Орала Марьяна так, что вся деревня её ор слышала. Конечно, встревоженные соседи мигом к её двору сбежались, чтобы выяснить, что там в семье Скворцовых произошло в очередной раз.
Вообще, Марьяна была неплохой бабой, не злой, только очень уж крикливой. Ну и глупой её считали, кто ж будет орать без повода иль по ерунде какой? Не взирая на такой гонористый характер, много лет назад ещё, вышла Марьяна замуж за своего Ваню, который только головой качал, когда она в очередной раз кричала. Иные парни у виска крутили - на кой он на такой стервозе женился? А Ваня в ответ только улыбался - мол, пусть и крикливая, зато хозяйка всем на зависть, и двор в порядке держит! И ведь всегда она по делу кричит, а потом извиняется за крик свой, ну вот такая она, ничего ведь не переделаешь.
Народили Марьяна с Иваном единственного сына, которого звали Геной. Генка целиком и полностью в отца пошёл характером - такой же спокойный, добрый парень, который совсем не обращал внимания на крикливый характер матери, которая за сыночка своего коршуном на каждого налететь была готова. Родила она поздно, и больше детей у них с Ваней не получилось, вот, видимо и заносило её иногда. Но, в целом, хорошая семья была, и Гена недавно восемнадцать лет отметил, в армию собирался уходить, как призыв будет. И все знали, что встречается он с Асей - она его возраста была, милая девушка.
И вот видят соседи во дворе у Марьяны - Анну, мать Аси. И именно на неё орёт Генки мать, крепко сжимая в руках веник и с ненавистью смотря на Анну, которая едва на ногах стоит. Шибко пила она, да и мужчин меняла на удивление часто, и многие пророчили, что Ася по её пути пойдёт, но, на удивление, девушка всеми силами пыталась вырваться из того порочного круга, в котором находилась её мать.
Пришлось прислушиваться, чтобы понять в чём смысл криков Марьяны, но кроме того, что гнала она со двора нетрезвую Анну ничего не было понятно.
- Пошла вон! И больше чтобы здесь не появлялась!
- Да я сама разберусь! А ну пусти, я ей волосья все повыдёргиваю! - заплетающимся языком требовала Анна. - Она моя дочь!
- Пошла вон, я сказала!
Марьяна замахнулась веником и Анна, поняв чем всё это может закончиться, шатающейся походкой пошла со двора Скворцовых, изрыгая проклятия на голову родной дочери. Соседи шушукались, но никто не рискнул о чём-то расспрашивать Марьяну, которая начала сердито мести двор.
Это что же такое случилось, если Анна на дочь так ругается, а Марьяна её со двора гонит?
Вызнать всё это решила Клава, соседка Марьяны, которая часто приходила к ней вечером чайку попить, да новости обсудить деревенские. Крики-то она конечно слышала, да вот только ничего не разобрала, так что вечером пришла она в гости. Чай они пили под раскидистой яблоней - Марьяна растапливала свой самовар, и заваривала чай из смородинового листа, а Клава приносила варенье и пряники, которыми они и угощались во время чаепития.
Марьяна сидела за столом под яблоней, подперев руками голову, и о чём-то сосредоточенно думала. Из дома слышались негромкие голоса мужской части семьи, и Клава вздохнула, ставя на стол банку с вареньем. Марьяна вздрогнула и подняла на неё взгляд:
- Ох, прости, соседка, что-то я совсем задумалась. Сейчас, погоди, растоплю я наш самовар, угостимся чаем.
- Марьяш, случилось что? Может помочь чем надо? - подругами они не были, добрыми соседками, но видела Клава, что Марьяну что-то тревожит. Да и вон, как орала она совсем недавно, даже охрипла. - Чего к тебе Анька приходила? На ногах даже не стояла…
Марьяна молчала, заливая в самовар воду, а затем поджигая крупную щепу и опуская её в кувшин самовара. Проследив за тем, чтобы огонь занялся хорошо, она стала подкладывать шишки, которые сразу весело затрещали.
- Приходила эта… да, - Марьяна с трудом удержалась от ругательства. - В общем, ты же знаешь, что живёт она сейчас с каким-то мужиком, таким же пропойцей, как и она сама. Аська, пока училась, к нам ходила уроки делать, так как дома шалман стоит. Прилежная девочка, умная очень, ей поступить бы куда, да учиться, итак вон, только школу закончила, из-за матери всё. А сегодня спозаранку прибежала Аська… - голос Марьяны дрогнул, и Клава напряглась.
- Прибежала, плачет, ничего не понять, что говорит. Успокоили мы её, и она рассказала, что этот… отчим недоделанный на неё полез! Она спала спокойно, и проснулась когда этот хмырь на неё навалился!
- Неужели…? - в ужасе прошептала Клава, и Марьяна отрицательно головой покачала:
- К счастью нет. Аська его огрела кочергой, вещи схватила и к нам прибежала. Я насилу Гену удержала, хотел идти разборки устраивать с этим… - Марьяна с трудом выдохнула, стараясь успокоиться. - А потом явилась эта курица, и начал на Аську нападать, что она посмела мужика матери соблазнять.
- Что за бред вообще? - поразилась Клава.
- И не говори! Вот я и не сдержалась. Видать совсем мозги все Анька пропила, раз дочь в таком обвинять смеет. Да ещё и мужик этот… Пропитый весь, страшный, какое соблазнять-то?
Женщины разговаривали, пока самовар неторопливо нагревался, и Марьяна немного успокаивалась сама, рассказывая соседке то, что произошло совсем недавно. Но руки до сих пор мелко подрагивали, нравилась ей Ася, хорошая пара сыну, пусть и семья такая… неудачная.
- И что теперь делать?
- А ничего. Я сказала, что пускай у нас остаётся. Генке в армию идти, кто девчонку защитит? Документы она свои давно у нас хранит, так что поступит пока, и учится будет, до города совсем недалеко ездить, автобус у нас регулярно ходит. А там Гена вернётся, может и поженятся.
- Так ты её к себе возьмешь?
- Ну а что такого? Она уже совершеннолетняя, может не жить с матерью. Да и где ей жить, в халупе этой, с пьяницами?
- А если с Генкой разойдутся?
- Ну ничего страшного, отучится, работу найдёт, и жильё тоже, - Марьяна рукой махнула, пододвигая фарфоровые чашки с цветами на белых боках ближе к самовару.
Ничего больше Клава не спросила - видела, что Марьяна решительно настроена, и в обиду девчонку не даст.
И действительно - коль Марьяна приняла решение, то поколебать её было очень сложно. Ася сначала пыталась отнекиваться, стеснялась оставаться в чужом доме, но Марьяна где лаской, а где покрикивая всё-таки, убедить её смогла. Генка всё рвался разобраться с мужиком этим, но женщины его каждый раз отговаривали, а там и время в армию идти подошло.
В общем, вышло так, как Марьяна и говорила. Гена в армию ушёл, Ася поступила учиться, и обжилась в доме, бесконечно благодаря Марьяну и Ваню за то, что приютили её. и дали возможность на ноги встать. Ваня только в усы усмехался, с любовью на жену поглядывая - навроде как дочку она к ним в дом привела, взрослую, зато такую славную!
Анька ещё несколько раз приходила скандалить, да пыталась ещё и на дочь наседать, но Марьяна девушку в обиду не давала - мигом налетела коршуном с неизменным веником наперевес.
В деревне, конечно шушукались, да больше хвалили Марьяну за её поступок - кто бы мог подумать, что за столь громким криком скрывается такое доброе сердце?
А поженятся молодые или нет, там уже видно будет, когда Гена к своей красавице из армии вернётся.
КОНЕЦ