Хотя шведской компании Saab давно не существует, автомобили этой марки на наших дорогах еще встречаются. Чем интересны эти машины, в чем их достоинства и недостатки для белорусских условий эксплуатации – в рассказе владельца:
– Автомобиль марки Saab покупал целенаправленно. Пусть их давно не выпускают, в интернете литературы, посвященной этим машинам, предостаточно. Я много читал о Saab и в какой-то момент понял, что хочу купить один из таких автомобилей, пока они не исчезли окончательно и еще есть возможность что-нибудь взять.
Искал, конечно, по деньгам и состоянию. В итоге нашел этот Saab 9-3 2005 года выпуска. В подробности его истории не вникал – мне это было неинтересно, но не исключено, что в Беларусь автомобиль попал из Америки, потому что приборный щиток у него американский.
У меня машина находится 2 года. Проехал я с тех пор сравнительно мало по меркам бывалых автомобилистов – чуть больше 10 тысяч километров. Нетрудно посчитать, что за год выходит лишь около 5 тысяч.
Почему купил, если езжу немного? Во-первых, это мой первый автомобиль. Надо было когда-то начинать, вот с него я и начал. Во-вторых, машина мне нужна, чтобы возить детей. В-третьих, живем в районном центре. Город не настолько большой, чтобы в поездках по нему на работу да в детский сад наматывать столько, сколько в среднем наматывают жители Минска.
Кроме того, я покупал 18-летнюю машину. В автомобиле таких лет и с пробегом, если верить одометру, под 400 тысяч километров, естественно, имелись проблемы, которые пришлось устранять. Машина делалась для себя. Хотелось, насколько это возможно, довести ее до состояния, близкого к идеальному. Поэтому достаточно много времени автомобиль находился на сервисах и, понятно, никуда не ездил.
Были вопросы по кузову, которые решались довольно долго. В целом кузов у шведских машин крепкий, но есть слабые места, где после долгой эксплуатации от влаги и соли появляется коррозия. К примеру, арки и крылья – это стандартная болезнь всех Saab. Ими пришлось заниматься.
Также делалась антикоррозийная обработка, а перед ней нижняя часть автомобиля подвергалась лазерной чистке. Это новая технология. Она, как меня заверили, лучше пескоструйной очистки, но она и дороже. Решил попробовать.
Далее кузов полностью красился. Перед покраской менялись две двери. В принципе их можно было и не менять, а восстановить, но на тот момент я нашел на разборке двери в хорошем состоянии лишь за 80 и 100 рублей. Это дешево, поэтому смысла ремонтировать старые двери не увидел и решил их просто заменить.
Если к антикоррозийной обработке у меня претензий нет, то к качеству покраски они появились. Кое-где по лакокрасочному покрытию вылезла коррозия, а на заднем бампере в том месте, где берешься рукой, чтобы открыть крышку багажника, краска моментально обшаркалась.
В салоне перешивались оба передних сиденья. Подвигло к этому состояние их обивки. Она из белой кожи. Мало того, что кожа маркая – после 18 лет предыдущей эксплуатации обивка еще и износилась и портила весь вид салона. Кроме того, в водительском сиденье не работал подогрев.
К сожалению, замена матов подогрева результата не дала. Теперь собираюсь отдать машину электрикам, чтобы поискали, где все-таки кроется неисправность. Подогрев сиденья переднего пассажира работает, все другие предусмотренные в комплектации опции – тоже.
Менялся задний левый фонарь. Опять-таки стандартная болезнь этих машин в возрасте – со временем окисляются электрические разъемы, после чего фонарь начинает глючить. Можно фишки перепаять, можно поменять фонарь.
В планах – заняться фарами. Светят ужасно. И это тоже болезнь – у всех Saab 9-3 в фарах к настоящему времени выгорели отражатели. Владельцы спасаются кто как может: кто-то ставит светодиоды, кто-то – китайские линзы. Я бы поставил линзы, но останавливает то, что, как говорят, они выгорают за два-три года. Скорее всего, попробую LED.
Двигатель бензиновый 2.0 Turbo. Это в стиле Saab – оснащать автомобили турбодвигателями и позиционировать их как спорт-седаны. Двухлитровых моторов с турбонаддувом на эту модель ставилось три варианта – мощностью 150, 175 и 210 лошадиных сил. У меня, если я правильно разобрался, базовая версия, но и она ездит достаточно быстро.
Если ездить в умеренном режиме, в городе расходуется примерно 13 литров на 100 километров. При активной езде получается в районе 15–17 литров на «сотню». По трассе расход топлива – до 10 литров, не больше.
Неожиданностью такой расход не стал. Как говорил, я изучал, что о Saab пишут, знал, к чему готовиться, так что представлял, сколько должен расходовать автомобиль с этим двигателем. Что получается в моем случае, примерно соответствует числам, которые указаны в технической характеристике.
Двигатель серьезных проблем не создавал. Менялась только прокладка клапанной крышки. Причина – в колодцах головки собиралось масло. После замены в колодцах сухо. Больше двигатель ничем не беспокоил.
Аккумулятор я еще не менял. Старый работает нормально. С ценой обслуживания мотора вопросов нет – все на уровне двухлитровых силовых агрегатов других марок. Надо только при выборе моторного масла учитывать, что двигатель турбированный, и менять масло чаще, чем в атмосферных моторах.
Коробка передач – автомат Aisin. Со слов предыдущего хозяина, он в коробке масло менял. Я решил подстраховаться и тоже масло заменил. Специально съездил в Минск, чтобы на сервисе сделать полную замену масла, а не частичную, как часто делают. Стоило это чуть больше $100. Видел масло, которое слили. Оно было не черное, так что автомат, по всей видимости, находится в полном здравии. Передачи на самом деле переключаются мягко, без рывков и толчков.
В передней подвеске менялись два рычага. В задней подвеске пришлось поменять пружины – они были не лопнувшие, а просевшие. Честно говоря, думал, что придется поменять больше, ведь, как я понимаю, если машину решили продавать, то за состоянием ходовой части следить перестают. Но нет: кроме пружин и рычагов, менялись также тормозные колодки и диски, а больше ничего.
Поскольку это спорт-седан или, другими словами, машина для массового потребления, но с определенным запасом мощности, предназначена она для быстрой езды по хорошим дорогам. Говоря проще, это трассовый автомобиль. Из назначения вытекают две его особенности – он низкий и жесткий на ходу, что необходимо для лучшей устойчивости при движении на высоких скоростях.
Я ездил на Saab в Кобрин и Гродно. Могу сказать, что по трассе ехать в этом автомобиле на самом деле приятно. Но такие поездки – редкость, а при повседневной эксплуатации плюсы Saab для трассы с легкостью превращаются в минусы, ведь по городу приходится ездить по другим дорогам – с асфальтовыми заплатками, трещинами, стыками, ямками. И из-за того, что машина жесткая, любая неровность передается водителю и пассажирам. Ездить по таким дорогам в этом автомобиле некомфортно – на мой взгляд, это большой минус Saab для пользования в наших условиях.
Похожая история с ездой по проселкам и лесным дорогам. Пробовал вывозить на этой машине детей на природу. Из-за небольшого дорожного просвета надо очень тщательно выбирать, где на автомобиле можно проехать, а куда лучше не соваться. Жаль, выбор подходящих дорог оказался невелик.
Еще к минусам для пользования я отнес бы недостаточный простор на заднем сиденье. Для меня он, скорее, теоретический, потому что сзади ездят дети, но ради интереса я садился сам за собой – упираюсь коленями в спинку переднего сиденья. Кому это важно и тоже хочется взять Saab, надо смотреть модель 9-5.
Но спереди в 9-3 места хватает. При росте 187 за рулем мне сидеть удобно. Какого-то дискомфорта, тесноты я не испытываю. И когда едешь по хорошей трассе, от езды получаешь удовольствие.
Багажник устраивает. Единственное, что из-за того, что это седан, ничего высокого в багажник не положишь. Был бы это универсал или лифтбек, было бы, наверное, интересней, но если не сравнивать с этими типами кузова, а говорить только о седанах, то багажник вполне себе – длинный, широкий.
Как бы там ни было, не жалею, что купил этот автомобиль. Хотел Saab – я свое желание исполнил. За исключением подогрева сидений и фар сейчас в машине все исправно. Как она едет по хорошим дорогам, как оснащена, мне нравится. Что касается косяков по кузову, то я показал их специалисту, который автомобиль красил. Он дефекты признал и уже записал меня на прием, во время которого пообещал все исправить. Надеюсь – получится. А дальше будем ездить побольше и продолжать набираться опыта.
]]>