Почему Воскресение Христово называют Пасхой?
Согласно евангельскому повествованию основные события Страстной недели – предательство Иуды, Тайная Вечеря, суд Первосвященников и Пилата над Спасителем, Распятие и крестная смерть, а затем Воскресение Христово – пришлись на иудейскую Пасху.
Ежегодно евреи отмечают Пасху с 14 на 15 число месяца Нисана в течение 7–8 дней в память об избавлении от многолетнего рабства у фараона и исходе из Египта.
Так, во времена Моисея по божественному указанию ветхозаветные иудеи должны были запечь агнца (ягненка), мясо которого следовало съесть за одну ночь с пресным хлебом и горькими травами (отсюда второе название Пасхи у евреев как "праздник опресноков"). Кровью агнца было необходимо смазать косяки и перекладины дверей, после чего ангел Господень умертвил всех первенцев египтян, включая сына фараона, но не тронул детей израильских, пройдя мимо домов, отмеченных жертвенной кровью.
Именно поэтому в переводе с еврейского "Песах" (Пасха) – означает "проходить мимо, избавление".
Лишь после данной последней из 10-и египетских казней пленные иудеи были отпущены на свободу. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, фараон возжелал вернуть израильтян обратно, отправив за ними погоню. Тогда по воле Бога воды морские расступились и евреи перешли на другой берег по дну, как по суше; когда же египетское войско ринулось догонять их, море вновь сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход народа Божьего из Египта.
Это ветхозаветное событие стало прообразом спасения человечества от рабства греху через добровольные крестные страдания и смерть Христа (Агнца Божьего, данного на заклание), благодаря чему души умерших были освобождены из ада сошедшим туда Спасителем, а также восстановлена разорванная связь между человеком и Богом.
Иконография Воскресения Христова
Древние иконописцы не дерзали непосредственно изображать непостижимую тайну Воскресения Христова, раскрывая ее символически, либо в форме свидетельств, основанных на текстах Священного Писания и Предания – "Явление ангела женам-мироносицам", "Уверение Фомы", "Явление Воскресшего Христа ученикам". Однако это довольно редкие иконографические изводы.
Каноническим для византийской и древнерусской живописи стало изображение Воскресения Христова в виде "Сошествия во ад". Помимо пророчеств псалмопевца Давида о схождении Господа в преисподнюю, а также ряда святоотеческих пасхальных поучений и богослужебных текстов основным литературным источником данного сюжета принято считать апокрифическое "Евангелие Никодима", датируемое 2 веком. Окончательно иконография "Сошествия во ад" сложилась в Византии к 10–11 векам, откуда с принятием Крещения была перенята Древней Русью.
Так, на фреске 11 века из Киевского Софийского собора в центре композиции фронтально показан Иисус Христос, держащий в левой руке крест как символ Победы над смертью (перекрестья утрачены), а правой рукой изводящий Адама из бездн ада. Рука праотца традиционно изображается обвисшей и слабой, что отражает идею о невозможности спасения человека без помощи Божией. Рядом с Адамом находится коленопреклонения Ева, молитвенно простирающая руки к Господу; ее кисти на фреске скрыты рукавами, что с одной стороны указывает на смирение праматери, а с другой – является знаком раскаяния и очищения от скверны, так как именно с Евы начался первородный грех. Стоящие позади первых людей фигуры пророков Исайи и Симеона появились в результате реставрационных работ 19 века и, по мнению В.Н. Лазарева, вряд ли отражают изначальный замысел иконописца. Слева от Христа размещены ветхозаветные цари Давид и Соломон, а также Иоанн Креститель, указывающий рукой на Мессию. Под ногами Спасителя зияет черная бездна, над которой изображены скрещенные створки сломленных Христом адовых врат. Часто на иконах также показываются обломки засовов, замков, цепей и петель, сорванных с попранных ворот в преисподнюю.
Схожее композиционное решение имеет фреска 12 века из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове.
На многих изображениях в бездне преисподней можно увидеть антропоморфную фигуру связанного сатаны, поверженного Сыном Божьим; иногда в паре с дьяволом также помещается персонифицированный образ самого ада. В литературных источниках подобное олицетворение ярко прослеживается в "Огласительном слове на Пасху святителя Иоанна Златоуста":
"Никто не бойся смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя.
Он истребил ее, быв объят ею;
Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Огорчился ад, ибо посрамлен;
Огорчился ад, ибо осмеян.
Взял тело, а прикоснулся Бога;
Принял землю, а нашел в нем небо;
Взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал.
Смерть, где твое жало?
Ад, где твоя победа?
Воскрес Христос, и ты низвержен;
Воскрес Христос, и торжествует жизнь.
На новгородской иконе 13 века, ныне находящейся в коллекции Банка Intesa Sanpaolo (Италия), поверженный сатана изображен связанным двумя ангелами в адской бездне.
