«Смысл жизни стоит создавать, а не искать».
Уильям Джеймс, американский психолог.
20 апреля – день поисков смысла жизни. Вспомнил этот факт и что-то накатило, какая-то ностальгия по тем временам, когда реально сей вопрос интересовал и беспокоил. Даже когда во времена моей стародавней учебы нужно было делать доклады по философии по интересующим докладчика темам я не «мудрствуя лукаво» брал темы поиска смысла жизни. Доклады получались большими, многостраничными, полагаю интересными – профессор философии удовлетворённо кивал.
Самый большой прикол заключается в том, что никакого конкретного смысла жизни не существует. Идея со смыслом жизни является изобретением человека. Это изобретение конечно гениально, если понять его суть. Природа на самом деле и не задумывала какой-то конкретный смысл для нас. Она дала нам возможность выбирать смысл жизни для себя самостоятельно. Вот и получается, что у каждого из нас свой смысл жизни.
«В жизни нет иного смысла кроме того, какой человек сам придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно». Эрих Фромм.
Вот где собака зарыта! Если смочь для себя решить вопрос: в чём заключается «плодотворность» жизни, тогда и смысл появится.
Каких только деятелей прошлого выводы о смысле жизни не упоминались в тех моих докладах. От Эпикура, стоиков и до Маркса и Ленина. Главный вывод делался по Ленину; те кто юность или хотя бы отрочество провели в бытность Советского Союза меня поймут. Итак, Ленин писал: «На деле цели человека порождены объективным миром и предполагают его, находят его как данное, наличное». Далее несколько систематизируя и концентрируя сложный текст Ленина: Цели реализуются («осуществляют себя») опять же в виде «внешней деятельности», то есть в мире материальных вещей и по его законам. Целесообразная деятельность есть процесс использования «внешнего мира» путем его преобразования в соответствии с потребностями человека, которые, в свою очередь, порождены условиями материальной жизни. В этом месте мысль читателя должна споткнуться о «потребности человека». В голове сразу возникает вопрос: Вкусно жрать и мягче спать – это ведь тоже потребности человека, добиваться этих потребностей без зазрения тоже в смысл жизни внесём? У Ленина и других великих, в этом месте рассуждения о «моральной чистоте», об идеале, который в своем этическом аспекте представляет собой предельную стадию нравственного совершенства. Основные его черты - широкая образованность, моральная чистота, физическое совершенство. Для чего эти чистота и совершенство? Чтобы жить «плодотворно»? Что касается Ленина, то он известным образом определял плодотворность и своей жизни, и других людей. При этом надо заметить, что чем дальше от жизни Ленина, тем больше сомнений и неоднозначности в плодотворности его жизни в борьбе за счастье народное.
В народе идея смысла жизни в наиболее понятном виде воплощается в виде того утверждения, что жить надо ради счастья детей, а в более широком смысле, ради счастья других людей. А эти другие люди, надо полагать, включают нас в свои списки тех людей, ради счастья которых живут! Короче, все должны быть в борьбе за счастье друг друга, иначе смысла в жизни нет! А счастье в моральном аспекте может быть только, если имеется смысл жизни. Круговорот смыслов в природе! Есть для того, чтобы жить – жить для того, чтобы есть! Нет ничего более, так распорядилась природа!
Вернёмся к Ленину. Та мысль, что хороший, то есть истинный смысл жизни человека заключается в преобразовании внешнего мира в соответствии с потребностями, которые ещё и меняются с изменением условий материальной жизни. Тогда получается, что смысл в процессе преобразования объекта, а не в конечном состоянии объекта, ибо диалектически окончания срока изменений условий материального мира не предвидится. Вспомнились слова Н.С. Михалкова: «Счастье не в том, что получилось или получится, а в том, что получается». Проблема в том, что «получается» ли на самом деле или «не получается» определить можно только по сиюминутным, частным, ангажированным критериям! Как понять, что потребности, которые удовлетворены этим «получившимся» процессом истинны, а не ложны?!
Итак, преобразуем мир, ибо в этом смысл жизни согласно учению великих. Детей воспитываем тоже в духе дальнейшего преобразования внешнего мира. Остановится никак нельзя, ибо пропадёт смысл - пропадёт человек. Известно, что ребёнок, которому удовлетворяют его материальные потребности, но не воспитывают в духе необходимости «преобразования внешнего мира», останавливается в морально-нравственном развитии, остаётся потребителем, циником, эгоцентриком, в общем, становится плохим человеком. А если хорошим, то он должен «придумывать» или воспринимать общие потребности во благо и вперёд, преобразовывать внешний мир …
Истина и проблема в том, что направления преобразования внешнего мира, избранные человеком, могут, очень вероятно, не совпадать с мнением природы, а, значит, эти направления ведут в тупик и к гибели …
«Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь …» смысл своей жизни. День поисков смысла жизни, 20 апреля, и придуман, чтобы не забывались и подумали! Жизнь интересна, если объяснена! Если Вы - Человек ... Успехов!