В системе религиозной политики Феодосия центральное место занимает его борьба с еретиками и язычниками. Вся деятельность императора в других отношениях – ничто в сравнении с этой борьбою, которая проходит чрез все царствование Феодосия.
ИМПЕРАТОР ФЕОДОСИЙ
Феодосий I Великий был последним императором единой Римской империи. Феодосий принял власть в весьма трудное врем, с его правлением связаны крупные перемены в политической жизни Римской империи.
Феодосий был религиозен и верен западному никейскому православию, также и жена его Элия Флакилла. Оба они противополагали себя Востоку, отравленному арианством. Оба вдохновлялись изгнанием арианской болезни и восстановлением на Востоке их римского, западного православия, опираясь на ромофильствующую Александрию.
Теперь в сознании и самих императоров, и епископата, можно сказать, мгновенно, как нечто самопонятное, традиционное и не требующее доказательств, всплыло тысячелетнее римское слияние религии с государством, власти императорской с властью жреческой. На Западе это самосознание уже быстро скристаллизовалось и стало, как говорится, «само собой разумеющимся». На Востоке, еще не обретшем мира церковного, такого упрощенного представления о гармонии церкви и государства еще не было.
Феодосий и Флакилла пришли на Восток с искренним вдохновением помочь здесь укрепиться и возобладать единственно законному для православной церкви никейскому богословию.
ВОЙНА С ГОТАМИ
В 379 году Феодосий спешно собирал войска для противостояния готам. Феодосий избегал генерального сражения, чтобы сохранить армию империи. Его целью было расколоть готские ряды, добиться подчинения и использовать их сил в борьбе с другими варварами. В конце 379 году соотношение сил было на стороне империи. В связи с этим многие готы переходили на римскую сторону. В 381 году войска Феодосия и Грациана вытеснили готов обратно во Фракию. Большую часть следующего года Феодосий вёл переговоры с готскими вождями. 3 октября 382 года между готами и империей был подписан мир. Готы вновь получали статус поселенцев и земли во Фракии.
МАНИФЕСТ О ВЕРЕ
Став императором в 379 году, Феодосий порвал с установленной ранее императором Константином Великим религиозной системой, которая в целом сохраняла нейтралитет государства по отношению к разнообразным культам и исповеданиям граждан империи.
При Феодосии догматы христианства начали фиксироваться не в результате свободного обсуждения в церковных кругах, а утверждались правительственными указами.
***
В Фессалониках императора постигла тяжелая болезнь. Феодосий решил принять Таинство крещения, так как он, хотя и держался христианских воззрений, однако, еще не был крещен.
В 380 г., почти сразу после крещения, он издал свой эдикт – манифест о вере, в котором наложил на болеющий разбродом Восток просто западную вероисповедную норму.
Константинополь стал бурлящим котлом, где каждый кому не лень, даже не образованные стали рассуждать о христианстве.
Все церкви перешли к православным. Некоторые языческие храмы превратились в христианские базилики. Памятником же личного строительства Феодосия была Великая церковь, выстроенная им в предместье Гебдомон в семи милях от Константинополя. Сюда была перенесена Глава Иоанна Предтечи, обретенная в окрестностях Халкидона.
II ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
II Вселенский собор в Константинополе 381 г. был не сколько вселенский, сколько всевосточный. Собор созывал Феодосий только в пределах своей восточной империи. Папу Дамасия даже не извещал.
Догматических вопросов на соборе не подымалось. Констатировано было только осуждение (канон I) евномиан или аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или пневматомахов, савеллиан, маркеллиан, фотивиан, аполлинаристов. И конечно, вновь подтверждена никейская вера. Патриарх Константинопольский был признан вторым по чести и авторитету после Римского Папы.
Хотя арианских убеждений продолжали придерживаться множество жителей империи, им запрещалось иметь свои церкви и собираться в населённых пунктах. Репрессии направлялись, в основном, против некоторых представителей клира еретических течений.
В 388 году, воспользовавшись уходом Феодосия на войну с Магном Максимом, ариане устроили волнения в Константинополе, но Феодосий ограничился лишь предупреждением в их адрес.
АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Первые императоры-христиане развернули борьбу с некоторыми языческими традициями, но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии.
В 381—385 годах рядом указов запрещены были под страхом смертной казни жертвоприношения и предписано уничтожение языческих храмов.
Эдикт 391 года нанёс очередной удар язычеству, установив тяжёлые штрафы за поклонение старым богам.
Особое место занимала реформа нравственного уклада жизни, предпринятая восточным монархом путем законодательных мер в духе христианской этики. Правда, эта реформа не представляет собою ничего оригинального по сравнению с тем, что уже было проводимо и предшественниками Феодосия по трону, и в большинстве случаев преследовала политико-экономические цели, но важно уже то, что Феодосий выступил со своими законами в тот момент, когда общество более всего нуждалось в них.
Феодосий превосходно понимал, что нельзя создать крепкое государство, а притом христианское, без реформы тех внутренних сторон жизни, которые разлагали нравственную мощь общества и были явным показателем его антихристианских тенденций, пережитков языческого прошлого, еще не подпавших разрушительному влиянию времени.
***
Феодосий, будучи образцовым правителем, миролюбивым и исполненным благочестия, вместе с тем имел властный характер и был склонен к вспышкам гнева, что приводило его иногда к конфликтам с великими защитниками христианской нравственности. Но всякий раз в итоге император выказывал искреннее раскаяние и подчинялся авторитету Церкви.
Покаяние и смирение Феодосия были столь велики, что позволили ему даже совершать чудеса. Феодосий собственноручно переписал текст Евангелия и прилежно читал его каждый день. Часто благочестивый император повторял, что больше рад быть членом Церкви, чем правителем всего мира. Столь благочестиво Феодосий находился на престоле шестнадцать лет и распространил за это время истинную христианскую веру, мир и чистоту нравов по всему Западу.
В 395 г. в возрасте шестидесяти лет св. император Феодосий с миром предал душу Царю неба и земли.