Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

На горе святой Женевьевы

Или в самом центре V-го парижского округа. Если посмотреть на эту карту (вот ссылка, если захотите рассмотреть ближе) то видно, что весь холм, от вершины покрыт колледжами с XV по XIX век (период, который карта демонстрирует). Но еще до того, как перебрались сюда парижские интеллектуалы и образовался Университет на вершине холма стояло одно важное в городской истории сооружение - аббатство святой Женевьевы. Вернее изначально это, одно из трех "великих" аббатств левого берега, так не называлось, да и аббатством не было. Базилику святых Апостолов (или базилику св.св. Петра и Павла, Сен-Пьер-Сен-Поль) на вершине холма заложил Хлодвиг в годы точно не известные, где-то на рубеже V-VI вв, до 511 г., года его смерти, когда тело его там и было захоронено. До сих пор считается ненайденным, как-то кажется, ИМХО, что и не будет уже, может находили, но не опознали или викинги разграбили. Но вдруг? Как выглядела первая базилика никто не знает, изображений нет, вероятно, была украшена мозаиками

Или в самом центре V-го парижского округа.

 Le vieux Paris. Plan topographique de la montagne Ste-Geneviève à Paris du XVIe au XIXe siècle avec texte explicatif. P. L. S. J. (le Père Lauras) / d'après Verniquet ; Gomboust ; Delagrive ; Jaillot ; Bonnardot, 1874 © Bibliothèque nationale de France
Le vieux Paris. Plan topographique de la montagne Ste-Geneviève à Paris du XVIe au XIXe siècle avec texte explicatif. P. L. S. J. (le Père Lauras) / d'après Verniquet ; Gomboust ; Delagrive ; Jaillot ; Bonnardot, 1874 © Bibliothèque nationale de France

Если посмотреть на эту карту (вот ссылка, если захотите рассмотреть ближе) то видно, что весь холм, от вершины покрыт колледжами с XV по XIX век (период, который карта демонстрирует). Но еще до того, как перебрались сюда парижские интеллектуалы и образовался Университет на вершине холма стояло одно важное в городской истории сооружение - аббатство святой Женевьевы. Вернее изначально это, одно из трех "великих" аббатств левого берега, так не называлось, да и аббатством не было. Базилику святых Апостолов (или базилику св.св. Петра и Павла, Сен-Пьер-Сен-Поль) на вершине холма заложил Хлодвиг в годы точно не известные, где-то на рубеже V-VI вв, до 511 г., года его смерти, когда тело его там и было захоронено. До сих пор считается ненайденным, как-то кажется, ИМХО, что и не будет уже, может находили, но не опознали или викинги разграбили. Но вдруг?

Строительство церкви Сен-Женевьев. Grandes Chroniques de France. Français 2610.  Artiste non identifié. XVe siècle (3e quart) © Bibliothèque nationale de France
Строительство церкви Сен-Женевьев. Grandes Chroniques de France. Français 2610. Artiste non identifié. XVe siècle (3e quart) © Bibliothèque nationale de France

Как выглядела первая базилика никто не знает, изображений нет, вероятно, была украшена мозаиками. На момент смерти Хлодвига базилика была еще не достроена, завершала ее вдова короля Клотильда. Поскольку она, ее дети и внуки тоже были захоронены здесь, то это место можно считать первым парижским королевским некрополем. И есть осторожное предположение, что на тот момент это было важнее для едва зарождавшегося государства Меровингов, чем поклонение Женевьеве. Но вышло, как вышло.

Даниил во рву. Капитель церкви св. Женевьевы. Лувр. По утверждению музея, это капитель с первой церкви, измененная в н. XII века.
Даниил во рву. Капитель церкви св. Женевьевы. Лувр. По утверждению музея, это капитель с первой церкви, измененная в н. XII века.

Год смерти Женевьевы точно не известен, 502 или 512, но и она упокоилась рядом с королем. И со временем прежнее название церкви исчезло из народной памяти, покровительница Парижа творила чудеса и после смерти, культ ее развивался и где-нибудь в X в. базилику и выросшее вокруг нее аббатство официально посвятили святой Женевьеве. А вокруг аббатства рос бург. В это время церковь была уже перестроена. ибо несколько раз горела, уничтоженная норманнами. (смотрели сериал "Викинги"? Видели какой там Париж на Сите эээ высотный и очень плотно застроенный? а берега совсем незаселенные, хотя мы знаем, что это было не так, особенно правый).

Еще одна перестройка производилась в XII веке, когда возвели колокольню, вот только она и сохранилась до наших дней с более поздними изменениями. Можно исхитриться ее увидеть за стенами элитного учебного заведения, лицея Генриха IV, на территории которого она оказалась, но внутрь вряд ли пустят, хотя возможность записаться на экскурсию есть. Там сохранились еще элементы зданий аббатства, потому что колледж, в общем, на его территории разместился после революции. Учиться в таком, конечно - отдельное удовольствие, листайте галерею, там фото лицея и они прекрасны, правда? А со стороны сегодняшней улицы Клотильды, т.е. сразу за Пантеоном можно увидеть стены аббатства.

Для мощей св. Женевьевы была сделана рака еще Элуа (есть авторы, которые оспаривают это), ювелиром короля Дагоберта, ее во время набегов северян увозили в принадлежащие аббатству деревни, но во время осады 885-886 гг. мощи находились на Сите, что вселяло в сердца горожан отвагу и надежду, наверное. Говорят что еще раньше на ее могиле стояла неугасимая лампада, масло из которой верующие черпали бесконечно, больные исцелялись. Позднее, конечно, реликварий был несколько раз переделан, но преемственность, кажется, пытались сохранять. Вот, предположительно, (источника не нашла) как выглядел реликварий XIII в.

-6

Мощи Женевьевы множество раз выносили в торжественных процессиях в дни поминовения святой или в дни испытаний, моля защитницу прекратить наводнение или наоборот послать дождь, остановить мор. При этом процедура была непроста: инициатор, обращения, разрешения, утверждение парламентом.

Bénard, Auguste-Sébastien. Церковь  Сен-Женевьев-дез-Арден ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Bénard, Auguste-Sébastien. Церковь Сен-Женевьев-дез-Арден ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В 1130 г. в Париже была эпидемия эрготизма, тогдашний епископ отправился в аббатство и получил от каноников разрешение вынести раку и пронести ее в процессии в Нотр-дам. 26 ноября жители стекались туда толпами. Как только появилась святыня, все умирающие и больные, за исключением трех неверующих немедленно исцелились. Это чудо повлекло за собой постройку часовни Сен-Женевьев-дез-Арден на Сите, уже не существующую и еще одно интересное явление: этот день тоже, как и 3 января, день смерти, стал днем поминовения святой, но и днем французской жандармерии, как защитников, правда только с 1962 г.

Кажется, это тоже процессия св. Женевьевы, но опять не нашла источника, чего, честно сказать, не слишком люблю, но картинки такой древности ищутся с трудом.
Кажется, это тоже процессия св. Женевьевы, но опять не нашла источника, чего, честно сказать, не слишком люблю, но картинки такой древности ищутся с трудом.

В 1206 г.- наводнение, при вступлении процессии на Малый мост вода опустилась, за ней мост сразу рухнул. 1233 г. - наводнение, в тот момент, когда святыня покидала церковь, появился голубь и сопровождал ее до дверей собора Парижской Богоматери и обратно.

Интересно, что капитул Сен-Женевьев мог и отказать в выносе мощей, вот утверждают, что когда Людовик Святой привез в Париж реликвии Страстей, он хотел, чтобы все церкви вышли их встречать, неся свои реликвии. Аббат Сен-Женевьев, обсудив с коллегами, отказал королю, ибо это требование нарушало древнюю традицию, по которой мощи святой могут быть вынесены только в Нотр-Дам. Король согласился, а они пару других реликвий отправили на встречу.

Шествие к святыне Святой Женевьевы, организованное в 1536 году для прекращения проливных дождей — возвращение шествия после мессы в соборе Парижской Богоматери.
Шествие к святыне Святой Женевьевы, организованное в 1536 году для прекращения проливных дождей — возвращение шествия после мессы в соборе Парижской Богоматери.

1536- продолжительные дожди, 1603 - на обратном пути процессия столкнулась с осужденными на галеры, один из несчастных просил позволения прикоснуться к раке, кандалы упали, его тут же и освободили.

1652 г. Процессия, которая должна была положить конец войнам Фронды.  Приписывается Николя Кошену, граверу (Труа, 1610 – Париж, 1686) INHA, библиотека, коллекция Жака Дусе, OC 59
1652 г. Процессия, которая должна была положить конец войнам Фронды. Приписывается Николя Кошену, граверу (Труа, 1610 – Париж, 1686) INHA, библиотека, коллекция Жака Дусе, OC 59
Nicolas Largillierre. Ex Voto à sainte Geneviève, 1695-1696
Nicolas Largillierre. Ex Voto à sainte Geneviève, 1695-1696

1694- продолжительная засуха, долгие подготовительные работы, предварительный пост, торжественные мероприятия, дождь пошел, урожай был обильным. По этому случаю картину заказали, написали и преподнесли в церковь. Сегодня в Сен-Этьен-дю-Мон можно ее увидеть.


Levesque (avant 1770). Аббатство св. Женевьевы. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Levesque (avant 1770). Аббатство св. Женевьевы. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Аббатство Сен-Женевьев долгое время оставалось одним из самых богатых, уважаемых и могущественных, короли наделяли его землями по всей Франции, знатные люди завещали ему деньги и земли, преподносили драгоценности. Одним из источников пополнения казны аббатства было правило, по которому имущество его вассалов, не имеющих прямых наследников по умолчанию переходило в его распоряжение. А один из аббатов в XII в. истребовал от датской знати компенсацию за ущерб, причиненный их предками-язычниками.

Аббатство на плане Тюрго 1734—1736
Аббатство на плане Тюрго 1734—1736

Кроме того, подчинялось оно напрямую Папе, минуя епископов Парижских, а это значит, что для открытия школ их разрешение не требовалось, поэтому сюда пришел Абеляр, поэтому на Левом берегу и росли университетские колледжи, как грибы, а аббатство на первых порах сдавало им какие-нибудь помещения и опять пополняло свою казну.

Pierre Claude de la Gardette (1743-1785), Вид библиотеки Сен-Женевьев, 1773 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Pierre Claude de la Gardette (1743-1785), Вид библиотеки Сен-Женевьев, 1773 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Один из самых прославленных аббатов, кардинал де ля Рошфуко, принявший пост в 1624 г. нашел здешнюю библиотеку крайне бедной, велел прислать несколько сотен томов из личной библиотеки и завещал оставшиеся, положив тем самым начало межуниверситетской публичной библиотеке Парижа, библиотеке св. Женевьевы. Библиотека в аббатстве была, есть данные, что какие-то рукописи хранились и в первой базилике, были и переписчики. Библиотека располагалась на верхних этажа аббатства и после революции не могла уже соседствовать с лицеем.

Библиотека в 1859 г. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Библиотека в 1859 г. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Ее перевели в недалеко располагавшееся здание бывшего колледжа Монтегю, который уже должны были снести и в середине XIX века Анри Лабруст построил на этом месте новое здание, специально для библиотеки. И если снаружи оно представляет, ну вот честно, просто несколько больших объемов, то внутри, в читальном зале - совсем другой вид, огромные окна и изящные чугунные колонны напоминают церковный неф. Был в аббатстве и кабинет редкостей, содержащий камни, растения, чучела животных, после революции коллекция разошлась по разным местам, лишь часть сегодня хранится в библиотеке.

церковь Сен-Этьен-дю-Мон ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
церковь Сен-Этьен-дю-Мон ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В 1222 г. в связи с постоянно растущим населением района понадобилась приходская церковь. И рядом с церковью аббатства возвели сначала небольшую церковь Сен-Этьен-дю-Мон. Ее перестраивали, увеличивая, с конца XV до начала XVII вв. Маргарита Валуа жертвовала личные средства на завершение строительства. А рядом это буквально, стена в стену, из одной церкви в другую можно было пройти через боковую дверь. При том, что церковь эта имеет элементы разных архитектурных стилей (или как раз поэтому) она кажется одной из самых красивых в Париже. Это церковь чуть ли не единственная, где так поздно возвели алтарную преграду и сделали ее выдающейся, каменная резьба, витые лестницы.

Charles Renoux. Interior of The Church of Saint-Etienne-du-Mont Paris c1820  - Musee Crozatier, Le Puy-en-Velay
Charles Renoux. Interior of The Church of Saint-Etienne-du-Mont Paris c1820 - Musee Crozatier, Le Puy-en-Velay

Здесь в декабре 1653 года молодой фанатик вырвал (зачем-то и фанатик чего? фанатик-гугенот? в общем, странная история, но не единственная такая) гостию из рук священника, совершавшего богослужение. Его казнили, конечно, но с тех пор возник обычай торжественной службы с участием короля, каждый участник которой нес свечу. Просуществовал до 1789 года.

