Найти в Дзене

1984: Триумф воли или слабоволие?

Антиутопия Джорджа Оруэлла «1984» была написана им в 1949 году. Мрачное и жуткое пророчество о тоталитаризме, массовой слежке и манипуляции сознанием. Классика жанра антиутопии, выделившаяся среди подобных знаменитых романов своей особой жестокостью, без оттенка насмешки и иронии. Мотивом для написания данного произведения послужил жизненный опыт самого писателя. До начала и в период работы над книгой он сталкивался с мировым страхом и политической надменностью власти, пропитанной тоталитаризмом. Идеи правления Сталина и Гитлера вызывали у Оруэлла непринятие, участие в войнах - отвращение, а жизнь в запуганном социуме - сострадание и сочувствие. В своем эссе «Причины испанской войны» он писал: «Тоталитаризм посягает саму мысль». Впоследствии этот тезис стал ключевой темой в «1984». Все исторические и социальные фрагменты жизни он отразил в этом романе, который, конечно, является лишь зеркалом возможного будущего, но на самом деле многие моменты происходили уже тогда, и Оруэлл испытал и

Антиутопия Джорджа Оруэлла «1984» была написана им в 1949 году. Мрачное и жуткое пророчество о тоталитаризме, массовой слежке и манипуляции сознанием. Классика жанра антиутопии, выделившаяся среди подобных знаменитых романов своей особой жестокостью, без оттенка насмешки и иронии.

Кадры из к/ф "1984" (1984), реж. Майкл Рэдфорд
Кадры из к/ф "1984" (1984), реж. Майкл Рэдфорд

Мотивом для написания данного произведения послужил жизненный опыт самого писателя. До начала и в период работы над книгой он сталкивался с мировым страхом и политической надменностью власти, пропитанной тоталитаризмом. Идеи правления Сталина и Гитлера вызывали у Оруэлла непринятие, участие в войнах - отвращение, а жизнь в запуганном социуме - сострадание и сочувствие.

В своем эссе «Причины испанской войны» он писал: «Тоталитаризм посягает саму мысль». Впоследствии этот тезис стал ключевой темой в «1984». Все исторические и социальные фрагменты жизни он отразил в этом романе, который, конечно, является лишь зеркалом возможного будущего, но на самом деле многие моменты происходили уже тогда, и Оруэлл испытал их на себе.

«Кто управляет прошлым, тот управляет будущим, - гласит партийный слоган. Кто управляет настоящим, тот управляет прошлым»

Писатель рисует жизнь общества в Лондоне, находящегося в тоталитарном государстве под названием «Океания». Во главе сие могущества сидит Большой Брат, установивший идеологию ангсоца, которая никакого отношения к социализму не имеет. Это лишь внешнее название, внушающее людям принципы равенства и братства, а внутри та самая червивая начинка диктатуры, террора, страха и рабства.

Для большего контроля и искоренения преступности в Океании был придуман свой язык - новослов, разработанный для удовлетворения идеологических потребностей ангсоца. Развитие новослова постепенно приводит к полному упрощению языка. В нем не существует слов для описания свободы, любви (в семейном и партнерском понимании), а главное - для двусмысленных замыслов. Все до абсурдности примитивно: «добрый и недобрый, темный и нетемный».

Несложно представить, к какой умственной деградации и скудности выражения приведет новослов в его законченном виде. Через пару десятилетий люди не смогут понять, о чем говорили предыдущие поколения, но это и не нужно: все равно любые упоминания об истории сожгут, а память людей сотрут, внушая им актуальный вектор правды с помощью пропаганды.

Кругом царит обман, который никто особо и не скрывает. Все просто слепо верят и подчиняются, радуются тому, что теперь шоколада будут выдавать аж до 25 граммов в неделю, а то, что изначально было нормой в 30 - забудется. Люди просто верят в то, что им говорят с телеэкранов и пишут в газетах, пропагандируют в тупую - стандартная процедура промывания мозгов.

«Большой Брат следит за тобой»

Изображение огромного лица «спасителя и дарователя» висит буквально везде - на каждой стене и даже в квартирах. От него не спрятаться: просыпаешься и видишь его, работаешь под пристальным взглядом, всюду контроль и всюду ОН.

«Глаза следят за тобой даже с монет, марок, с обложек книг, с растяжек поперек улиц, с плакатов, с папиросных пачек - отовсюду. Глаза следят, голос обволакивает. Спишь ты или бодрствуешь, работаешь или отдыхаешь, моешься в ванной или лежишь в постели - от них не укрыться. У тебя нет ничего своего, кроме нескольких кубических сантиметров внутри собственного черепа»

Его фигура пронизана оккультизмом и одержимостью, главнейшей задачей правительства является достижение бесконечной и беспрекословной любви народа к Большому Брату.

Под беспрекословной любовью тут подразумевается не та чистая и искренняя, полная трепета и уважения любовь, а раболепная необходимость в подчинении и унижении ради сохранения собственной жизни.

«ВОЙНА ЕСТЬ МИР
СВОБОДА ЕСТЬ РАБСТВО
НЕЗНАНИЕ ЕСТЬ СИЛА»

Гипнотизирующий катехизис Большого Брата, пропагандирующий священные три познания: Океания держится на них, будто Земля на трех китах. Трактовка этого слогана довольно проста: бесконечная война поддерживает порядок в государстве, отказ от свободы мысли делает человека счастливым, а незнание влечет за собой деградацию и полную зависимость народа от власти.

Кадры из к/ф "1984" (1984), реж. Майкл Рэдфорд
Кадры из к/ф "1984" (1984), реж. Майкл Рэдфорд

Антагонистом рабства и, по совместительству, главным героем является Уинстон Смит - простой загнанный работяга Министерства Правды, правящий историю и факты в угоду правительственных интересов. По классике жанра антиутопии Оруэлл выдает ему не самую простую, но при этом решающую роль: личность, которая чувствует подвох, чувствует гнет и унижение, личность, способная противостоять.

Внутренняя борьба Уинстона перерастает во внешнюю. Он ведет дневник, который пестрит фразой: «ДОЛОЙ БОЛЬШОГО БРАТА», влюбляется в девушку Джулию, и вместе они желают бежать, жить иначе, по-человечески… Сопротивлением режиму являются даже мысли, а точнее - инакомыслие, по новослову Океании такое отклонение называется «мыслепреступлением».

Особенностью Уинстона является память. Он помнит свое детство, жизнь до революции и всю правду, которую ему ежедневно приходится переписывать. Его память - единственный способ отделиться от толпы, его сила в борьбе с тоталитаризмом, который действует на серую, скомкавшуюся массу людей, глотающих чушь и запивающих ее тошнотворным джином.

«Если и есть надежда, то она заключена в пролах»

Пролетарии, или пролы, у Оруэлла - масса, рабочий класс, живущий в нищете. На них не распространяется такой жестокий контроль Партии, ведь, по ее мнению, они не люди. Пролы, как шестеренки, не имеют особой значимости, но способны поддерживать экономику Океании. В принципе, они та же масса, но имеющая большую свободу мысли.

У книги есть целых две экранизации. Первая вышла в 1956 году и снята режиссером Майклом Андерсоном, а в 1984 году Майкл Рэдфорд выпустил на экраны свое видение и, конечно, приурочил к году, в который происходили события произведения. Фильм-антиутопия в жанре научной фантастики был номинирован на премию BAFTA за лучшую работу художника-постановщика.

В целом, это можно считать сильнейшей составляющей фильма. Декорации и образная часть кинокартины погружают зрителей в разрушенную и угнетающую Океанию, где всюду напичкана пропаганда заботы государства о жителях и невероятных заслугах и достижениях великой партии.

«Важно не просто остаться в живых, а остаться людьми»

Экранизациям зачастую сложно состязаться с первоисточником: приходится впихивать всю многогранность не маленького романа в какие-то 2 часа экранного времени. К сожалению, и данный фильм не смог похвастаться этим. В основном зритель получает представления о тяжести жизни и жестокости власти не через внутренний мир героев, а с помощью визуальной картины ужаса и постоянно смотрящего на тебя лица Старшего Брата (кстати, такой перевод, по мне, кажется более удачным, насмешливым и саркастичным).

К ироничному можно отнести и решение сделать лицо «смотрящего» довольно ярким и узнаваемым. Старший брат - будто симбиоз Гитлера и Сталина, смотрящий даже с некоторой издевкой и надменностью.

Третий фильм по мотивам книги «1984» Джорджа Оруэлла, с одноименным названием, снят режиссером Дианой Ринго в 2023 году. Пожалуй, подобная самодеятельность, как двухчасовая мешанина «Мы» и «1984», с посредственным монтажом и унылой графикой, не нуждается в критической оценке…

Отсутствие всякой надежды на лучшую жизнь, где ценен не физический ресурс и послушание, а свобода, где люди остаются людьми - логический финал террора и деспотизма. Это не триумф человеческой воли над влечением, это инстинкт самосохранения в условиях жесточайшей пытки тотального контроля.

«Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно. И помните, что это — навечно. Лицо для растаптывания всегда найдется. Всегда найдется еретик, враг общества, для того чтобы его снова и снова побеждали и унижали»