Наконец-то мы почти дошли до любимых всеми армейских штатов, перестанем говорить о глобальном и поговорим о понятном многим. Давайте разберемся с устройством полка нового строя. То, с чем столкнется множество мужчин, и как будет проходить служба в общевойсковых полках нового строя.
Базовый ПЕХОТНЫЙ полк армии России
Исторически сейчас в армии России сложилась структура войск по образцу советской послевоенной армии. У нас есть мотострелковые и танковые силы и разные силы поддержки, от артиллерии до войск РХБЗ. По умолчанию база у нас мотострелки (десантники и морпехи, грубо говоря, элитные мотострелки) — это одно отделение на БМП/БТР/БМД легкобронированной бронетехникой и отделение пехоты урезанного штата. В эту концепцию закладывалась возможность преодоления районов заражения в технике, возможность плавать через реки и слаженность действий машины с отделением пехоты. Эта база в отделении с техникой и довоенные расчеты эффективности являются краеугольным камнем нынешней системы.
В итоге в СВО многие выяснили, что:
- Оказывается, плавать-то БМП/БТР/БМД особо не умеет, а это ещё намекает, что реально она по своей герметичности не сможет выполнить задачу защиты от воздействия ОМП, ради чего Б… она создавалась!
- Защита этой техники ничтожна. СССР, имея базу трофеев южноафриканской техники, не смог в Афганистане обеспечить противоминный компонент. «Ратель» из ЮАР оказался лучше приспособлен к реалиям второй половины XX и начала XXI века, чем наш комплекс БТР-60, 70, 80, 82.
- Важный момент — малое количество десанта в отделении, по сути, в отрыве от техники или потери одного человека отделение перестает мочь хоть что-то.
- Ставка только на боевые возможности машины привела к деградации возможностей отделения пехоты на поле боя. Сократив число людей, спешиваемых в бою, отделение потеряло свой боевой смысл. А с учетом классического взвода в 3 мотопехотных отделения, наш взвод резко проигрывает конкурентам стран НАТО по возможностям в бою. На мой взгляд, нарушены принципы эмерджентности в составе сил, грубо говоря, синергетический эффект всех ресурсов взвода армии РФ/СССР на порядок хуже возможностей штатного взвода той же армии Нидерландов. Нам тупо не достает элементов в системе.
Ратель внутри ссылка на Ютуб.
Ох, я когда первый раз оказался в разгрузке с пулеметом в десантном отсеке БТР-82, потерял весь детский пиетет перед этой красивой машиной.
Главная причина этого безобразия, на мой взгляд, как авиаконструктора по образованию, военные и конструкторы забыли главную заповедь инженера. Инженер всегда должен думать в первую очередь об эксплуатации. Но мы получили интересную цепочку глупостей.
- В погоне за техникой и броней мы отодвинули пехотную часть войны, решив, что мир поменялся и нам нужны именно «мотострелковые» войска. Общевойсковой бой в Афганистане бил людям по носу, но они не поняли этого.
- Поставив во главу угла машину, превратили отделение в заложника своей машины.
- Забыли, что нам нужна машина для боя Пехоты, сделали БМп. Вышел хороший легкий пулеметный танк, но забыли, что он для пехоты.
- У нас в СВО разнообразие БМП-1, БМП-2, БМП-3, БМД-2, БМД-3, БМД-4, БТР-Д, БТР-80, БТР-82, и всё это множество не может выполнить задачу адекватного взаимодействия с пехотой или безопасно её доставить к полю боя. Люди сидят на броне, как и в Советско-Финскую войну. Нагнать ЮАР по противоминной задаче оказалось тоже невозможно. Спасибо Сердюкову, что закупил итальянские «Рыси» и сдвинул с мертвой точки этот вопрос.
Я тут немного выразил свой взгляд на проблему. Не буду сильно лезть в критику, хочу сказать базово: наша армия вышла из горнила Гражданской войны и, как любая армия Гражданской войны, бедна в плане правильной организации. Троцкий создавал инструмент под другую историческую задачу, мы сейчас не бедная, разрушенная Гражданской войной пролетарская республика. Добавив в отделение даже БМП-3, задачу пехотного боя не решишь. Если сравнить армию как дерево, у нас был плохой саженец, и сейчас на нем мало плодов. Пора провести замену.
Ответом на критику советской системы я предлагаю возродить основу «пехотность» наших частей и не забывать, что когда кончается броня или машины, у нас остаются люди. Всё построение полков нового строя предлагаю начать именно от пехотной составляющей. Нам надо добиться, чтоб мы имели сильную пехоту на земле, а бронетехника, вертолеты, суда на воздушной подушке, дроны и много другое были помощниками крепкого и организованного пехотного элемента. На мой взгляд, советская система пошла по пути затачивания всего под концепцию «мотопехоты», любая, даже самая лучшая концепция устаревает и имеет свой контекст применения. Нам стоит вернуться к условной классике и сделать возможность её к адаптации в новых условиях, которые предсказать могут не только лишь все.
Полки нового строя
Перед тем как осветить «пехотность» полка нового строя, разберем его устройство и штаты. Пройдем цепочку от тылов до передовой.
Основная сила полка, как я уже намекал в части про управления, — боевые роты 9-15 штук и специальные батальонные штабы 3-4 (специализированная рота для организации и управления боя на уровне тактическом). Вкратце напомню, мы за счет концентрации ресурса управления в штабах убираем из системы боевого приказа уровень роты и полка, концентрируя ресурсы и разделяя на уровне тактическом и операционном всю систему управления.
Кроме этого, у полка будет два базовых элемента, которые будут обеспечивать его функционирование и развертывание на ТВД и развитие в мирное время.
Описание полков будет в первую очередь про полки с полным штатом как в мирное, так и в военное время. Отдельно после общей схемы разберем специальные полки и систему развертывания новых соединений.
Путь солдата в армии.
После окончания базовой подготовки в центре подготовки за солдатами, сержантами и офицерами приезжают представители полка (батальона обучения). В центре подготовки солдат обучается на все роли в пехотном отделении (стрелок, пулеметчик, санитар…) и после этого сдает экзамены комиссии.
Подробней о центрах подготовки я писал тут.
Комиссия по приему экзаменов проводит проверку базовых навыков военнослужащих, состоит из представителей полка, куда направится служить военнослужащий.
После сдачи экзаменов военнослужащие отправляются служить в свой полк.
Тут важный момент, в центре подготовки выдается вся одежда и снаряжение, возможно, стоит прийти к практике, когда выдаются и автоматы сразу, чтоб боец со своим оружием служил весь срок, и приучить с оружием перемещаться по стране. Личное оружие человека — основа его профессионализма.
Так, после базовой подготовки в центрах начинается путь военнослужащего (добровольца, запасника, срочника, курсанта) они попадают в полк нового строя.
Элемент 1. Силы полка на местах.
До революции у нас сложилась система крепкой связи вооруженных сил с местностью. Для многих маленьких населенных пунктов наличие полка армии значило определенный способ повысить культурный уровень и разнообразить жизнь. Сейчас нечто подобное видно по зарубежным базам многих стран. В первую очередь это не значит, что местные должны служить у себя в регионе, а то, что армия — это часть общества, и она должна иметь возможность взаимодействовать с населением.
Например, до революции в полках соблюдались важные принципы в укомплектовании. Не менее 25% Великороссов в полках. Поляки и некоторые другие народы отправлялись на службу в глубь России, чтобы при мобилизации полки в Польше не были этнически польскими.
Так вот, для реализации задачи связи с местностью при любых действиях полка и его перемещения в месте постоянной дислокации будет батальон обучения и несколько специальных административных единиц.
Батальон обучения
Это костяк полка. В нем будет аккумулироваться весь опыт. Представители батальона обучения будут выезжать в центры базовой подготовки и проводить аттестацию солдат, сержантов, офицеров.
Из прибывших военнослужащих будут сколачиваться взводы. Такой батальон будет иметь полигон, команду инструкторов и 2-5 учебных рот по 3-5 взводов. В рамках нахождения в батальоне военнослужащие будут проходить адаптацию и наработку навыков под конкретные задачи. Задачи в мирное время будет ставить командования, к которому придан полк на год (Условно полное погружение действиям в тундре и тайге от командования Скандинавия).
Также при необходимости и отсутствии возможностей базовых центров подготовки в рамках батальона обучения будут проходить военные сборы и открытые мероприятия для граждан. Тут я имею в виду, что надо создать инструмент, где местные жители на выходные с военнослужащими проводят совместные стрелковые соревнования или местные страйкбольные команды соревнуются с военнослужащими. Батальон обучения будет организовывать для местных жителей постоянную работу с запасниками. Но именно вопрос мобилизационной рассмотрим в отдельной статье цикла по системе обучения.
Административная часть
Кроме батальона обучения, будет административный элемент, специальная единица, которая будет на месте дислокации. В рамках этой структуры будут:
- Музей полка. Важная часть, мы будем возвращать исторические полки (по особой схеме) и создавать, как раньше говорили, корпоративную культуру в полку. Музей тут в широком смысле, как площадка для взаимодействия с населением и бывшими служащими полка.
- Полковой оркестр тут из местных жителей, не штатный оркестр, хорошая почва для связи с местными культурными организациями.
- Отдел по делам ветеранов полка и волонтерами — это специальное место для взаимодействия с теми, кто служил в полку. Это удобное место для работы с пожертвованиями и волонтерами. Например, в СВО идет постоянный процесс закупки волонтерами оборудования или изготовления тех же окопных свечей. Этот орган может структурировать эту работу. Например, почему бы детям на уроках труда не помогать своему местному полку изготовлением тех же простых свечей или, может, что-то типа игрушек, которые американцы сбрасывали в Нормандии для отвлечения ПВО.
- Служба по связям с общественностью, работа на информационном фронте.
- Ритуальная служба, тут будет в военное время разворачиваться генетический банк и работа с родственниками погибших.
- Отдел гражданского контроля — специальный орган, где будет уполномоченный представитель полка для работы с местными муниципалитетами и общественными слушаниями.
- Церковь полковая.
- Представительство Думы. Тут же будет специальный депутатский орган взаимодействия. У нас в стране очень много депутатов и сенаторов. Предлагаю привязать как куратора к каждому полку по депутату Государственной Думы и по сенатору Совета Федерации.
- Рота охраны — из контрактников или Росгвардии с задачей охранять базу, снимаем задачи по караульной службе, она частично будет только как учебная и частично силами 2-го батальона (смотрите далее по тексту).
- Гражданская служба эксплуатации — тут все для обеспечения базы и уборки. Предлагаю искоренить все хозработы полностью. В идеале даже, как в гостиницах, менять постель и полностью выделить всё под боевую подготовку. Сразу скажу адептам, кто считает, что солдату должно жить в сложных условиях, дабы быть готовым к трудностям, мой ответ прост: жизнь в самой задрипанной казарме не сравнится с жизнью в палатке или блиндаже никак. Так что бедное восприятие армии надо искоренять, нам слишком дорого обходятся «выносливые», но ни хрена не обученные солдаты.
Немного о самой части и строительстве.
Об архитектуре. Заметил, что многие казармы советского периода имеют в своей базе панельную основу и много выше 2–3-х этажей. Быстро покинуть такое здание невозможно, роты будут смешиваться на лестницах. Кроме всего, можно сказать, что фортификация вообще отсутствует в наших воинских частях. Это, на мой взгляд, расхолаживает армию. Нам в идеале нужно научиться строить заново кремли и военные остроги. Вернуть качественную архитектуру в жизнь. Военные городки даже в глубоком тылу надо проектировать с учетом возможных боев, как крепости. В советское время не думали, что казармы под Грозным могут быть под прицелом минометов. Жизнь вносит изменения во всё, и опыт показывает, что защита личного состава важна всегда. Например, сейчас, когда могут БЛА запустить везде по окну казармы.
Тут я кратко упомянул эту тему. При желании подписчиков могу раскрыть эту тему, главное, что хочу заметить, надо строить продуманную логистику воинской части-крепости и продумывать всё так, чтоб снизить затраты на эксплуатацию, в первую очередь в людских работах.
Это было описание первого постоянного элемента полка. Продолжение следует.
Рекомендую прочесть в ожидании второй части.