Найти в Дзене
«Северная чернь»

Гравировка и гравирование

Оказывается, гравировка и гравирование – это разные понятия! Создание печатной формы для гравюры - это гравирование, относящееся к станковому искусству, а вот всё, что касается ювелирной и декоративно-прикладной обработки определяется как гравировка.  Кто из людей, хотя бы раз в жизни, не рисовал палочкой или просто пальцем по песку? А ведь именно этот принцип углубления используется в одной из древнейших техник декорирования, в гравировке, то есть нанесении изображения, выпуклого или углубленного, на твердую поверхность. Если говорить о гравировке по металлу, то это захватывающий процесс превращения металлической плоскости в картину, только в отличие от живописи, гравюрные холсты практически вечны.   Кружка детская "Котёнок" Первобытные люди выцарапывали на камнях первые рисунки и знаки, стремясь зафиксировать окружающий мир и себя. Металл оказался более податливым материалом и вместо зубил стали использовать специальные инструменты. Научились ковать, паять, гравировать, появились эма

Оказывается, гравировка и гравирование – это разные понятия! Создание печатной формы для гравюры - это гравирование, относящееся к станковому искусству, а вот всё, что касается ювелирной и декоративно-прикладной обработки определяется как гравировка. 

Кто из людей, хотя бы раз в жизни, не рисовал палочкой или просто пальцем по песку? А ведь именно этот принцип углубления используется в одной из древнейших техник декорирования, в гравировке, то есть нанесении изображения, выпуклого или углубленного, на твердую поверхность. Если говорить о гравировке по металлу, то это захватывающий процесс превращения металлической плоскости в картину, только в отличие от живописи, гравюрные холсты практически вечны.  

Кот, А. Дюрер
Кот, А. Дюрер

Кружка детская "Котёнок"

Первобытные люди выцарапывали на камнях первые рисунки и знаки, стремясь зафиксировать окружающий мир и себя. Металл оказался более податливым материалом и вместо зубил стали использовать специальные инструменты. Научились ковать, паять, гравировать, появились эмаль и филигрань, литье и насечка. 

Родиной гравировки как искусства кто-то считает древнюю Месопотамию, кто-то – не менее древнюю Поднебесную, но все сходятся, что возраст первых образцов – около трех с половиной тысяч лет.  

Чтобы создавать произведения высокого класса, нужно иметь такой же классный инструмент. Это стало возможным, когда поняли, как закалять железо. Тогда появился сверхпрочный резец, которому подчинились благородные металлы, а именно – штихель. 

Ручная или резцовая гравировка делится на штриховую и оборонную. Узор в виде контурных линий и штрихов на металлической плоскости – это штриховой тип резьбы, а рельеф с выбранным углубленным фоном и объемной обработкой изобразительных элементов – это уже оборонная гравировка. 

Старинные инструменты гравера
Старинные инструменты гравера

Подвеска "Отражение"

Конечно, чтобы облегчить себе жизнь, человек придумал и механическую, и фрезерную, и алмазную, и, наконец, лазерную гравировку. Не за горами, вероятно, и вся мощь искусственного интеллекта, но нас интересует именно ручной способ гравировки, который вот уже четвертое столетие используют мастера Великого Устюга – ювелирной столицы Русского Севера.

Ничего не изменилось со времен средневековых мастеров в процессе гравирования серебра под чернь. Всё так же это кропотливая ручная работа, в которой через упорство, навыки и опыт проявляются художественный почерк, умение владеть материалом, индивидуальное чувство линии и ритма, точность руки мастера. Ведь от качества работы гравера зависит художественная изобразительность рисунка и прочность его сцепления с черневым порошком. Рисунки, орнаменты, монограммы – это основы декора черненого серебра. Резцы или штихели различаются по форме клинка и его поперечного сечения. Режущая часть инструмента выполняется в форме клинка, который снимает металлическую стружку. 

Наскальная живопись в городе Альта
Наскальная живопись в городе Альта

Портсигар с насыщенным чернением и гравировкой

Технология гравировки стара как мир. Сначала шлифовальной шкуркой зачищают место под рисунок, затем керосиновой (!) лампой или парафиновой свечкой наносят копоть, чтобы перевести рисунок при помощи переводки, его необходимо закрепить ватным тампоном, смоченным в специальном лаке. Далее рисунок обрезают по намеченному контуру штихелем. Потом снимают лак при помощи ваты с техническим спиртом и зачищают рисунок от заусениц шкуркой, а также покрывают эскиз древесным углем для проверки качества работы. 

Мастер-гравер "Северной черни"
Мастер-гравер "Северной черни"

Кувшин для воды "Виноград"

Не правда ли, напоминает описание работы средневекового алхимика? Надо заметить, что все граверы на предприятии – женщины, а кто же ещё может всю рабочую смену кропотливо и качественно работать, склонившись над столом?! Рабочий верстак с набором ювелирных инструментов – вот, что использует гравер «Северной Черни» в XXI веке, вот, что такое настоящая ручная работа! 

Кстати, практически 85% технологического процесса на «Северной Черни» - это ручной труд, настоящий ручной труд.