30-мм автоматический гранатомёт АГС-17, зарекомендовавший себя как высокоэффективное оружие, предъявляет высокие требования к уровню подготовки обслуживающего расчёта. Эти требования касаются не только способности хорошо обученных военнослужащих наносить значительный урон противнику, но и необходимости строгого соблюдения правил эксплуатации, обусловленных конструктивными особенностями данного образца вооружения.
В основу конструкции АГС-17 положен принцип работы автоматики, использующий энергию отдачи при свободном ходе затвора. Во время выстрела канал ствола гранатомёта запирается массой затвора и усилием возвратных пружин. Для обеспечения выброса тяжёлой осколочной гранаты из короткого, но нарезного ствола требуется использование массивного затвора. Однако из-за его значительной массы существует риск повреждения ствольной коробки в процессе стрельбы, что может привести к выходу гранатомёта из строя. Для предотвращения данной ситуации в конструкции затвора предусмотрен гидротормоз, интегрированный в его тело.
Гидротормоз служит для поглощения избыточной энергии затвора при движении назад и притормаживает его при подходе в переднее положение. Он состоит из цилиндра, штока с поршнем и уплотнителя. Цилиндр (гильза) имеет четыре продольных окна переменного сечения для перетекания керосина и создания требуемого торможения затвора. Гильза вставляется в глухое цилиндрическое отверстие в теле затвора.
Шток. Передняя часть штока представляет собой поршень с четырьмя отверстиями, для перетекания керосина. На задней части штока имеется фланец, который при движении назад упирается в затыльник, а при движении вперёд - в упоры ствольной коробки и приводит в действие гидротормоз.
Уплотнитель в собранном виде вкручивается в отверстие затвора и препятствует вытеканию керосина из цилиндра при перемещении штока.
Рассмотрим основную проблему, связанную с использованием гранатомета. Цилиндр гидравлического тормоза, заполненный керосином, является неотъемлемой частью автоматического гранатомета АГС-17. Его наличие необходимо не только для предотвращения возможных неисправностей, но и для обеспечения безопасности обслуживающего расчета.
Керосин, содержащийся в цилиндре гидравлического тормоза, подвержен испарению, что приводит к образованию отложений на стенках штока. В процессе разборки гранатомета можно ощутить характерный запах керосина. В связи с этим при проведении осмотра и проверки не рекомендуется полностью отводить затвор в крайнее заднее положение. Для выполнения осмотра и активации ударно-спускового механизма достаточно отвести затвор на расстояние 4-5 сантиметров.
Износ уплотнительных колец приводит к увеличению расхода керосина. При соблюдении правил эксплуатации гранатомет подлежит техническому обслуживанию каждые шесть месяцев в рамках сезонного технического обслуживания.
Игнорирование эксплуатационных требований или недостаточная осведомленность о конструктивных особенностях гидротормоза гранатомета может привести к серьезным последствиям.
В случае отсутствия керосина в цилиндре гидротормоза затвор будет совершать удары о затыльник гранатомета, что может вызвать разрушение возвратных пружин, образование трещин в ствольной коробке и даже выбивание затыльника. Это, в свою очередь, может стать причиной получения травмы или гибели оператора.
Отсутствие керосина в гидротормозе можно определить по легкости перезаряжания гранатомета и по увеличению форса пламени, проникающего в ствольную коробку при выстреле.
Неисправность возвратных пружин также чревата негативными последствиями. Затвор начинает процесс отпирания ствола раньше, чем граната покидает канал ствола, что приводит к сбросу части давления пороховых газов в ствольную коробку. Первоначально это влияет на баллистические характеристики гранаты, а впоследствии может вызвать ее застревание в стволе.
При недостаточной массе затвора или недостаточной силе возвратных пружин давление пороховых газов способно отбросить затвор, вместо того чтобы обеспечить движение осколочной гранаты по стволу.
Граната, застрявшая в стволе, может получить достаточный импульс для активации механизма дальнего взведения и самоликвидатора. В этом случае через 30 секунд произойдет взрыв, который приведет к разрушению ствола и поражению расчета.
Однако это не самое опасное последствие. В случае застревания гранаты в стволе автоматика гранатомета может сработать, дослав следующую гранату, что вызовет детонацию обеих боеприпасов одновременно.
Проверка и заправка гидротормоза.
При получении гранатомета с целостностью частей и механизмов проверяется и наличие керосина в цилиндре гидротормоза. Шток должен с заметным усилием вдавливаться в тело затвора. Подтекания керосина быть не должно. Если шток перемещается без усилий, то гидротормоз требует заправки.
Для заправки необходимо:
· выбить выколоткой штифт уплотнителя на затворе, вывинтить сборку уплотнителя и отделить шток с уплотнителем;
· вылить из отверстия затвора керосин и отделить гильзу;
· выбить штифт, крепящий гайку на штоке, отвинтить гайку и отделить фланец;
· выбить штифт сборки уплотнителя, вывинтить гайку уплотнителя, вынуть войлочное кольцо, отделить опорное кольцо, вынуть малые резиновые уплотнительные кольца из корпуса уплотнителя, снять большие резиновые кольца с корпуса уплотнителя.
После устранения выявленных недостатков, чаще всего это замена уплотнительных колец, произвести сборку:
· вставить в корпус уплотнителя малые резиновые кольца, опорное кольцо, надеть большие уплотнительные кольца на корпус уплотнителя;
· вставить в гнездо гайки уплотнителя войлочное кольцо и завинтить гайку в корпус уплотнителя до совмещения отверстия под штифт в гайке и корпусе;
· забить в отверстие корпуса штифт, надеть на уплотнитель большие резиновые уплотнительные кольца и надеть сборку уплотнителя на шток;
· надеть на шток фланец, завинтить гайку до совмещения отверстий в штоке и на гайке, закрепить гайку штифтом и закернить штифт с обеих сторон;
· вставить в отверстие затвора гильзу так, чтобы длинная сужающая часть её окон была обращена вперед;
· залить в отверстие цилиндра 88 кубических сантиметров отфильтрованного керосина;
· сместить уплотнитель на штоке так, чтобы между уплотнителем и фланцем было не более 20 мм;
· ввести шток в отверстие затвора и завинтить уплотнитель в отверстие затвора, совместив отверстие под штифт в затворе и корпусе уплотнителя;
· соединить штифтом корпус уплотнителя и затвор, затем развальцевать штифт.