Найти в Дзене
☦ ВОСКРЕСЕНИЕ

БОРЬБА ЗА ИКОНОПОЧИТАНИЕ В ВИЗАНТИИ

Иконоборчество, в Византии, родилось внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени. И долгое время иконопочитание смущало мир церковный, да и ныне, не смотря на ясное вероопределение вселенской церкви, многие сектантские общины отдельные лица восстают против иконопочитания. Еще не сложившееся толком в христианское сознание, сознание иудейское и языческое продолжало влиять на мировоззрение новых христиан. А уже четвертый и пятый века стали временем учреждения и распространения иконопочитания. От символов первых веков перешли к иконам. Конечно, заявлялись одинокие голоса против почитания икон в IV веке и в следующие столетия. Но замечено, что голоса эти принадлежали лицам неправомыслящим, отщепенцам от тела Христова церкви, еретикам. Борьба за иконопочитание в Византийской империи в VIII — начале IX веков привела к возникновению иконоборчества — религиозно-политического движения, направленного против почитания икон. ЛЕВ III ИСА

Иконоборчество, в Византии, родилось внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени. И долгое время иконопочитание смущало мир церковный, да и ныне, не смотря на ясное вероопределение вселенской церкви, многие сектантские общины отдельные лица восстают против иконопочитания.

Еще не сложившееся толком в христианское сознание, сознание иудейское и языческое продолжало влиять на мировоззрение новых христиан. А уже четвертый и пятый века стали временем учреждения и распространения иконопочитания. От символов первых веков перешли к иконам.

Конечно, заявлялись одинокие голоса против почитания икон в IV веке и в следующие столетия. Но замечено, что голоса эти принадлежали лицам неправомыслящим, отщепенцам от тела Христова церкви, еретикам.

Борьба за иконопочитание в Византийской империи в VIII — начале IX веков привела к возникновению иконоборчества — религиозно-политического движения, направленного против почитания икон.

-2

ЛЕВ III ИСАВР

Время борьбы за иконопочитание в Византийской империи известно с именем иконоборческого периода. Этот период Византийской истории обыкновенно начинают с 717 года, с восшествия на престол императора Льва III Исаврянина.

В 726 году император Лев III Исавр издал официальное распоряжение об удалении икон из общественных мест. Было уничтожено изображение Христа на дворцовых воротах Халка в Константинополе.

В 730 году за отказ признать доктрину иконоборчества был смещён патриарх Герман Константинопольский. Началось уничтожение икон в храмах.

В 741–743 годах в Византии разразилась гражданская война, в ходе которой претендент на престол Артавазд поддержал иконопочитателей, а сын Льва III Константин V Копроним выступил за продолжение политики отца. С его победой иконоборчество превратилось в официальную доктрину Византийской империи. 

В 754 году был созван церковный собор в Иерии (пригород Константинополя), осудивший почитание икон как «идолопоклонство». Единственным истинным церковным образом Христа были признаны хлеб и вино, используемые в Евхаристии. 

КОНСТАНТИН V

По смерти Льва III воцарился сын его Константин V. Новый государь был подобно отцу своему мало образован и также мало ценил знание и науки. Но по характеру своему он превосходил отца решительностью, жестокостью и властолюбием. С юных лет проводя время среди воинов, Константин полюбил военное искусство, любил войну и военные предприятия.

По вопросу об иконопочитании Константин пошел по стопам отца своего, только с большей жестокостью по отношению к иконопочитателям.

Выяснилось, что главная сила партии иконопочитателей в иерархии церковной и монашестве.

Репрессии против иконопочитателей достигли пика в 760-х годах, тогда в Константинополе было закрыто много монастырей, поддерживавших иконопочитание, и казнено несколько противников иконоборчества. 

-3

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Святой Вселенский седьмой собор был созван в Никее Вифинской, второй раз в этом городе, при Константине и его матери Ирине в 783 г. пo P. X.. Этот Собор был созван против клеветавших на христиан нечестивых иконоборцев, он должен был положить предел борьбы за иконопочитание. На нем присутствовали 350 православных отцов, но к ним присоединились еще 17, которые прежде были иконоборцами, а потом покаялись и были приняты Собором.

Событие произошло при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон.

Главным итогом работы собора стал догмат о иконопочитании, изложенный в оросе собора. В этом документе восстанавливалось почитание икон и разрешалось употреблять в церквях и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением».

