Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Да здравствует Франция! Да здравствует Пушкинский музей!

Где: Москва, Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки Адрес: улица Волхонка, 14 До: 10 августа 2025 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Французский рисунок первой половины — середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Выставка приурочена к изданию научного каталога собрания французского рисунка первой половины — середины XIX века в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Я бы сказала, что именно каталог играет сюжетно-образующую роль в этой экспозиции: в каждом зале стоит стол, уютно светит лампа и лежат несколько каталогов; это побуждает зрителя к исследованию, он смотрит рисунки, задается вопросами, ищет ответы в каталоге. Идея чудесная! Выставка включает более 160 работ и впервые с 1927 года показывает коллекцию французского рисунка первой половины — середины XIX века в таком объеме. Выдающиеся произведения великих художников, таких как О. Домье, Э. Делакруа, Ж.О.Д. Энгр, Г. Доре, П.П

Где: Москва, Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки

Адрес: улица Волхонка, 14

До: 10 августа 2025

Эдуар де Бомон Вот уж повеселимся сегодня вечером! 1848-1851 картон сероватый, графитный карандаш, акварель, белила, лак
Эдуар де Бомон Вот уж повеселимся сегодня вечером! 1848-1851 картон сероватый, графитный карандаш, акварель, белила, лак

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Французский рисунок первой половины — середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».

Эжен Лами Карета у подъезда 1839 бумага желтоватая, акварель, белила по подготовке графитным карандашом
Эжен Лами Карета у подъезда 1839 бумага желтоватая, акварель, белила по подготовке графитным карандашом

Выставка приурочена к изданию научного каталога собрания французского рисунка первой половины — середины XIX века в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Я бы сказала, что именно каталог играет сюжетно-образующую роль в этой экспозиции: в каждом зале стоит стол, уютно светит лампа и лежат несколько каталогов; это побуждает зрителя к исследованию, он смотрит рисунки, задается вопросами, ищет ответы в каталоге. Идея чудесная!

-3

Выставка включает более 160 работ и впервые с 1927 года показывает коллекцию французского рисунка первой половины — середины XIX века в таком объеме.

 Ашиль Девериа Гадание 1828 бумага, акварель по подготовке графитным карандашом
Ашиль Девериа Гадание 1828 бумага, акварель по подготовке графитным карандашом

Выдающиеся произведения великих художников, таких как О. Домье, Э. Делакруа, Ж.О.Д. Энгр, Г. Доре, П.П. Прюдон, соседствуют в экспозиции с работами практически неизвестных мастеров, вы узнаете много новых имен.

Зал за залом, рисунок за рисунком вы будете открывать для себя Францию XIX века: основные политические события,

войны,

Париж

и провинцию,

а главное – людей: богатых и бедных, знатных и простых, смешных и трогательных.

Какая же Франция без знаменитого французского юмора!

В чудесном тет-а-тете, я полагаю, многие узнают свое чадо или вторую половину.

Эдуар де Бомон 1821-1888 Тет-а-тет Картон, перо коричневым тоном
Эдуар де Бомон 1821-1888 Тет-а-тет Картон, перо коричневым тоном

Французские художники открыли для себя волшебный мир Востока — ориентализм проявлялся в изображении экзотической природы, исламской архитектуры, бытовых сцен с участием иноземцев.

Вместе с тем не были забыты и традиционные для европейского искусства мифологические и евангельские сюжеты.

Мне бы хотелось чуть подробнее остановиться на нескольких особенно понравившихся мне работах.

Эмиль Перрен Воспитание Людовика XV 1840 бумага, акварель по подготовке графитным карандашом
Эмиль Перрен Воспитание Людовика XV 1840 бумага, акварель по подготовке графитным карандашом

После смерти прадеда, Людовика XIV, в 1715 году на престол в возрасте 5 лет вступил Людовик XV/ Он правил под опекой регента Филиппа Орлеанского, племянника покойного короля. Новоиспеченный король воспитывался под руководством епископа Флёри, который и изображен на рисунке. Посмотрите, как мальчик по-королевски снисходительно слушает своего наставника. Когда 1726 году король объявил, что он берёт бразды правления в свои руки, на самом деле власть перешла к де Флёри, который на тот момент уже стал кардиналом, и руководил страной до своей смерти в 1743 году, стараясь заглушить в Людовике всякое желание заниматься политикой.

Жан Мари Делаперш Пять чувств Аллегория 1821 бумага, перо и кисть коричневым тоном
Жан Мари Делаперш Пять чувств Аллегория 1821 бумага, перо и кисть коричневым тоном

Мой абсолютный фаворит этой выставки – ученик Ж.Л.Давида, Жан Мари Делаперш и его аллегории пяти чувств. Кстати, будучи роялистом, он эмигрировал в Россию, где писал на заказ портреты. Был учителем рисования у поэта Дмитрия Веневитинова (о его трагической судьбе можно узнать из одной из мои предыдущих статей), в 1824 вернулся на родину во Францию.

Иконография изображения зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания появляется в изобразительном искусстве в Средние века. Этому способствовали и научные изыскания в области физиологии, и стремления церкви – крупнейшего заказчика – уберечь человека от этих чувств, уводящих его душу с пути спасения. Чувства изображались в виде предметов, животных, персонификаций человеческих органов и, главное, образов женщин.

В эпоху Ренессанса пять чувств обычно представали в виде пяти женщин с характерными атрибутами: слух – с музыкальным инструментом, зрение – с зеркалом, вкус – с едой, обоняние – с цветами, осязание – с чем-то мягким или наоборот колючим.

У Делаперша настоящие французы-жизнелюбы: с упоением суп едят, табачок нюхают, музыкальный инструмент настраивают, в бинокль смотрят (мне кажется, что за соседями подглядывает месье), и единственная девушка-жеманница олицетворяет осязание, причем одной рукой она ведет по шелковистым лепесткам, а пальчики другой руки оттопырены, чтобы не уколоться.

 Жан Мари Делаперш  Аллегория чувств 1823 бумага, перо и кисть коричневым тоном по подготовке графитным карандашом
Жан Мари Делаперш Аллегория чувств 1823 бумага, перо и кисть коричневым тоном по подготовке графитным карандашом

На втором рисунке одна и та же модель: то в зеркало на себя не налюбуется, то под дверью подслушивает, то фруктом наслаждалась, то запахом роз, а в конце пальчик уколола.

Подводя итог, хочется сказать, что выставка получилась великолепная. Vive la France! Да здравствует Франция! Да здравствует Пушкинский музей!

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Пушкинский_музей #французский_рисунок #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты