Найти в Дзене
Первым Делом

Первая помощь и космос

В 2019 году на одном из форумов мне удалось пообщаться с Александром Ивановичем Лазуткиным, российским космонавтом. Он был открыт для диалога на самые разные темы, но меня интересовала лишь одна — первая помощь. «В невесомости и на Земле болит одинаково… Варианты того, что кому-то будет плохо, маловероятны», — говорит он. И этому есть причина. Космонавтов отбирают строго по показателям здоровья, проводят множество нагрузочных тестов и оценивают организм после них. Сам Герой России комментирует профилактическую работу происшествий, связанных с ухудшением состояния здоровья на МКС, примером: «Если есть проблемный зуб, лечить его не будут, сразу “выдерут”. Был зуб, который вылечили в школе? Надо его удалить, даже если он не болит. По жизни лечили бы, а так…Убирают всё возможное». Полагаю, именно поэтому за время космических экспедиций в СССР и России были прерваны по медицинским показаниям лишь 2 из 181 путешествия. Таким образом, помощь, связанная с хроническими заболеваниями, является н

В 2019 году на одном из форумов мне удалось пообщаться с Александром Ивановичем Лазуткиным, российским космонавтом. Он был открыт для диалога на самые разные темы, но меня интересовала лишь одна — первая помощь. «В невесомости и на Земле болит одинаково… Варианты того, что кому-то будет плохо, маловероятны», — говорит он. И этому есть причина.

Космонавтов отбирают строго по показателям здоровья, проводят множество нагрузочных тестов и оценивают организм после них. Сам Герой России комментирует профилактическую работу происшествий, связанных с ухудшением состояния здоровья на МКС, примером: «Если есть проблемный зуб, лечить его не будут, сразу “выдерут”. Был зуб, который вылечили в школе? Надо его удалить, даже если он не болит. По жизни лечили бы, а так…Убирают всё возможное».

Полагаю, именно поэтому за время космических экспедиций в СССР и России были прерваны по медицинским показаниям лишь 2 из 181 путешествия. Таким образом, помощь, связанная с хроническими заболеваниями, является не самой актуальной. Чего не скажешь про острое проявление болезней или травмы.

Курс первой помощи для космонавтов проходит по расширенного плану. Такое обучение в России недоступно гражданскому обывателю и являются для нас скорее медицинской подготовкой. За границей похожие курсы проходят все парамедики и их помощники. Во время двухлетнего обучения изучают физиологию и анатомию человека, оказание помощи при наличии гравитации и без неё, проигрывают все сценарии в специализированном модуле в условиях симуляционных задач, отдельно учатся взаимодействию друг с другом и с центром управления полётами. Разбирают составы укладок и места их нахождения, терминологию и инструкции. Отрабатывают действия с оборудованием, находящимся на МКС. В программе реанимация, введение препаратов, наложение повязок, швов, шин и многое другое.

На самой космической станции регулярно проводят отработку до пяти сценариев оказания помощи в случаях угрозы жизни и здоровью. Это помогает оценить скорость реакции и то, насколько точно космонавты и кураторы экспедиции следуют инструкциям. Во время таких тренировок никто не знает всех вводных, а участники действуют в соответствии с заранее полученной информацией, скрытой от остальных. В случае, если принято решение о возвращении космонавта на Землю по медицинским причинам, вместе с ним отправляется весь экипаж, а само возвращение занимает до 8 часов.

Если с тем, что делать при наличии земного притяжения, всё более-менее ясно, то без него многое меняется.

Гравитация имеет большое значение в работе организма. Когда человек оказывается в космосе, все процессы жизнеобеспечения начинают протекать иначе. Давление в организме увеличивается в верхней части тела и уменьшается в нижней. Объем циркулирующей крови становится меньше. Мышечная масса быстро теряется, а иммунная система работает значительно хуже. Внутриглазное давление повышается, зрение ухудшается. Увеличивается число дыхательных движений, сокращается потребление кислорода и вырабатывается больше углекислого газа. Уменьшается число сердечных сокращений и артериальное давление. Изменяется состав крови и работа гормональной системы.

Часто из-за невесомости, космонавты испытывают головокружение, тошноту, потерю аппетита, отсутствие жажды, ухудшение работоспособности. Ввиду нахождения человека в космосе могут возникать и проблемы психологического характера, которые обусловлены в том числе изменениями в обмене веществ, составе крови и особенностями устройства психики человека.

Из-за больших физических нагрузок на организм и изменений в работе сердечно-сосудистой системы одной из ожидаемых ситуаций может быть остановка дыхания и сердца. Для таких случаев, со слов космонавтов, обеденный стол переоборудуется в операционный с возможностью фиксации ремнями пострадавшего и оказывающего помощь. Там нет пола или потолка, поэтому, при необходимости, упереться можно на стены корабля. В аптечке имеется автоматический наружный дефибриллятор, укладка для инъекций и работы с дыхательными путями, на станции всегда в доступности сеть с кислородом.

Так как космонавты обязаны обеспечивать борт корабля, а также проводить экспериментальные работы, наиболее частые случаи оказания первой помощи связаны с травмами, ранами, воспалениями и случаями при попадании чего-либо в глаза.

Особенно это опасно из-за того, что в космосе все раны заживают дольше, а на самой станции обитает множество микроорганизмов, привезённых с планеты, от которых невозможно очистить пространство. Примером значимости этих факторов стал случай с Геннадием Михайловичем Стрекаловым, из-за царапины которого всерьёз рассматривали вопрос о прекращении миссии экипажа, несмотря на своевременно оказанную первую помощь.

Каждый космонавт имеет круглосуточную поддержку команды врачей с Земли, также укладки аптечки, подготовленные практически на все случаи жизни на борту.

В экипаже всегда имеется минимум 2 специалиста, подготовленные по программам, позволяющим применять те препараты, которые разрешены в области международных зон на земле. Так, например, на самолётах всегда есть две аптечки – простая и с препаратами. Нечто схожее с последней есть в доступе и у космонавтов на их корабле, только весит она больше 100 кг. Разрешено применение самых разных форм лекарств, материалов и инструментов из хирургической, урологической, офтальмологической и других укладок.

Интересно то, что в условиях невесомости невозможно набрать препараты в шприц без вспенивания вещества. В аптечках они находятся в шприц-ручках и шприц-пистолетах. А из скафандра космонавтов имеется возможность сделать барокамеру для лечения декомпрессионной болезни, вероятность возникновения которой появляется при выходе человека в открытый космос.

Первая помощь в невесомости особенное событие. В космосе свои законы физики, иная работа организма и психики человека, нет надежды на то, что врач будет скоро, поэтому помощь оказывается в расширенном объёме, под руководством специалистов с Земли. И всё это в крайне ограниченном пространстве.

В 1961 году Гагарин отправился в космос сидя внутри ракеты, для запуска которой под ним подожгли 290 тонн топлива (~11 этажный бак). Он мог только предполагать о том, что будет с ним и его телом во время полёта, и после приземления на Землю. Это был шаг в абсолютную неизвестность с пониманием, что помочь ему будет некому. Сегодня мы неплохо изучили особенности жизни на МКС и даже можем разрабатывать алгоритмы оказания помощи. Всё это благодаря Юре и всем причастным к разработке и реализации первого пилотируемого полёта в космос.

Спасибо им за расширение границ наших возможностей!

С днём космонавтики!