Прежде чем начать рассказ о нашем посещении Ясной Поляны, я хочу обозначить, что место это для меня - совершенно уникальное. Я впервые оказалась там три дня назад, а мечтала об этом лет с семи. Как так вышло? Дело в том, что основными моими друзьями в детстве были книги. Папа научил меня читать в мои два года, с пяти лет из-за постоянных болезней мне запретили посещать детский сад, где же я искала друзей? Конечно, в книгах. К школе я давно перечитала все, что было по возрасту, забралась уже прилично в школьную программу по литературе класса так до шестого. В общем, читала все, до чего могла дотянуться. И одной из любимейших книг детства были воспоминания старшей дочери Льва Николаевича Толстого - Татьяны.
Почему же именно эта книга стала моей настольной на долгие годы? Потому что главная героиня и все, кто ее окружал, были реальными людьми, а не выдуманными персонажами. Я находила столько общего с маленькой Таней - тоже очень рано начала себя помнить, обожала нянчить малышей, была привязана к своим многочисленным родственникам и ждала лета, когда мы все собираемся в деревне у прабабушки, ну и к папе я относилась именно так, как Татьяна - к своему отцу. Восхищение, обожание, желание быть замеченной, заслужить похвалу. В общем, я была уверена, что Таня точно стала бы моей подругой, если бы нам выпал шанс познакомиться. А после четвертого-пятого прочтения книги я стала считать ее своей подругой ))) Иногла дело доходило до абсурда, видя несовпадения в жизненных взглядах, я на Таню обижалась. Так меня до слез возмутила ее радость, что папА взял Таню на охоту, они затравили двух зайцев. Ну как можно присутствовать при таком и радостно описывать? В восемь лет я не понимала, что между нами - век разницы, и это многое значит.
Я представляла себе имение в Ясной Поляне в деталях, а ведь интернета в моем детстве не было, свериться я не могла. И спустя десятилетия мечта обрела явственные контуры - ура, мы едем в Ясную Поляну! Конечно, погода не могла меня испугать. Как не заставило передумать и другое, гораздо более обидное препятствие - дом посетить не получится! Когда я за пару дней до поездки зашла на сайт музея, чтобы убедиться, что не будет никаких санитарных дней, я увидела объявление, что дом закрыт до 12 апреля для подготовки к летнему сезону. А мы уедем в Москву 11 апреля! Вот оно - мое типичное «везение». Я не увижу комнаты, которые представляю себе тридцать с лишним лет? Тот самый кожаный диван, на котором родился Лев Николаевич, его братья и сестры, восемь его детей из тринадцати и две внучки? Но ничего отменять и выбирать другое направление для мини-путешествия мы не стали. Так будем ещё сто лет собираться, хватит!
Разумеется, в среду днем приезжать в популярные туристические места очень приятно. Людей мало. А погода тоже хотя бы в этом играла на нашей стороне. Кто-то и из-за нее решил не ехать. Пустая парковка, никаких очередей, ощущение, что в усадьбе никого нет.
Сразу купили экскурсию, до ее начала было полчаса. Пошли бродить самостоятельно. Ещё купили книгу-квест для детей, Петя очень любит такое, но резко пошел снег стеной, тоненькая бумажная книга просто размокла бы, да и руки мёрзли сильно.
Мы оделись правильно, достали уже убранные зимние вещи, но такую погоду не переиграешь. Снег с сильным ветром - это совершенно не подходящие для прогулки условия. Замерзли быстро. А экскурсию без каких-либо объявлений и пояснений задержали на 20 минут. Просто стоять на холоде столько времени, не получая никакой информации - не самое приятное. Вообще, в эту короткую поездку мы много видели такого отношения. За пределами больших городов люди иначе относятся ко времени. Особенно к чужому. Будто бы не считают его ценным ресурсом.
Ладно, экскурсия все же состоялась и с экскурсоводом повезло. Мы сразу забыли про холод, я будто бы вернулась в любимую книгу детства, смогла сопоставить свои ощущения и представления с реальной картинкой.
Многие самые узнаваемые строения и элементы ландшафта в усадьбе связаны с дедом писателя - Николаем Волконским, при нем велось масштабное строительство, развернулись парковые работы.
В 1810-м году был разбит английский пейзажный парк. Здесь наши вкусы с Николаем Волконским совпадают - я тоже предпочитаю естественные английские парки, под которые выбиралась местность с оврагами и лощинами, сюда идеально вписываются многочисленные водоемы.
На месте теплиц, которые Лев Николаевич обустроил в 1860-е, ранее были оранжереи его деда. Толстой продолжал дело деда, выращивал редкие цветы, плодовые деревья, цикорий и даже кофе. Летом любил в оранжереях работать или просто прятаться от гостей )) Но в марте 1867 года оранжереи сгорели. Теплицы появились на их месте и радуют нас до сих пор.
Яблоневые сады тоже были заложены при деде писателя. Лев Николаевич с азартом берется за их преумножение и расширение. При нем площадь садов достигнет сорока гектаров.
Конюшня. При нас выгуливали лошадок, увидели и тяжеловозов, и изящных скакунов. Лев Николаевич был великолепным наездником, сам подсчитал, что провел в седле за жизнь около семи лет. Умение великолепно держаться в седле неоднократно спасало ему жизнь.
Дом Волконского - самое старое каменное здание в усадьбе. Здесь какое-то время жил дед писателя, пока строился основной дом с флигелями. Здесь были и мастерские, и прачечная, и черная кухня, и жилые помещения для прислуги. Потом в восточном крыле была художественная мастерская Татьяны Львовны, которая прекрасно рисовала.
К теме других усадебных домов, а также последнего приюта Льва Николаевича перейдем во второй части статьи.
В гостях у других известных людей: