Найти в Дзене

ЭПОХА ВНУТРЕННЕЙ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ VS ЭПОХИ ИГРЫ (часть 3)

Тему смены эпох захотелось рассмотреть через исторические примеры. Дальнейшие рассуждения – перекликаются с другой темой: «фатализм (вера в то, что события предопределены роком) или свобода воли (человек может творить свою судьбу)». Одна из тех стран, которая мне со школьной скамьи была интересна – Япония. Так сложилось, что моей пионерской общественной нагрузкой стало участие в работе Клуба интернациональной дружбы. Мы занимались изучением городов-побратимов Ленинграда. Мне досталась Осака – второй город Японии. Отсюда и интерес к стране восходящего солнца. Так вот. Окончание Второй мировой войны для страны прошло травматично: атомная бомбардировка и капитуляция. Но японцы смогли преодолеть травму. Начался этап истории под внешним американским управлением, с одной стороны, и стремительного экономического роста с помощью американских же инвестиций, с другой. Западный стиль управления, въедливость в мелочи и послушание японцев обеспечили небывалый экономический бум. При этом внутри стра

Тему смены эпох захотелось рассмотреть через исторические примеры. Дальнейшие рассуждения – перекликаются с другой темой: «фатализм (вера в то, что события предопределены роком) или свобода воли (человек может творить свою судьбу)». Одна из тех стран, которая мне со школьной скамьи была интересна – Япония. Так сложилось, что моей пионерской общественной нагрузкой стало участие в работе Клуба интернациональной дружбы. Мы занимались изучением городов-побратимов Ленинграда. Мне досталась Осака – второй город Японии. Отсюда и интерес к стране восходящего солнца.

Так вот. Окончание Второй мировой войны для страны прошло травматично: атомная бомбардировка и капитуляция. Но японцы смогли преодолеть травму. Начался этап истории под внешним американским управлением, с одной стороны, и стремительного экономического роста с помощью американских же инвестиций, с другой. Западный стиль управления, въедливость в мелочи и послушание японцев обеспечили небывалый экономический бум. При этом внутри страны начался ментальный раскол: навязанный западный образ жизни VS традиционные ценности. Интересно это столкновение мировоззрений показано в аниме Миядзаки. За двадцать лет Япония вышла на второе место по валовому продукту. Но когда японская экономика стала подбираться к экономике США – хозяева из-за океана указали японцам вассальное положение: они заставили рост страны восходящего солнца притормозить (за счет утяжеления йены, ограничений на экспорт и т.п.). Как птицу подстреливают на взлете. Пропал огонь в глазах, повылазили «социальные болячки»: такие, например, как проблема 80/55, когда восьмидесятилетние родители содержат неработающего пятидесятипятилетнего сына. Выросло поколение «не-не»: инфантилы, ничего не хотящие делать.

В представлении россиян Япония – передовая страна в электронике, инновациях. И так было в ХХ веке. Скоростной поезд Синкансен (250 км/час), пересекающий весь остров Хонсю был введен в эксплуатацию аж к Токийской Олимпиаде 1964-го года. Но и сейчас Синкансен остается основным транспортным средством. За эти пятьдесят лет Китай ушел далеко вперед, и даже Россия сделала много шагов. Меня удивило, что японские таксисты, когда ты садишься в машину, вручную на бумажке записывают «где и когда пассажир сел и слез». Московские таксисты давно тыкают пальцем в смартфон для такого учета.

То есть нет такого блеска в Японской жизни, как было в прошлом веке. Звездный миг пройден. Еще очень крепкая в экономическом смысле страна как будто впала в задумчивость. Может, это посттравматический социальный синдром (три травмы перевели количество в качество). А может, мудрая японская нация первая перешла в эпоху внутренней сосредоточенности – поняла, что гнаться за «победами» бессмысленно и возвращается к традиционному поведению (осознанности, созерцанию)? Нет смысла (как американцы или азиатские тигры-соседи) гоняться за успехами, первыми местами. В том числе и тотальной автоматизацией, где можно вручную сделать лучше.

А, еще версия, это фатум предначертал такую судьбу стране восходящего солнца, и никакой злой воли стороннего дядьки нет.