В прошлый раз на творческом патологоанатомическом столе лежал текст песни SHAMANа «Я русский», с отчëтом о вскрытии которого вы можете ознакомиться вот тут. Сегодня мы с вами проведем вскрытие текста еще одной его песни – «Встанем».
Вводная часть
При первичном осмотре тела, ой, простите, текста наблюдается острая форма героической экзальтации с хроническим воспалением штампов и дефицитом конкретики. При прослушивании песни у неподготовленного человека может наблюдаться учащённое сердцебиение, неконтролируемое слëзовыделение, порывистое желание встать и обняться с экраном телевизора.
Но мы то с вами хорошо обучены и подготовлены, поэтому с холодной точностью, присущей нашему весьма интересному ремеслу, и скальпелем в твердой руке приступаем к вскрытию.
Итак, вскрытие начато.
Вскрытие, исследование и изучение материала
Фиксируем текст и с первого взгляда как будто бы наблюдаются поэтические амбиции. Пафос, слезы, правда, все на месте. Но при легком касании скальпеля текст начинает распадаться на фразы с потерянной конкретикой.
«Встанем,
Пока ещё с вами мы живы и правда за нами.
Там сверху на нас кто-то смотрит родными глазами.
Они улыбались, как дети, и в небо шагали
Встанем
И ближе к ним станем»
Встанем? А что делали до этого? Сидели, лежали? Почему, как так получилось, кто виноват? А может быть никто, просто сами так хотели, а теперь вот решили встать. Ничего не понятно. Нет никакого пролога, нет начала истории.
Здорово, что живы, но почему пока еще? Видимо, что-то грозит жизни, или это уже констатация трагической обреченности и все уверены, что жизнь все равно оборвется? О чём речь? Правда за нами – это стандартный универсальный лозунг. Вот только почему правда именно за нами совершенно неизвестно, как неизвестно доподлинно и кто такие эти мы, все мы, или какая-то определенная группа лиц? Зато звучит уверенно, если не задумываться.
Сверху кто-то смотрит родными глазами – попытка сыграть на образе ушедших от нас героев, предков? Если про предков, то более менее понятно, хоть не все люди одинаково хорошие и, возможно, кого-то из ушедших нет наверху, они могут быть и внизу, но признать это сложно. Если про героев, то хотелось бы хоть какой-то истории. Или вообще про всех героев всех событий? Сплошное обобщение, снова никакой конкретики. Жаль. Кто-то – это все равно, что никто в данном случае, но с налетом патетики.
Про улыбающихся, как дети, и шагающих в небо – это вообще сакральный диссонанс. Вроде бы должно звучать, как трогательный и волнующий душу образ, но звучит, как пропагандистский лозунг. И снова некие обезличенные они. Снова никакой истории и развития событий. А ведь это, помимо какого-то подвига, вполне может быть и трагедией.
А, если все же встанем, то станем героями, или просто станем к ним ближе? Но они уже на небесах. Значит все это – шаг на небеса, вот только на небеса, вроде бы, живых не пускают. Получается, что встанем и станем еще ближе к своему концу? А хотелось бы еще пожить, ведь жизнь прекрасна.
«Встанем,
Пока с нами рядом Господь и истина с нами.
Мы скажем спасибо за то, что победу нам дали.
За тех, кто нашёл своё небо и больше не с нами.
Встанем
И песню затянем!»
Снова повторяем, как мантру, слово встанем. Про само действо и отсуствие его причины я уже написал.
С нами Господь, так это мы уже много где видели и слышали, история знает немало примеров и не все они положительные. Именем Господа вообще в мировой истории много чего натворили и уверен, что еще натворят. Дальше, как уже было, только теперь вместо правды появилась истина. Но роли это никакой не играет, а мы видим очередную вариацию универсального лозунга, формулы, проповеди без каких-либо пояснений. Просто вот так вот и никак иначе. Отдельно напрягает, что Господь с нами пока, как бы подразумевая, что в дальнейшем это может измениться…
Начинаем благодарить за победу, но снова непонятно, за какую-то конкретную, или все разом? Сплошная лингвистическая абстракция, как нельзя лучше подходящая для любого военного клише.
Опять совершаем действие за тех, кто уже на небесах и больше не с нами, но что-то делать, в том числе и в память об ушедших, логичнее и правильнее ради живущих сейчас и тех, кто будет жить дальше. А так – культ смерти какой-то, либо просто у поэта не получилось написать то, что он хотел.
Попытка кульминации в затягивании песни после вставания? Может стоило бы что-то другое сделать, можно даже и с песней по жизни? Тут этого нет, а песня не поется, а затягивается… Обреченность какая-то.
Наконец-то показался припев, отдающий эмоциональным рефреном…
«Встанем!
И бьётся сильнее в груди наша вечная память,
между нами.
Встанем!
Герои России останутся в наших сердцах
До конца»
Про повторяющееся слово встанем уже нет смысла писать. Это всё та же мантра, тут думать запрещено.
А в груди вдруг сильнее забилась… память. А должно было это сделать сердце. Если целью было завести толпу, тогда удачное использование слова. Но литературно просто штамп, кстати, не очень удачный. Вечная память – достаточно заезженное выражение, звучащее величественно и пафосно, но толку было бы гораздо больше, если бы у текста была конкретная история, а не обобщение. Не сказано, кого мы вспоминаем, почему именно сейчас, где связь между событиями прошлого и настоящего. Всё размыто. Кроме того, память, она ведь не только о хорошем и героическом, она еще и о плохом и трагическом.
Между нами? Как-то совсем не к месту. Где что бьется, в груди, или между нами, или и там, и там? Или между нами – это по секрету? Странная конструкция.
Герои России безусловно останутся в наших сердцах, так и должно быть, вот только почему до конца? Гораздо логичнее было бы написать слово навсегда! Тогда была бы надежда на будущее и смысл. Но тут снова обреченность. Конец неизбежен и не предвещает ничего хорошего?
Кстати, это уже рецидив в творчестве поэта. Помните, мы вскрывали песню «Я русский»? Так там тоже автор идет до конца… Похоже, что это не просто рифма, это ключевое слово в творчестве. Это установка, директива, внушение, заклинание.
Что-то вскрытие затянулось, но дело доделать нужно. Продолжаем вскрытие…
«Встанем
И вспомним всех тех, кого в этом огне потеряли,
Кто шёл умирать за свободу, а не за медали.
Я знаю, что мы обязательно встретимся с вами.
Встанем
И снова затянем»
Снова встаём и вспоминаем всех, кого потеряли в этом огне… Хорошая попытка, но в каком огне, в какой войне, в каком контексте? Строчки хотят быть универсальными, но страдает содержательность. Её нет. Умирать за свободу, а не за награды? Именно так и должно быть, но за свободу от чего? Непонятно. Просто рафинированный патриотизм без примесей сомнений, фактов, реалий. Только образ. Только лозунг.
Уверенность во встрече с теми, кого больше нет, но не надежда, а обреченность и безысходность, страдание.
Далее снова припев, который мы уже разобрали, а в конце усиление мантры:
«Встанем!
Встанем!
Встанем!».
Оформление результатов вскрытия и выводы
Это не произведение, а церемония, не рассказ, а литургия из штампов, умноженных на запредельную абстракцию и нулевую конкретику. Боль, безысходность, обреченность – идеальная обертка под слёзы.
Стилистически текст статичен, язык банален, метафоры изношены. Он построен как повторяемая формула: Встанем → пафосный лозунг → обобщение → снова встанем.
Если «Я русский» был лозунгом, брошенным в лоб, то «Встанем» – это гимн скорби, символическая священная песня с элементами гипноза, в которой никто не назван, никто не показан, а заканчивается всё вставанием в никуда и пульсирующим надрывом.
А на сегодня вскрытие закончено, но тексты песен SHAMANа уже выстроились в очередь к нашему творческому патологоанатомическому столу, поэтому до новых встреч на следующем вскрытии, ведь шоу всегда должно продолжаться!
А что думаете по этому поводу вы?
Делитесь своими мнениями в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал!