Найти в Дзене
Академический эколог

Космический мусор.

КМ — это любые рукотворные космические объекты, не выполняющие никаких полезных функций. Самые большие из них — отслужившие многотонные космические аппараты. Самые миниатюрные — кусочки защитных слоёв обшивки, сколотые микрометеоритами. По подсчетам экспертов NASA, у нас над головами кружит порядка 23 000 фрагментов КМ размером более 10 см, 500 000 — от 1 до 10 см, и порядка 100 млн размерами менее 1 см. Многовато. И есть дополнительный нюанс. Все эти объекты носятся на околоземных орбитах на скоростях порядка 8-10 км/с. Это в несколько раз быстрее скорости пули. Они иногда сталкиваются друг с другом и даже с ещё работающими аппаратами, тем самым увеличивая количество «мусорных объектов». А некоторые и вовсе падают на Землю, не успевая до конца сгореть в плотных слоях атмосферы. Звучит опасно.
Как быть с МКС и работающими спутниками, они нам нужны, а их ведь может изрешетить?! Насколько велики риски, что что-нибудь свалится на нас сверху? А что если мы выработаем настолько много КМ, ч

КМ — это любые рукотворные космические объекты, не выполняющие никаких полезных функций. Самые большие из них — отслужившие многотонные космические аппараты. Самые миниатюрные — кусочки защитных слоёв обшивки, сколотые микрометеоритами. По подсчетам экспертов NASA, у нас над головами кружит порядка 23 000 фрагментов КМ размером более 10 см, 500 000 — от 1 до 10 см, и порядка 100 млн размерами менее 1 см. Многовато. И есть дополнительный нюанс. Все эти объекты носятся на околоземных орбитах на скоростях порядка 8-10 км/с. Это в несколько раз быстрее скорости пули. Они иногда сталкиваются друг с другом и даже с ещё работающими аппаратами, тем самым увеличивая количество «мусорных объектов». А некоторые и вовсе падают на Землю, не успевая до конца сгореть в плотных слоях атмосферы. Звучит опасно.

Как быть с МКС и работающими спутниками, они нам нужны, а их ведь может изрешетить?! Насколько велики риски, что что-нибудь свалится на нас сверху? А что если мы выработаем настолько много КМ, что через его завесу не смогут прорываться новые ракеты и мы сами себя «запрём» на планете?

По расчетам специалистов, фрагмент мусора в несколько сантиметров, при столкновении, пробьет защиту любого из модулей МКС, а размером с футбольный мяч — приведет к разрушению и даже, возможно, уничтожению всей станции. То же самое относится и к другим аппаратам — столкновение с объектом величиной с орех способно полностью вывести их из строя. Что делать?

На данный момент в мире работает несколько систем контроля за КМ, таких как российская Автоматизированная система предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве или американская United States Space Surveillance Network. Все обнаруженные частицы попадают в специальные общемировые каталоги слежения. Их траектории обсчитываются и, если существует опасность столкновения, происходит корректировка орбиты работающего аппарата. Например МКС «уклоняется», меняет орбиту из-за угрозы столкновения, примерно два раза в год.

По законам большинства стран владелец пришедшего в негодность автомобиля не может бросить его на улице, он обязан отправить его на утилизацию. Ещё более немыслимо бросить автомобиль и купить новый, если просто закончился бензин или пробита шина. Но с космическими аппаратами дела обстоят именно так. На данный момент на орбите невозможны ни их дозаправка, ни сколь угодно мелкий ремонт. Поэтому крайне важно ещё на моменте проектирования предусматривать пути их вывода из эксплуатации. Но в международном космическом праве до сих пор нет общепризнанных норм такого вывода*. И, увы, количество мусора на орбите Земли постоянно растет.
И только наблюдений уже явно недостаточно. На фоне бума космической отрасли и рекордного числа пусков в последние годы проблема КМ приобрела особую актуальность, так как большую часть новых спутников запускают на те же самые орбиты, создавая риск столкновений как для самих спутников, так и для пилотируемых кораблей.

Необходимо предотвращать появление нового мусора и бороться с мусором уже существующим. И если с первым пунктом могут помочь условная «расширенная ответственность производителя» и создание единого «стандарта пусков и вывода из эксплуатации». То со вторым дела обстоят ещё сложнее. Способность догнать, поймать и, либо отправить объект на сгорание в плотных слоях, либо, наоборот, подальше от Земли на орбиту-кладбище — вот требования к космическим аппаратам-мусорщикам, которые сегодня разрабатываются в НИИ всех космических держав мира.

* Имеющиеся на сегодня международные соглашения содержат принципы и основы сотрудничества государств в освоении космоса, предотвращения вредоносного вмешательства в космические программы других государств и устанавливают юридическую ответственность, наступающую при наличии вины. Однако они не регламентируют как национальным законодательствам следует реализовывать данные принципы и обеспечивать их выполнение. Единого механизма нет.

#academeco #экология #12апреля #денькосмонавтики