Garbizza Angelo. Церковь Сен-Этьен-дю-Мон и аббатство Сен-Женевьев ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Garbizza Angelo. Церковь Сен-Этьен-дю-Мон и аббатство Сен-Женевьев ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

К середине XVIII века церковь Сен-Женевьев (церковь аббатства) требовала реставрации, находилась в плачевном состоянии, практически разрушалась, да и аббатство уже было не столь значимо. Тут основная версия гласит, что новая (грандиозная) церковь была задумана, как исполнение обета, данного Людовиком XV в случае его выздоровления от болезни, приключившейся с ним в Меце. Или монахи Сен-Женевьев обратились к королю с просьбой оказать им помощь в строительстве новой церкви. Может быть и то и другое, в любом случае, вполне современный (нам) подход был явлен: принятый проект предполагал возведение полностью нового здания церкви и на другом месте, о сохранении старого и речи не шло. Так возник Пантеон, изначально задуманный как новая церковь Сен-Женевьев для хранения реликвии.

Jean Francois Raffaelli. Boulevard Saint-Michel
Jean Francois Raffaelli. Boulevard Saint-Michel

Только достроили случилась революция, церкви закрыли, аббатство передали школе, Пантеон назначили Пантеоном после смерти Мирабо в 1791 г., новый памятник как будто был «предназначен для того, чтобы собрать воедино прах великих людей, живших в эпоху французской свободы», библиотеку национализировали.

Bourla, Alexandre. Вид крипты Сен-Женевьев после осквернения гробниц в 1793 г.© Bibliothèque nationale de France
Bourla, Alexandre. Вид крипты Сен-Женевьев после осквернения гробниц в 1793 г.© Bibliothèque nationale de France

Самое ужасное революционные деятели произвели с покровительницей города: драгоценную раку переплавили, как и все сокровища Сен-Женевьев, а мощи сожгли на Гревской площади и выбросили в Сену.

Но старинную церковь не тронули, думаю, решили, что сама развалится. Ее остатки снесли в 1807 г. при прокладке ул. Хлодвига, раскопки какие-то проводили, было найдено некоторое количество уже разграбленных саркофагов времен Меровингов (листайте галерею). Рака с мощами Женевьевы хранилась в церкви на алтаре, тогда как ее кенотаф, но изначально реальная могила находилась в крипте ровно под алтарем, так что место ее упокоения тоже не сохранилось, как и еще множество захоронений внутри аббатства, внутри церкви и на окрестном кладбище, бывшем здесь с галло-римских времен.

 © Musée national du Moyen-Âge.
© Musée national du Moyen-Âge.

Теперь вопрос, что за реликвия сегодня располагается в сохранившейся церкви Сен-Этьен дю-Мон. Там новая рака и мощи святой, которые собрали после революции по разным приходам. (Еще интересно, куда мощи разошлись, например вот этот реликварий-подвеска к. XIV в., как предполагают, принадлежал мадам де Ментенон, содержал около 50 частиц мощей разных святых, включая защитницу Парижа). Ну и так получилось, что церковь Сен-Этьен, совершенно для этого изначально не предусмотренная, как бы заменила церковь Сен-Женевьев, а новая церквь Сен-Женевьев, как раз изначально для этого и построенная, окончательно стала Пантеоном (правда не с первой попытки), где похоронены великие люди Франции.

Ну вот, это много, очень много и еще не все, буду дописывать в телеграм, подписывайтесь и туда.

Избранная библиография:

L'abbaye de Sainte-Geneviève et la congrégation de France : précédées de la vie de la patronne de Paris d'après des documents inédits. L'abbaye de Sainte-Geneviève / par M. l'abbé P. Feret,. 1883

Antiquités nationales ou Recueil de monumens pour servir à l'histoire générale et particulière de l'empire françois, tels que tombeaux, inscriptions, statues... tirés des abbayes, monastères, châteaux et autres lieux devenus domaines nationaux. Tome 5 / . Par Aubin-Louis Millin. 1790-1798

Vie de sainte Geneviève, patronne de Paris et du royaume de France suivie de l'histoire de l'abbaye, de l'église et des reliques de la Sainte, le tout accompagné de notices, de notes historiques et critiques et de pièces justificatives... par M. l'abbé P.-M.-B. Saint-Yves 1846

La Montagne Sainte-Geneviève et ses abords / Comité d'études historiques, archéologiques et artistiques des Ve et XIIIe arrondissements 1932