Иконография этого образа близка фрескам из Киевского Софийского Софийского собора и Псковского Мирожского монастыря. К сожалению, во время одной из ранних реставраций утраченное изображение Евы было заменено на пророка Моисея – от первоначальной фигуры праматери остались только маленькие кисти рук, устремленные с мольбой ко Христу.
С особым драматизмом сюжет "Сошествия во ад" раскрывается на фреске 14 века из монастыря Хора в Стамбуле (Константинополь).
Здесь иконописец зеркально разместил фигуры Адама и Евы по сторонам от Спасителя, который милостиво протягивает им Свои руки. Справа от Христа (слева от зрителя) изображены ветхозаветные праведники с нимбами на головах. Среди них легко узнается пророк Иоанн Предтеча, а также увенчанные коронами цари Соломон и Давид. По левую руку от Спасителя показаны ветхозаветные грешники, первым из которых следует старший сын Адама и Евы – братоубийца Каин. Относится ли к осужденным грешникам проповедь Христа? Откликнулись ли они на нее и пожелали ли пойти за воскресшим Сыном Божьим? Иконография данной фрески отражает неоднозначность решения Церковью вопроса о спасении – будет ли оно для всех или только для избранных.
Почему Пасха ежегодно празднуется в разные даты?
В соответствии с постановлением Никейского собора 325 года празднование Пасхи привязывается не к конкретному числу, а всегда приходится на первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия (дата весеннего равноденствия закреплена святыми отцами как 21 марта).
Дополнительно на расчет пасхалии влияет календарная система: католики опираются на Григорианский календарь (новый стиль), в то время как православные – на Юлианский календарь (старый стиль – отстает от общепринятой ныне Григорианской системы исчисления на 13 дней).
Помимо этого Православная Церковь следует правилу о невозможности совпадения христианской Пасхи с иудейской, так как согласно исторической хронологии Воскресение Христово наступило после еврейского Песаха (Пасхи) (Католическая Церковь данной поправки не придерживается). Как уже упоминалось ранее, евреи ежегодно отмечают первый день Песаха (Пасхи) с 14 на 15 число месяца Нисана. Однако, так как иудейский календарь лунно-солнечный, то начало каждого нового месяца здесь зависит от новолуния. Таким образом, 1 Нисана ежегодно наступает с первым новолунием после весеннего равноденствия (это первый месяц библейского года и седьмой – гражданского), и в зависимости от начала месяца Нисана следует иудейская Пасха. Если по условиям расчета христианской Пасхи первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия совпадает с еврейским Песахом, православные отодвигают празднование Воскресения Христова еще на одну неделю вперед.
Из-за этого в 2024 году православные отмечали Пасху на 5 недель позже, чем католики; тогда как в 2025 году празднование Воскресения Христова в обеих христианских церквях совпадает.
Самая ранняя православная Пасха в пересчете на Григорианский календарь может наступить 4 апреля, самая поздняя – 8 мая.
Иудейские опресноки и христианские куличи
В противовес праздничным еврейским лепешкам, традиционно изготовляемым без закваски, в христианской культуре на Пасху принято печь высокий сдобный дрожжевой кулич цилиндрической формы (символизирует церковь, по другой версии – погребальный саван Христа), а также готовить пирамидальную творожную пасху – "млеко огустевшее" (символ Голгофы и Гроба Господня).
Интересно, что даже во времена советской власти кулич ежегодно появлялся на полках магазинов в период с апреля до середины мая – но продавался он под видом кекса "Весеннего" (иногда кекса "Майского").
Рецепты кулича и пасхи, передаваемые в моей семье из поколения в поколение
Кулич
Необходимые ингредиенты: мука, молоко, яйца, сливочное масло, сахарный песок, соль, дрожжи, изюм, ванилин, кардамон, мускатный орех, миндаль, бумажные формочки для выпечки куличей, белая бумага, бамбуковые шпажки / сахарная пудра, лимонный сок / желатин, ванильный сахар / кондитерская посыпка.
1) 2,25 стакана молока слегка подогреть, добавить 2 столовые ложки сахарного песка. Развести в полученной смеси 60–70 г свежих дрожжей.
Всыпать 6 стаканов муки (по 250 мл), 1 чайную ложку соли.
Перемешать.
2) Подготовить 9 яиц.
1,5 стакана сахарного песка взбить добела с 7 яичными желтками.
Добавить в тесто (2 желтка оставить для смазки куличей перед выпеканием).
9 яичных белков взбить→ в тесто.
3) 450 г сливочного масла растопить → в тесто.
4) Вымесить тесто и разделить на две 5-литровые кастрюли. Присыпать просеянной мукой и оставить в теплом месте на 4–5 часов.
5) После этого добавить 3 стакана муки (по 1,5 стакана в каждую кастрюлю) и ванилин, смешанный с 1 стаканом сахарного песка (по 0,5 стакана в каждую кастрюлю).
6) Вымесить тесто, чтобы отставало от рук (если тесто слишком жидкое, то добавить еще около 0,5 стакана муки).
Оставить тесто для подъема на 1,5–2 часа.
7) Когда тесто будет готово, добавить 300 г изюма, кардамон, мускатный орех и толченый/тертый миндаль.
Все перемешать.
8) Для выпекания использовать бумажные формочки для куличей. Тесто разложить на 1/2 высоты формочек, дать подняться до 3/4 высоты.
Макушки куличей смазать взбитым желтком (из оставшихся двух).
Печь в духовке примерно 30 минут. Когда верх куличей начнет румяниться, уменьшить огонь и во избежание подгорания накрыть куличи белой бумагой, смоченной в воде. Готовность выпечки можно проверить с помощью бамбуковых шпажек: если воткнутая шпажка останется сухой – изделие готово, а если на шпажке будет тесто – кулич еще сырой.
9) За 3–5 минут до конца выпекания покрыть куличи первым слоем глазури. Для этого 4–5 столовых ложек молока прокипятить с 3 ложками сахарного песка в течение 2–3 минут и залить полученной смесью куличи.
Печь в духовке еще 1–2 минуты.
10) Остывшие куличи покрыть белой сахарной глазурью и украсить кондитерской посыпкой.
Варианты приготовления глазури:
1. Сахарная глазурь с желатином
1) 5 гр желатина (примерно 1 чайную ложку с горкой) залить 2 столовыми ложками холодной воды и оставить на 10 минут.
2) В это время подготовить сахарный сироп: смешать 120 гр сахарного песка, 60 мл воды и 1 чайную ложку ванильного сахара. Прокипятить 1–1,5 минуты. Остудить до 60–80 градусов (3–4 минуты).
3) Добавить к сиропу желатин и перемешать до полного растворения. Остудить до теплого состояния (иначе глазурь получится жидкой). Взбивать миксером на высокой скорости до однородной густой белой массы (4–5 минут).
4) Готовую глазурь незамедлительно нанести на куличи. Пока глазурь не застыла, украсить посыпкой.
2. Белковая глазурь
Белок 1 яйца смешать с 1 упаковкой сахарной пудры и 1 чайной ложкой лимонного сока. Взбить до однородной массы и незамедлительно нанести глазурь на куличи. Пока глазурь не застыла, украсить посыпкой.
Творожная пасха
Необходимые ингредиенты: творог, сливочное масло, сметана, яйца, сахарный песок, изюм, кардамон, мускатный орех, пакетик ванильного сахара / ванилин, форма для пасхи, марля / цукаты / орехи.
1) 1 кг творога поместить под пресс на 3–4 часа.
2) После этого пропустить подготовленный творог через мясорубку (или протереть через сито).
3) На дно эмалированной кастрюли положить 200 г сливочного масла, творог, 200 г сметаны, 1 стакан сахарного песка (250 г), 4 взбитых яйца.
4) Все перемешать.
5) Варить на маленьком огне, постоянно помешивая, не доводя до кипения – до "пыха" (примерно 40–50 минут). Перед концом варки добавить 100–200 г изюма и готовить еще 2–3 минуты.
6) После того как пасха остынет добавить специи: кардамон, мускатный орех, пакетик ванильного сахара (или немного ванилина).
7) В перевернутую форму для пасхи постелить марлю и налить полученную смесь. Когда слегка стечет, долить остатки. Сверху накрыть плоским блюдцем, прижать емкостью с водой и оставить стекать в прохладном месте.
8) Примерно через 12 часов вынуть пасху из формы.
9) Украсить изюмом, цукатами и/или орехами.
Освящение пасхальной снеди
Согласно православной традиции после 40 дней Великого поста и Страстной седмицы перед "разговлением" принято освящать пасхальную снедь – куличи, пасхи, крашеные яйца – в благодарность Богу за дарованную Им пищу, а также с целью благотворительности неимущим (часть принесенных яств оставляется в храме в качестве пожертвования). Обычно чин освящения совершается в церквях днем в Великую Субботу, а также после Пасхальной Литургии.
__________
Стихиры Великой Субботы (в русском переводе):
В сей день ад со стоном вопит: / "Лучше было бы мне / если бы я Родившегося от Марии не принял, / ибо Он, придя ко мне, / могущество мое уничтожил, / врата медные сокрушил, / а души, которыми владел я прежде, / как Бог воскресил!" / Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему!
В сей день ад со стоном вопит: / "Ниспровергнута моя власть: / принял я Смертного, как одного из умерших, / но удерживать Его совсем не могу / и потеряю с Ним тех, над которыми царствовал; / я имел мертвых от века, / но вот, Он пробуждает всех!" / Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему!
В сей день ад со стоном вопит: / "Погибло мое могущество; / Пастырь был распят и Адама воскресил; / тех, над которыми царствовал, я лишился / и всех изверг, кого, одолев, поглотил! / Опустошил могилы Распятый: / власть смерти не имеет силы!" / Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему!
__________
Источники: