Найти в Дзене

Мотоцикл «Урал»

Мотоцикл «Урал» – советский и российский тяжелый круизер с коляской, известный своей проходимостью и прочностью. История продаж машин этой марки началась 85 лет назад. Первые образцы были калькой с немецкого BMW R71, в настоящее время мотопроизводитель предлагает машины с ДВС от 750 куб. см с коляской и оригинальными компонентами. В начале XX века технологии в Российской империи, а затем и в СССР, заметно отставали от европейских и американских аналогов. В 1930-х годах было принято решение разработать отечественный внедорожник с высокой проходимостью, и в качестве прототипа выбрали немецкий BMW R71, который использовался в вермахте. Первые образцы мотоцикла М-72 начали выпускать осенью 1941 года, но вскоре, с началом войны, их эвакуировали в Ирбит Свердловской области, где и началась история знаменитого «Урала». С 1941 по 1980 годы завод специализировался на выпуске военных мотоциклов, но предлагал и варианты для использования на гражданке. Рассказываем о популярных моделях. М-72 (19
Оглавление

Мотоцикл «Урал» – советский и российский тяжелый круизер с коляской, известный своей проходимостью и прочностью. История продаж машин этой марки началась 85 лет назад. Первые образцы были калькой с немецкого BMW R71, в настоящее время мотопроизводитель предлагает машины с ДВС от 750 куб. см с коляской и оригинальными компонентами.

Мотоцикл «Урала» – современный вариант
Мотоцикл «Урала» – современный вариант

Немного истории

В начале XX века технологии в Российской империи, а затем и в СССР, заметно отставали от европейских и американских аналогов.

В 1930-х годах было принято решение разработать отечественный внедорожник с высокой проходимостью, и в качестве прототипа выбрали немецкий BMW R71, который использовался в вермахте. Первые образцы мотоцикла М-72 начали выпускать осенью 1941 года, но вскоре, с началом войны, их эвакуировали в Ирбит Свердловской области, где и началась история знаменитого «Урала».

Советский период

С 1941 по 1980 годы завод специализировался на выпуске военных мотоциклов, но предлагал и варианты для использования на гражданке. Рассказываем о популярных моделях.

М-72 (19 лет)

Полная калька с немецкого BMW R71, выпускался для нужд армии. Мотор в 750 кубов выдавал мощность в 22 л. с., был оборудован карданным приводом и отличался высокой проходимостью.

М-62, (1960 г)

Тяжелый мотоцикл с коляской, движком в 650 кубиков давал на выходе 26 л. с. Оснащен 4-ступенчатой трансмиссией, телескопической передней вилкой.

М-63

С задней маятниковой подвеской на амортизаторах. Он оснащался ДВС на 650 кубиков (28 л. с.), 4-ступенчатой коробкой передач и телескопической передней вилкой.

М-67

Приводился в движение четырехтактным двигателем объемом 650 куб. см с мощностью в 32 л. с. Также с карданным приводом, но уже на более прочной раме. Оснащен контактно-масляным воздушным фильтром, улучшенной системой охлаждения.

Мотоцикл М-72, военный вариант.
Мотоцикл М-72, военный вариант.

Перед инженерами стояла задача сделать мотоцикл максимально, надежным, проходимым и неприхотливым агрегатом. И это было с блеском выполнено: модель М-67 – стала самым выпускаемым внедорожником (но не эндуро) с коляской в СССР.

Мотоциклы «Урал» в наши дни

Ирбитский завод пережил трудные 90 гг. прошлого века. Сейчас фирма выпускает две линейки своих тяжелых байков:

Ural Tourist – с коляской для туризма и мотором объемом 749 куб. см, его рабочая лошадка может развить 41 л. с. Оснащен 4-ступенчатой коробкой передач с реверсом и карданным приводом. Модель Gear Up – внедорожник с приводом на заднее колесо коляски и повышенным дорожным просветом.

Современный Ural Tourist.
Современный Ural Tourist.

Ural Gear Up Sahara – внедорожники с 750-кубовым мотором (41 л. с.) и полным приводом. Версия Sportsman оснащена подключаемым приводом на колесо коляски, усиленной подвеской и увеличенным клиренсом. Оба байка созданы для путешествий по бездорожью и грунтовым дорогам, но не могут использоваться для эндуро.

В современной армии России военные «Уралы» не используются, но модели серии Ural Gear Up популярны среди охотников, туристов, любителей ретро-техники.