По истине мудрейшее вероопределение собора должно было по-видимому удовлетворить иконопочитателей и отчасти иконоборцев. Последние не могли теперь говорить, что православные боготворят иконы и иконопочитатели получили свободу воздавать подобающую честь святым иконам. Но в действительности конца борьбы было еще не видно. Иконоборцы правда притихли. Не слышно было о волнениях, требованиях и недовольствах.

В 787 году при поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, Седьмой Вселенский собор утвердил догмат иконопочитания и отменил решение собора 754 года. 

ЛЕВ АРМЯНИН

После поражения и гибели в Болгарии императора Никифора I в армии вновь усилились настроения против иконопочитания, в котором многие видели причину военных неудач империи.

Лев был набожен, часто посещал богослужение и любил даже принимать участие в пении. В душе он не был врагом иконопочитания. Но избранный войском, он волею и неволею подчинялся влиянию последнего. А войско еще хранило память об иконоборческих императорах. Неудивительно, что и по вопросу о почитании св. икон настроение войска было далеко неблагоприятным для спора церковного.

Сам император был весьма заинтересован тем, чтобы найти какую-нибудь полумеру для удовлетворения требований войска. Гонению подверглись и мирные жители городов, если замечалось, что они покланялись иконам.

Вражда и разделение в общественной и семейной жизни явились прямым следствием деятельности Льва-армянина. Император не оставил себе друзей и о насильственной смерти его мало кто сожалел.

МИХАИЛ КОСНОЯЗЫЧНЫЙ

Убийца Льва объявлен был императором. Это был Михаил Косноязычный (Бальб), вельможа, осужденный Львом на смерть. Из темницы, где Михаил содержался в цепях, он прямо возведен был на императорский престол в праздник Рождества Христова 820 года.

Михаил Косноязычный по происхождению был простолюдин, цыган, по вере сектант павликианин. Не смотря на косноязычие и скудное образование, он возвысился до видного положения в войске, а потом и занял императорский престол. С детства воспитанный вне церкви, Михаил не интересовался вопросами церковными, но в то время жгучим вопросом был вопрос о почитании икон. Император открыто заявил, что он никогда не поклонялся ни одной иконе и иконопочитание допустить не может.

Сосланные иконопочитатели были возвращены из ссылки, но иконопочитание не было восстановлено.

-4

ФЕОФИЛ И ФЕОДОРА

Будучи сам образованным, любителем классических наук, император Феофил не чужд был и богословских знаний. Он даже сам составлял церковные песнопения, отличавшиеся глубоким религиозным чувством. Все это, однако не мешало Феофилу быть жестоким гонителем иконопочитателей.

Прошло уже десять с лишком лет, с воцарения Феофила. Много сил и энергии положено на преследование иконопочитателей. Такой ученый и умный император, как Феофил, действительно задумался. Не можем сказать с уверенностью, к чему привели эти думы. Но в числе еретиков иконоборцев Феофил не числится.

Императрица Феодора уверила собор святителей в том, что муж ее Феофил в болезни принес покаяние в своем заблуждении и даже целовал святые иконы.

Смерть Феофила последовала в январе месяце 842 года. В семействе его наследником престола остался малолетний Михаил III с матерью и сестрами. Императором был объявлен Михаил и соправительницею его мать Феодора. На помощь по управлению назначены были опекуны.

Взгляд императрицы на иконопочитание был всем известен. В 843 году Феодора прекратила гонение и вернула из ссылки исповедников иконопочитания. Патриаршую кафедру в Константинополе занял святой Мефодий, пострадавший во время гонения.

В первое воскресенье Великого поста, 11 марта 843 года, восстановление иконопочитания было торжественно провозглашено в соборе Святой Софии.

***

В Ветхом Завете были иконы только херувимов, потому что в то время никто другой и не мог быть изобразим в храме. Богородица тогда еще не родилась. Господь Иисус Христос еще не воплотился и не стал видимым как Человек (а божественная природа неизобразима). И ветхозаветные праведники тоже до Христа не были в полной мере совершенными, поэтому они душою нисходили в место темное, в которое спустился Господь и вывел их оттуда перед Своим воскресением. А после воплощения и воскресения Христова праведники новозаветной Церкви получили возможность быть подлинно чистыми и святыми подобно херувимам, и поэтому они могут быть уже изображаемы.

Иконы помогают нам молиться, а также исполнять заповедь:

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13:7).

Православная церковь и доныне совершает торжественно память о восстановлении благочестия в неделю Православия.