Андрей Попов — это имя, которое связано с ярким обаянием и выдающимся талантом в советском театре и кино. Его привлекательная внешность, изящная фигура и остроумие напоминали шекспировских персонажей. Актер мастерски исполнял роли в самых разных жанрах и всегда поражал зрителей своим артистизмом.
Биография Андрея Алексеевича Попова началась 12 апреля 1918 года в уютном городе Костроме. В его семье царила атмосфера интеллигентности: мама, Анна Александровна, была врачом, но после рождения сына решила оставить карьеры и полностью предаться семейным обязанностям. Отец, Алексей Дмитриевич, прославленный режиссер и актер, возвел свои амбиции в театральной сфере в новом месте, став руководителем Театра студийных постановок после переезда из Москвы.
Андрей с малых лет был известен своим любознательным характером и активностью, порой мечтая стать трубочистом. В 1923 году, когда его отец принял предложение о работе в 3-й студии МХАТа, семья переехала в столицу. Здесь, помимо учебы, Андрей стал участвовать в драматическом кружке и с головой погрузился в атмосферу театра.
После получения аттестата он решил следовать по стопам родителей и посвятить свою жизнь сцене, но его отец, будучи сам артистом, выражал беспокойство за будущее сына в этом непростом мире.
Несмотря на первоначальные разногласия с отцом, Андрей Попов, решивший следовать своим путем, поступил в студию при Центральном театре Красной армии, руководимом его родителем. Он преодолел вступительные экзамены и присоединился к курсу Владимира Благообразова. В 1939 году, после окончания обучения, Андрей провел год, служа актером-красноармейцем в театре Ташкента, прежде чем вернуться в ЦТКА.
Даже будучи сыном главного режиссера, Андрей начинал с малых ролей. Только в 1951 году ему была доверена первая значительная роль — Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя.
В 1958 году решение высшего руководства заставило его отца уйти с поста главного режиссера на пенсию. Через три года Андрей занял пост, но предпочел творческий путь актера, а не полноценную режиссерскую карьеру, поставив за свою жизнь всего пять спектаклей. Он посвятил почти 35 лет ЦТКА, играя такие ключевые роли, как Петруччо в «Укрощении строптивой» и Епиходов в «Вишневом саду».
Его наиболее значимой работой стала роль царя Ивана Грозного в спектакле одноименной пьесы. Сначала Попов был против этой роли, считая, что не подходит под данный образ, но режиссер Леонид Хейфец смог убедить его в обратном.
Спустя долгие годы работы в театре, Андрей Алексеевич решил покинуть ЦТКА из-за постоянного вмешательства Главного политуправления Советской армии в его творческую программу. В результате Олег Ефремов предложил ему роль в Московском Художественном театре, где он стал главным артистом в спектакле «Жизнь Галилея». Также в МХАТе Андрей играл персонажи, такие как Сорин в «Чайке» Чехова и Кушак в «Утиной охоте» Вампилова.
Кинодебют Андрея Попова случился, когда ему было всего 12 лет: он сыграл в немом фильме «Крупная неприятность», снятом его отцом. К сожалению, фильм, для которого титры написал Михаил Зощенко, сохранился только частично.
Андрей Попов вновь оказался на съемочной площадке спустя 17 лет, получив роль второго плана в военной драме «Марита». Эта биографическая картина о литовской партизанке и Герое Советского Союза Марите Мельникайте стала важным событием в истории литовского кино.
В 1951 году актер снялся в историческом фильме «Мусоргский», где сыграл Николая Римского-Корсакова, одного из членов «Могучей кучки». Эта работа принесла фильму приз за декорации на IV Международном кинофестивале в Каннах и Сталинскую премию I степени. Хотя Андрей не получил награды, он тем не менее продемонстрировал свои навыки как киноактер.
После выхода «Мусоргского» фотографии Попова начали активно публиковать в журналах, и его стали приглашать в новые проекты, что обеспечило ему постоянное место в кинематографе до конца жизни.
Андрей Попов часто работал над экранизациями произведений Антона Чехова. В 1954 году вышла экранизация рассказа «Шведская спичка», в которой он сыграл вместе с Михаилом Яншиным и Алексеем Грибовым. Артист вспоминал, что режиссер Константин Юдин предоставил актерам возможность для творчества и импровизации, что помогло им создать яркие и насыщенные образы.
На протяжении своей карьеры Попов перевоплощался в разные роли: писателей, профессоров, композиторов и военных. В его фильмографии около 70 работ, среди которых выделялись экранизация «Кроткой» Федора Достоевского и телевизионная повесть «Разные люди», пользующиеся особой популярностью у зрителей.
Также запоминающейся стала его роль Захара в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Режиссер Никита Михалков на протяжении долгого времени уговаривал Попова побриться наголо, что актер решительно отвергал, считая, что такой вид не подходит для преподавателя университета. Наконец, чтобы вдохновить актера на эксперимент, режиссер сам побрился налысо и уговорил других членов команды сделать то же самое, что и заставило Андрея согласиться на данный рискованный шаг.
Андрей Алексеевич Попов был счастлив в личной жизни, встретив свою любовь в лице Ирины Македонской, артистки балета, которая впоследствии стала театральным режиссером.
Их знакомство произошло в Центральном театре Советской армии, где они совместно работали над множеством постановок. Эта творческая связь переросла в крепкий брак, который стал источником радости для обоих. Несмотря на долгую и гармоничную совместную жизнь, семьи не пополнились детьми, что, возможно, предопределило заботливое и отеческое отношение Андрея Алексеевича к своим студентам. Ближе к концу 60-х годов он преподавал в Государственном институте театрального искусства, обладая не только даром актёрской игры, но и талантом наставника.
В зимние месяцы 1983 года Андрей Алексеевич столкнулся с физическим недомоганием, которое стало предвестником его смерти. В то же время его любимец — пес по кличке Малыш — покинул этот мир, что особенно тяжело отразилось на здоровье актера.
После обследования в больнице 22 мая Попов перенес операцию, однако врачи назначили еще одно хирургическое вмешательство, что вылилось в дополнительный риск для жизни.
Во время этой второй операции сердце Попова остановилось, но благодаря высокой квалификации врачей он был вытащен из критического состояния. Тем не менее, последние дни своей жизни он провел в реанимации. 10 июня 1983 года Андрей Алексеевич покинул этот мир в возрасте 65 лет.
Народный артист СССР был похоронен на Введенском кладбище в Москве. В его честь в фойе Центрального академического театра Российской армии установлена памятная звезда, увековечивающая его вклад в искусство. Ирина Македонская пережила своего супруга на 23 года и ушла из жизни в 2006 году, оставив после себя память о яркой жизни и творческой деятельности их семейной пары.
Читайте также статьи:
Юлия Макарова. Загадочная личная жизнь. Путь к успеху, роли. Как живет актриса?
Юрий Ковалев. Путь к успеху. Множество ролей. Загадочная личная жизнь. Как живет актер?
Светлана Бодрова. Как живет вдова Сергея Бодрова и кто дети?