального изучения принципов. Сюмацу-доса (досл. "завершающее движение") здесь — это подготовка к изучению и совершенствование принципов сихонаге через кихон доса, выполняемая без партнёра (и с партнером), для оттачивания механики тела, которая продолжается на протяжении всей практики, независимо от уровня. Таким образом, как уже говорилось, навыки, необходимые для сихонаге, нарабатываются еще до изучения самой техники. Благодаря такой детализации, именно сихонаге в айкидо Г.Сиоды считается "арифметикой айкидо". Оно служит основой для более сложных бросков, таких как котегаэси и ириминаге, а также помогает понять принципы кокю-рёку (силы дыхания) и кудзуси (выведения из равновесия). Сихонаге – не просто бросок, а универсальная техника, демонстрирующая мощь и логику айкидо. Её изучение развивает у ученика чувство времени, структуру движения и способность контролировать противника без излишней силы. В отличие от техник иккё/иккадзё, которые учат контролю через довольно продолжительное и в общем-то непростое воздействие, сихонаге скорее делает акцент на динамике и мгновенном подавлении атаки, путем активного использования фундаментальных принципов, таких как центральная линия, сфокусированная сила и т.д. Это делает её незаменимой как для начинающих, так и для продвинутых айкидок, стремящихся к глубокому пониманию айкидо.
Как единое боевое искусство, айкидо всё же имеет множество стилей и интерпретаций, а различия в методике обучения в них достаточно сильно зависят от того, какие техники или методы считаются базовыми. В наиболее массовых школах, таких как сообщество Айкикай, основной упор делается на иккё, как фундаментальную технику освоения контроля. В то же время в Ёсинкан, наравне с иккадзё, а скорее и в первую очередь, изучается сихонаге, что придает обучению совершенно иную динамику и приносит практикующим несколько иное мировоззрение.
Подведем таким образом некоторый итог
Иккё как основа:
- Акцент на контроле и удержании (осаэ вадза).
- Техника выполняется плавно, с упором на слияние с атакой (авасэ).
- Основная цель – обездвижить противника, не причиняя вреда.
- Такой подход развивает чувствительность и мягкость, но может ограничивать динамику в реальном противостоянии.
Cихонаге + иккадзё как основа
- Иккадзё по-прежнему остается важнейшей техникой, но сихонаге, в силу своих особенностей позволяет закрывать пробелы, связанные с самыми прагматичными задачами.
- Техника выполняется с четкой структурой и углами, что упрощает её изучение.
- Акцент на изначальном изучении способов очень быстрой и взрывной нейтрализации угрозы на основе стилевого «движка», объединяющего фундаментальные принципы.
Почему акцент на сихонаге делает обучение айкидо более комплексным? Традиционный подход (Айкикай) с упором только на иккё, формирует сравнительно более пассивный стиль, где главное – контроль и гармония. Однако, такой метод в ряде условий может оказаться слишком медленным и уязвимым. В Ёсинкан же, добавление сихонаге, как базовой основы, создает скорее сбалансированную систему, где идеи иккадзё нужны для ситуаций, где требуется контроль, а принципы сихонаге – для быстрого и техничного решения проблемы с практичным и максимально понятным «интерфейсом».
Этот дуализм – не просто методический выбор для галочки, а путь к весьма эффективному набору навыков. Также это серьёзный фактор отличия методов обучения различных школ. Разумеется, рано или поздно, практики с большим стажем закрывают эти пробелы чисто эволюционным путем. Т.е. они со временем хорошо выполняют принципы иккадзё и сихонаге в равной мере. Однако это не отменяет огромного влияния «типа» обучения на самых начальных этапах, когда закладывается основа как будущего арсенала, так и связанного с ним мировоззрения. А эти вещи потом уже очень сложно изменить. Даже когда в итоге подходы и использование данных принципов становится равнозначными, определенные предпочтения всё равно неизбежно остаются теми, с упором на которые человек когда-то начинал тренироваться.
Справедливость всего вышесказанного достаточно легко оценить самостоятельно, сравнив классических представителей разных подходов любого уровня. Влияние акцентов в базовых техниках слишком очевидно, чтобы его игнорировать. Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. А вот кому какой из методов изучения айкидо ближе, то есть какую школу лучше изучать – это и есть вопрос сознательной постановки изначальной парадигмы, в которой у человека через всю его практику и будут развиваться соответствующие навыки.
- Для того, чтобы канал мог развиваться и становиться еще интереснее, вы можете поддержать автора, а также смотрите и подписывайтесь на наши ресурсы: