Создателями ересей обычно являются видные церковные деятели. Причин для этого много. Но Церковь на протяжении всего своего существования вела с ересями непримиримую борьбу. Ведь именно ереси более опасны для христианства, чем язычество и атеизм, потому что ереси искажают облик истинной веры.
Одним из наиболее крупных ересей было арианство, масштабное в истории Церкви еретическое учение. Считается, что оно зародилось на Востоке римской империи в начале IV века нашей эры. Создателем этого учения был ересиарх Арий, который был пресвитером, то есть священником Александрийской христианской церкви.
В те времена утвержденные сегодня догматы Церкви находились «в стадии становления». Жестких столпов веры еще не было. Вселенские соборы еще не проводились, да и были они организованы в первую очередь для того, чтобы опровергнуть ересь Ария.
Константин Первый все больше входил в свою новую религию. Он мечтал съездить в Святую Землю и принять крещение в Иордане. Но его надеждам не суждено было сбыться. Долгожданные мир и спокойствие не приходили..
На Западе продолжались донатистские раздоры, а на Востоке начались острые споры, вызванные вероучительными разногласиями между епископом Александрийским Александром и его пресвитером Арием.
Споры начались как местное дело, но Арий заручился поддержкой вне Египта. Восточные епископы разделились на две партии, страсти накалялись. Константину пришлось отложить свое паломничество и заняться решением проблемы.
Арийское лжеучение о божестве Христа и отношении Его к Отцу приобрело ему известность, далеко превосходящую действительные его таланты и ученость.
Осужденный собором Александрийским в 320 г., он оставил город, но был любезно принят как Евсевием Кесарийским, так и Евсевием Никомидийским, и видимо его идеям сочувствовали довольно многие в Азии. Между ним и Александром достигнуто было примирение; но едва он возвратился в Александрию, как опять возгорелся спор, и с еще большим ожесточением, так что весь христианский мир был раздираем спорами.
Константин, к 324 г. победивший Лициния и прибывший в Никомидию, весьма не одобрил всего спора и скандала. Больше всего он желал сохранить мир в Империи. Всего догматического смысла спора он не понимал. Оказалось необходимым созвать вселенский собор..
Первый Вселенский Никейский собор был созван римским императором Константином I в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция).
По приглашению Константина собралось в вифинский город 318 епископов. Члены этого собора не были одушевлены одним духом, не были одинаковы в своих воззрениях и стремлениях...
Среди известных святых отцов, богословов и подвижников в Соборе принимал участие святитель Афанасий Великий, Александр Александрийский и Осия Кордубский, имена которых есть в списках присутствовавших. В церковном предании сохранились сведения, что на Соборе были также святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Об их участии рассказывается в житиях обоих святых.
Из акафиста Николая Чудотворца Мирликийского, Кондак 2, Икос 2:
Ра́зум неуразуме́нный вразумля́я о Святе́й Тро́ице, был еси́ в Нике́и со святы́ми отцы́ побо́рник испове́дания правосла́вныя ве́ры: ра́вна бо Отцу́ Сы́на испове́дал еси́, соприсносу́щна и сопресто́льна, А́рия же безу́мнаго обличи́л еси́.
А святитель Спиридон Тримифунтский наглядно показал единство Божества Троицы.
АРИЙ
В личной жизни Арий придерживался строгого аскетизма. Он был кумиром многих своих прихожан. Особенно много поклонников у него было среди женщин, точнее диаконис и девственниц, а также докеров и моряков, для которых он сочинял куплеты богословского содержания.
Богословские взгляды Ария отражали влияние и Оригена, и Лукиана. Отправной точкой для его богословствования послужила цитата из книги Притчей:
Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою (Притч.8:22-24).
Арий не верил, что Сын был Одним с Отцом Первопричиной творения. Заблуждение Ария могло бы остаться его личным заблуждением и не произвести таких волнений в Церкви, какие оно произвело, если бы он не был человеком гордым и честолюбивым.
Но не смотря на своих многих и сильных друзей, в этот раз Арий был осужден и изгнан в Иллирию. Вскоре, однако, наступила реакция в его пользу.
Говорят, что смерти нечестивых страшна, Афанасий Великий рассказывает об его смерти, сравнивает его смерть со смертью Иуды предателя:
«Выходя из императорского дворца, сопровождаемый толпой евсевиевых приверженцев, как телохранителями, Арий гордо проходил посреди города, обращая на себя внимание всего народа. По приближении к месту, называемому Константиновой площадью, где воздвигнута колонна из порфира, ужас, происходящий от сознания своего нечестия, охватил его и сопровождался сильной болью в животе. Поэтому он спросил, нет ли тут где по близости удобного места, и, когда ему указали заднюю часть Константиновой площади, он поспешил туда. Вскоре затем с ним сделался обморок, и вместе с испражнениями вышли его внутренности, сопровождаемые обильным геморроидальным истечением и выпадением малых кишок. Затем, вместе с излиянием крови вышли части его печени и селезенки, так что он почти немедленно умер».
СИМВОЛ ВЕРЫ
Никейский Символ Веры правильнее называть Никео-Константинопольским, так как он был составлен на первом Вселенском Соборе в Никее в 325 г. и дополнен на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 г.
Он был принят в противовес учению Ария, считавшего Сына Божия творением. Собор осудил ересь Ария и утвердил догмат о том, что Сын Божий есть истинный Бог, рождённый от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог-Отец.
«Символ» по-древнегречески буквально означает «собирание вместе», «выражение», «исповедание».
Самый ранний христианский «символ веры» был простым:
«Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мёртвых».
Первоначально он применялся во время крещения, когда человек должен был открыто заявить, во что он верует, и только тогда был крещён.
ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ
Праздник Пасхи пришел из Ветхого Завета. Он совершался в память Исхода богоизбранного народа из Египта. Празднование Пасхи установлено и самими апостолами.
Точное время празднования Пасхи определил I Вселенский собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и 1-го мартовского полнолуния.
В Первом Вселенском Соборе были сделаны только постановления о датах Пасхи, которые закрепились на следующем, Антиохийском Соборе.
КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ
20-е правило Первого Вселенского собора гласит:
«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».
Согласно этому правилу, земные поклоны (коленопреклонения) во время богослужения нельзя совершать по воскресеньям, в период с Рождества до Крещения (святки) и в период с Пасхи до Пятидесятницы. Также они запрещены в дни больших праздников, которых насчитывается двенадцать в церковном календаре.
ЖЕНАТЫЕ СВЯЩЕННИКИ
На том же Соборе было определено, что священники могут быть женатыми.
При этом собор разрешил духовным лицам при желании оставаться безбрачными. Для безбрачных было установлено правило: им можно держать в доме только мать, сестру, тетку или такую женщину, которая свободна от всякого подозрения.
***
Данный Собор положил начало серии Вселенских Соборов, созывавшиеся с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания. Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются до ныне непогрешимыми в силу того, что Собор действовал не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа.