В головах обывателей, далеких от мотоциклов, передаточный механизм и цепь – это слова синонимы. В описаниях же ретро-моделей, туреров часто всплывает понятие карданный вал.
Что это такое, чем он отличается от цепного механизма, устанавливается ли на современную мототехнику, рассказывают инженеры JHLmoto.
Немного ликбеза
Шарнирный привод – система передачи крутящего момента от двигателя к заднему колесу мотоцикла с помощью вала, который заменяет цепь или ремень. Его преимущества:
● кардану нужно меньше внимания и смазки по сравнению с цепью, не растягивается, не требует настройки;
● грязь, песок, вода – не помеха байку с карданником;
● средний срок эксплуатации передаточного механизма составляет 100000–150000 км;
● обеспечивает плавный и стабильный ход машины.
К его недостаткам относят массу самого прибора, который отражается на конечном весе байка. Кроме того, конструкция увеличивает стоимость машины.
Байки с приводным передаточным механизмом
Карданный вал используется и в современной мотоциклетной технике. Его ставят на туреры, круизеры, чопперы премиум-класса, где важен плавный ход и стабильная работа на длинной дистанции.
Производители, которые выпускают машины с карданчиком:
1. BMW – самая известная торговая марка. Модели с карданом: тур-эдвенчеры BMW R 1250GS и БМВ K 1600 GT.
2. Yamaha — спортивно-туристические Yamaha FJR1300 и VMAX.
3. Honda Gold Wing — тур-эдвенчер от популярной японской компании.
Для эндуро, кросса выбирают цепной или ременной агрегат (из-за их меньшего веса и гибкости). Стоимость же машин с карданным валом выше, чем с цепью. Поэтому он устанавливается только на дорогие модели.
Цепь против карданного вала
Цепной передаточный механизм – надежный, бюджетный вариант. Его наличие не ухудшает качество машины, но требует более внимательного техобслуживания.
Кардан
Только замена масла в редукторе
100000–150000 км
Устойчив к внешним воздействиям, защищен от грязи и воды
Высокая, минимальные потери мощности.
Справляется с большими нагрузками и длительными поездками
Меньше подвержен загрязнению, минимальный уход
Работает тише, плавно передавая мощность
Цепь
Обязательно регулярная чистка, смазка и контроль натяжения
20000–50000 км
Не любит грязь и воду. После поездки должна проводиться чистка.
Теряется из-за растяжения звеньев и износа звездочек.
Повышенный износ, нужна регулярная замена
Сильно загрязняется, требует регулярной чистки
Создает дополнительный грохот из-за растяжения звеньев
Цепной привод – легкий и дешевый, но обслуживание занимает массу времени. Кардан долговечный и удобный в сложных условиях, но дороже и тяжелее, соответственно и стоимость машины выше. Поэтому при выборе байка учитывайте, для чего он вам нужен. Если это эндуро и мотогонки, то цепочка и смазка вам в руки. Если нужен круизер или турер, то однозначно – с карданным приводом.