Где: Москва, Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки
Адрес: улица Волхонка, 14
До: 10 августа 2025
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Французский рисунок первой половины — середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».
Выставка приурочена к изданию научного каталога собрания французского рисунка первой половины — середины XIX века в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Я бы сказала, что именно каталог играет сюжетно-образующую роль в этой экспозиции: в каждом зале стоит стол, уютно светит лампа и лежат несколько каталогов; это побуждает зрителя к исследованию, он смотрит рисунки, задается вопросами, ищет ответы в каталоге. Идея чудесная!
Выставка включает более 160 работ и впервые с 1927 года показывает коллекцию французского рисунка первой половины — середины XIX века в таком объеме.
Выдающиеся произведения великих художников, таких как О. Домье, Э. Делакруа, Ж.О.Д. Энгр, Г. Доре, П.П. Прюдон, соседствуют в экспозиции с работами практически неизвестных мастеров, вы узнаете много новых имен.
Зал за залом, рисунок за рисунком вы будете открывать для себя Францию XIX века: основные политические события,
войны,
Париж
и провинцию,
а главное – людей: богатых и бедных, знатных и простых, смешных и трогательных.
Какая же Франция без знаменитого французского юмора!
В чудесном тет-а-тете, я полагаю, многие узнают свое чадо или вторую половину.
Французские художники открыли для себя волшебный мир Востока — ориентализм проявлялся в изображении экзотической природы, исламской архитектуры, бытовых сцен с участием иноземцев.
Вместе с тем не были забыты и традиционные для европейского искусства мифологические и евангельские сюжеты.
Мне бы хотелось чуть подробнее остановиться на нескольких особенно понравившихся мне работах.
После смерти прадеда, Людовика XIV, в 1715 году на престол в возрасте 5 лет вступил Людовик XV/ Он правил под опекой регента Филиппа Орлеанского, племянника покойного короля. Новоиспеченный король воспитывался под руководством епископа Флёри, который и изображен на рисунке. Посмотрите, как мальчик по-королевски снисходительно слушает своего наставника. Когда 1726 году король объявил, что он берёт бразды правления в свои руки, на самом деле власть перешла к де Флёри, который на тот момент уже стал кардиналом, и руководил страной до своей смерти в 1743 году, стараясь заглушить в Людовике всякое желание заниматься политикой.
Мой абсолютный фаворит этой выставки – ученик Ж.Л.Давида, Жан Мари Делаперш и его аллегории пяти чувств. Кстати, будучи роялистом, он эмигрировал в Россию, где писал на заказ портреты. Был учителем рисования у поэта Дмитрия Веневитинова (о его трагической судьбе можно узнать из одной из мои предыдущих статей), в 1824 вернулся на родину во Францию.
Иконография изображения зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания появляется в изобразительном искусстве в Средние века. Этому способствовали и научные изыскания в области физиологии, и стремления церкви – крупнейшего заказчика – уберечь человека от этих чувств, уводящих его душу с пути спасения. Чувства изображались в виде предметов, животных, персонификаций человеческих органов и, главное, образов женщин.
В эпоху Ренессанса пять чувств обычно представали в виде пяти женщин с характерными атрибутами: слух – с музыкальным инструментом, зрение – с зеркалом, вкус – с едой, обоняние – с цветами, осязание – с чем-то мягким или наоборот колючим.
У Делаперша настоящие французы-жизнелюбы: с упоением суп едят, табачок нюхают, музыкальный инструмент настраивают, в бинокль смотрят (мне кажется, что за соседями подглядывает месье), и единственная девушка-жеманница олицетворяет осязание, причем одной рукой она ведет по шелковистым лепесткам, а пальчики другой руки оттопырены, чтобы не уколоться.
На втором рисунке одна и та же модель: то в зеркало на себя не налюбуется, то под дверью подслушивает, то фруктом наслаждалась, то запахом роз, а в конце пальчик уколола.
Подводя итог, хочется сказать, что выставка получилась великолепная. Vive la France! Да здравствует Франция! Да здравствует Пушкинский музей!
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Пушкинский_музей #французский_рисунок #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты