Найти в Дзене
ОСТРЫЙ ПЕРЕЦ

Неприкосновенность судей. Как государство защищает своих служащих.

На чем основано государство? Прежде всего на правилах, которые обязательны к исполнению всеми гражданами и организациями - законах. Сами по себе правила - это пустой звук, если их исполнение ничем не обеспечено. В государстве исполнение закона обеспечивается страхом ответственности за его нарушение и чтобы понести эту ответственность в большинстве случаев необходим судебный акт: То есть судьи - это винтики с системе государственного принуждения, они обеспечивают исполнение закона и государство заботится об их безопасности. Неприкосновенность судей заключается в следующем. Это основные положения принципа неприкосновенности судей, какой же вывод напрашивается из этих положений? Может возникнуть впечатление, что государство защищает судей от самого себя (ведь все перечисленные меры к судьям может принимать только государство) и в этом есть смысл. Большинство судей осуществляют свои полномочия на местах. Судьи не всегда принимают популярные решения и зачастую создают проблемы для других г

На чем основано государство? Прежде всего на правилах, которые обязательны к исполнению всеми гражданами и организациями - законах. Сами по себе правила - это пустой звук, если их исполнение ничем не обеспечено. В государстве исполнение закона обеспечивается страхом ответственности за его нарушение и чтобы понести эту ответственность в большинстве случаев необходим судебный акт:

  • Приговор
  • Решение
  • Постановление
  • Определение

То есть судьи - это винтики с системе государственного принуждения, они обеспечивают исполнение закона и государство заботится об их безопасности. Неприкосновенность судей заключается в следующем.

  1. Судья (даже после окончания карьеры) не может быть привлечен к ответственности за вынесенные им судебные акты в период исполнения своих полномочий. Ответственность за вынесенные решения судья может понести только если приговором будет установлено злоупотребление или вынесение заведомо неправосудного судебного акта.
  2. Привлечение судьи к уголовной ответственности требует особого порядка с привлечением Председателя Следственного комитета России и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
  3. Привлечение судьи к административной ответственности также требует особого порядка с привлечением Генерального прокурора России.
  4. Если судью задержали, доставили в любой государственный орган и не знали, что он является судьей, после установления личности судья подлежит немедленному освобождению.
  5. Личный досмотр судьи допускается только если это необходимо для безопасности других людей или в случае прямого указания закона.
  6. Чтобы применить к судье меру пресечения в виде заключения под стражу, необходимо ходатайство Председателя Следственного комитета России.
  7. Оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи также требуют особого порядка принятия решения об их проведении.
  8. Неприкосновенны: личность судьи, занимаемые им помещения, транспортные средства, багаж, переписка и иная корреспонденция.

Это основные положения принципа неприкосновенности судей, какой же вывод напрашивается из этих положений? Может возникнуть впечатление, что государство защищает судей от самого себя (ведь все перечисленные меры к судьям может принимать только государство) и в этом есть смысл.

Большинство судей осуществляют свои полномочия на местах. Судьи не всегда принимают популярные решения и зачастую создают проблемы для других государственных служащих, представителей власти на местах. Чтобы избежать преследования судей за их решения со стороны местных представителей власти, вопросы применения к судьям мер принуждения вынесены на федеральный уровень.

Давайте представим ситуацию, что честный судья принимает решения, которые не нравятся кому-то из представителей власти на местах. Например, какой-нибудь полицейский попался на коррупции и судья отправляет его под стражу, другим полицейским это не очень нравится и они задумывают сфабриковать в отношении такого судьи уголовное дело и "наказать его". Тут и вступает в силу неприкосновенность судьи, ведь решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи может быть принято только Председателем Следственного комитета России. Похожая ситуация и с административной ответственностью, где решение принимает Генеральный прокурор. Таким образом, судья защищен от преследования за свои решения со стороны местной власти.

Нужна ли такая неприкосновенность? Конечно, да. Если судья не будет защищен со стороны государства, то нельзя говорить о принятии им решений по своему внутреннему убеждению. Никто не будет выносить правильные и законные судебные акты если в любой момент за них можно ответить, если тебя за такие решения будут преследовать. Неприкосновенность судей - необходимая часть другого принципа судебной власти - независимости судей.