Найти в Дзене

Роман Костомаров. Рожденный дважды

Олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира, трёхкратный чемпион России и Европы в танцах на льду Роман Костомаров из-за внезапной болезни лишился конечностей. Благодаря вере, силе духа и поддержке близких людей он не только выжил и встал на путь восстановления, но и продолжил заниматься любимым делом. Номинантом на соискание Российской национальной премии в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2025 года стала картина «Роман Костомаров: Рожденный дважды» (75 мин., ООО «Реникса», 2024, 12+). Режиссёр Михаил Щедринский рассказал о создании фильма, повествующего о силе любви, помогающей преодолеть любые испытания. - Как вы пришли в кинематограф? - С детства мечтал поступить в театральный институт, но закончил Ленинградский финансово-экономический по специальности «Экономическая кибернетика». В институте занимался театром, потом играл в КВН, окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (ВКСР) (мастерская Александра Наумовича Митты). Сделал около сотни проектов на телевидении в качеств

Олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира, трёхкратный чемпион России и Европы в танцах на льду Роман Костомаров из-за внезапной болезни лишился конечностей. Благодаря вере, силе духа и поддержке близких людей он не только выжил и встал на путь восстановления, но и продолжил заниматься любимым делом.

Номинантом на соискание Российской национальной премии в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2025 года стала картина «Роман Костомаров: Рожденный дважды» (75 мин., ООО «Реникса», 2024, 12+).

Режиссёр Михаил Щедринский рассказал о создании фильма, повествующего о силе любви, помогающей преодолеть любые испытания.

Режиссёр Михаил Щедринский. Фото Фатимы Аликовой
Режиссёр Михаил Щедринский. Фото Фатимы Аликовой

- Как вы пришли в кинематограф?

- С детства мечтал поступить в театральный институт, но закончил Ленинградский финансово-экономический по специальности «Экономическая кибернетика». В институте занимался театром, потом играл в КВН, окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (ВКСР) (мастерская Александра Наумовича Митты). Сделал около сотни проектов на телевидении в качестве продюсера, сценариста, режиссёра.

- ⁠Ваши первые неигровые фильмы были о футболе. Как выбираете темы?

- Чаще темы или продюсеры выбирают меня. У нас же продюсерское кино. Так что счастье - выбрать тему самому - выпадает нечасто.

- ⁠Так же случилось и с этой картиной? Вы были знакомы с Романом Костомаровым до съёмок?

- Романа я знал раньше. Мы в одной компании катались на горных лыжах.

С идеей фильма ко мне обратился продюсер Максим Алланазаров. Причем практически за день до того, как необходимо было начинать съёмки.

- Мнение продюсеров оказывало большое влияние? Как долго создавался фильм?

- Это был маленький подвиг всей команды – с первого дня съёмки до премьеры прошло всего четыре месяца. У картины очень сложный продюсерский аппарат, но, учитывая сжатые сроки, продюсеры нам полностью доверились.

- ⁠В самой истории Романа уже присутствует драматургия. Что было самым трудным при работе над фильмом?

- Надо было рассказать о произошедшем по-новому, найти неожиданный ракурс. К началу съёмок Роман уже часто появлялся в популярных передачах, и зрители были в курсе всех деталей этой трагедии.

Ещё сложно было организовать съёмки в Большом театре. Очень благодарен за помощь моему старому другу, солисту Большого Эльчину Азизову – это практически полностью его заслуга, что задуманное осуществилось.

- Что больше всего запомнилось?

- Пришлось начинать съёмку без сценария. В какой-то момент, когда ситуация стала критической, моя супруга и по совместительству сценарист Ирина Томская подсказала идею сделать третьим героем картины музыку из оперы Ж. Бизе «Кармен» и балета Р. Щедрина «Кармен-сюита». Под неё Роман Костомаров и Татьяна Навка достигли спортивной вершины – стали олимпийскими чемпионами. После этого счастливого сценарного озарения всё вдруг начало складываться и встало на свои места.

В тот момент мы ещё не знали, что на юбилее Ильи Авербуха Роман и Татьяна совершат невероятное – исполнят на льду фрагмент своего олимпийского танца.

- Как работа над фильмом повлияла на вас?

- Пропало желание жаловаться на трудности.

- Какую цель ставили перед собой, снимая картину?

- Мне хотелось, чтобы это был фильм не о болезни и не о трагедии, а о мужестве Романа, самопожертвовании Оксаны, преданности друзей и огромной любви матери. А в процессе съёмки захотелось сделать историю о невероятной, всепобеждающей любви. Стало понятно, что в картине два героя – Роман и Оксана. И ещё я старался, чтобы, когда фильм заканчивается и в зале загорается свет, зритель не плакал от жалости, а проникался совсем другими чувствами – желанием жить, бороться и любить.

- ⁠Чем сейчас занимается Роман? Он продолжает кататься на коньках?

- Осваивает профессию ведущего и блогера. И то и другое проходит весьма успешно. Да у такого талантливого и волевого человека, наверное, и не может быть по-другому.

Роман катается на коньках, на сноуборде, играет в теннис, занимается боксом - поддерживает спортивную форму.

-Как Роман воспринял фильм?

- Отметил, что в фильме правильные акценты, напряжение и нет ни капли лжи.

- Что самое важное при создании кино?

- Идея. Но и без формы картина работать не будет… Да, пожалуй, при создании фильма нет «неважных» вещей.

- Что для вас документальное кино?

- Многие ещё живут учебниками Дзиги Вертова. Но прошло уже сто лет, всё меняется, и неигровое кино движется вперёд. Мы изучаем классические каноны, из которых необходимо брать лучшее и что-то добавлять. Сегодня, чтобы заинтересовать зрителя, и особенно зрителя молодого, в документалистику необходимо подтягивать элементы из других жанров. Я предлагаю снимать документальное кино как игровое, а игровое - как документальное, и, возможно, тогда исчезнут проблемы и там и там.

- Над чем сейчас работаете?

- На днях начинаю новый документальный проект. Подробности пока оставлю в секрете.

Беседу вела Ирина Иванова

Трейлер фильма

Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь»: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.

Благодарим вас за отметки «Мне нравится» - они помогают развитию канала! Будем стараться радовать вас новыми познавательными публикациями.