Сегодня расскажу про хоккейную "кухню" тренера Анатолия Тарасова. Сниму глянец с образа, созданного электоральными СМИ.
Чехов - источник мудростей для Тарасова?
Своим любимым писателем Анатолий Тарасов называл Чехова. Хоккеисты бывавшие в его комнате на базе в Архангельском видели, как на прикроватной тумбочке лежит томик Антона Павловича. Раскрытый томик! Всегда! Чтобы всяк входящий видел - хозяин комнаты постоянно читает Чехова. Хоккеист Альметов однажды заметил, что книга открыта на 12 странице. Через неделю проверил снова. И та же 12 страница. И через месяц 12.
Тарасов - тренер пролетариата
Другая странность. В конце 60-х годов Тарасов представлял на коллегии Госкомспорта кандидатов в сборную и сказал о 19-летнем Владимире Лутченко:
- Хороший парень, сын батрачки.
Для тех, кто не помнит советское время поясню. Это сегодня модно бравировать аристократическим происхождением. Мол, я из князей МихАлковых или моего прадеда-помещика большевики расстреляли в 1918 году. В 60-ые годы все было с точностью до наоборот. Еще точнее - происхождение человека уже выходило из тренда времени. Кто у него предки - было не столь важно как в эпоху Сталина. Тем более странно, какое отношение к хоккею имело, кто забросил шайбу - сын батрака или графа? Думаю члены коллегии немало удивились акцентированию внимания на этом моменте.
Но Анатолий Тарасов не угомонился. Хоккейного судью Андрея Старовойтова он называл белогвардейцем! На полном серьезе. И это не за рюмкой чая, а в разговоре с журналистами. Кстати, замечу, Анатолий Владимирович Тарасов родился в боевой 1918 год, когда белогвардейцы и начали гражданскую войну.
Но не будем скатываться в тот далекий исторический период.
Анатолий Тарасов НЕ антисемит
Вернемся в позднесоветский период. Хоккей клуб "Химик" тренировал Николай Эпштейн - самый неудобный соперник для ЦСКА. Тактику он выстроил играя от обороны. Атакующий ЦСКА часто увязал в оборонительных редутах игроков из подмосковного Воскресенска. В результате "Химик" чаще других команд высшей лиги или сводил матчи с ЦСКА в ничью или выигрывал их.
Тарасов не был антисемитом, но перед матчами с "Химиком" он давал установку команде:
- Все маленькие, все бегут и у всех нос крючком. Так неужели мне вас учить, как обыгрывать эту воскресенскую синагогу?
Но это особо не помогало. И тогда Тарасов придумал обходной манёвр. На заседании федерации хоккея СССР он заявил, что Эпштейн мешает прогрессу советского хоккея.
Мы культивируем атакующий хоккей. Он соответствует нашей идеологии и воспитывает настоящих строителей коммунизма. Оборонительный хоккей чужд принципам нашего общества, - сказал Тарасов и предложил осудить Эпштейна как тренера.
В то время подобная резолюция могла иметь далеко идущие последствия. И имела. Николая Эпштейна освободили от руководства.... молодёжной сборной СССР.
Серия Канада-СССР 1972
Кстати, насчет коммунистического воспитания. После завершения серии матчей СССР - Канада в 1972 году, когда наши проиграли последний матч, Тарасов выступил с разгромной речью в ЦК ВЛКСМ. Смысл ее сводился к тому, что если бы он возглавлял команду, то мы бы победили. Анатолий Владимирович привел пример.
В 1967 году Александр Рагулин выполнил его установку - физически вывел из строя ключевого канадца Карла Бревера. Весь первый период он бил ему по ногам, а на второй Бревер уже не вышел. В нынешней серии надо было выбивать Фила Эспозито. Тем же способом.
- Комсомол меня поддерживает? - спросил Тарасов.
Комсомол отмолчался.
Женсоветы Тарасова
Жестоко бить по ногам соперника - это не изобретение Анатолия Тарасова. В НХЛ этот прием использовали задолго до него. Но вот создание "женсоветов" из жен хоккеистов - это ноу-хау Анатолия Борисовича. Задача сводилась к окультуриванию игроков. Дело благое. Коллективные походы в театр, на концерты, встречи со знаменитостями из других сфер советского общества - ко всему этому тренер привлекал и жен.
А перед поездкой зарубеж он собирал женсовет в полном составе и говорил:
- на трое суток отдаю вам ваших мужей. Не переутомляйте их в постели. Если сыграют плохо - останетесь без шмоток.
Подробности этого напутствия позднее рассказывала Надежда Фирсова - жена Анатолия Фирсова.
Политинформации - залог успеха ЦСКА
Политинформации проводили в то время везде. Конечно и в хоккейных клубах и в сборной. Но делали это для отчетности. Провели - поставили галочку - забыли. Только Тарасов делал из этого фетишь. Он политинформациями объяснял успехи своей команды. Призывал перенимать опыт "партийно-политической работы в ЦСКА"!
Тарасов не уставал повторять, что дело его жизни - воспитание людей коммунистического завтра. А хоккей - средство достижения этой цели. Работали ли его принципы? Увы. Водка для организма спортсмена или артиста всегда как-то более привлекательна.
Кстати, за культуру пития ратовал другой тренер - Дмитрий Логинов из Торпедо (Горький). У него был свой метод работы с молодёжью. Но это тема для отдельной статьи.
Анатолий Тарасов - кандидат педагогических наук.
Неизвестно закончил ли великий тренер среднюю школу. (Напомню - родился он в 1918 году), но высшего образования у него не было. А без Высшего защитится на Кандидатскую было невозможно. Юридически. Однако ученую степень кандидата педагогических наук он получил. За многочисленные книги по проблемам воспитания, которые для него написал журналист Олег Спасский. Анатолий Тарасов лишь подписал их своей фамилией.
Анатолий Тарасов - тренер футбольного ЦСКА
Людям хоккея довольно неплохо известна фраза Николая Эпштейна: "Я бы ЦСКА потренировал. Вот пусть бы он (Тарасов) потренировал "Химик". Другая мысль Эпштейна не менее многозначительна. Вот она: "Давайте раз навсегда отдадим золотые медали ЦСКА, а сами будем бороться за серебряные".
Почувствовали глубину высказываний? Не все нам показывал "голубой экран".
Вероятнее всего генералы Министерства обороны слышали второй афоризм. Не услышать было невозможно. Тарасов регулярно стыдил футбольный ЦСКА:
- Они бездельники. Вот если бы заставили их трудиться на тренировках так, как трудятся хоккеисты, то все было бы в порядке и у них.
Генералы и отдали в управление Анатолию Тарасову футбольный клуб ЦСКА. Сразу после того как он завершил свою тренерскую хоккейную карьеру. На дворе был 1975 год. Итог сезона - 13 место. Аналогичное сезону - 1974.
Конечно, если бы Тарасов остался, то у него было бы больше времени разобраться в специфике футбола семидесятых годов, но его уволили. А настаивать на своей методике он не стал.... почему-то.
Предвижу, что прочтя все вышенаписанное, кто-то скажет - автор хочет опорочить и великого тренера и советский хоккей. Конечно, нет. Автор помнит, что в зал хоккейной славы в Торонто Анатолия Тарасова приняли в 1974 году. А приз "За выдающийся вклад в развитие мирового хоккея им. У. Грецки" не купишь ни за какие деньги.
Статьи по теме:
dzen.ru/exussr?donate=true