Музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг» продолжает проект «История тютчевских строк». Это виртуальные выставки, посвященные стихотворениям-юбилярам. Проект данного цикла повествует о стихотворении Ф.И. Тютчева «Он, умирая, сомневался…», которое было написано в начале апреля 1865 года на день памяти Михаила Васильевича Ломоносова. В 2025 году стихотворению исполняется 160 лет.
Он, умирая, сомневался,
Зловещей думою томим…
Но Бог, недаром, в нем сказался —
Бог верен избранным Своим.
Сто лет прошли в труде и горе —
И вот, мужая с каждым днем,
Родная Речь, уж на просторе,
Поминки празднует по нем.
Уж не опутанная боле,
От прежних уз отрешена —
На всей своей разумной воле
Его приветствует она…
И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим,
Во имя Правды и Науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье —
Он, верный Русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье —
Не нас поработил ему —
Как тот борец ветхозаветный,
Который с Силой неземной
Боролся до звезды рассветной —
И устоял в борьбе ночной.
Это стихотворение Федор Иванович Тютчев написал в начале апреля 1865 года, когда впервые праздновали памятную дату в честь ученого – 100 лет со дня кончины Михаила Ломоносова. Сослуживец и друг Тютчева Апполон Майков принимал участие в торжественном собрании Академии наук, посвященном ломоносовскому юбилею 6 апреля. Накануне Тютчев написал ему: «Вот вам, друг мой Аполлон Николаевич, несколько бедных рифм для вашего праздника (в теперешнем моем расположении — не могу больше). Весь Ваш. Тютчев. Апреля 3-го. Суббота». Но на собрании в Академии стихи Тютчева так и не зачитали. Их прочел Яков Полонский в зале Дворянского собрания на вечере памяти Ломоносова 7 апреля.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – первый крупный русский ученый, труды которого в области химии, физики, географии, астрономии, металлургии, горном деле, истории, этнографии, народного просвещения, языкознания, риторики, поэзии имели, помимо прочего, выдающееся государственное значение. Перед своей смертью Михаил Ломоносов сказал посетившему его академику Якобу Штелину: «Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею токмо о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии и теперь при конце жизни моей должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной…»
100-летие со дня смерти Ломоносова стало первой датой, которая отмечалась широко научной общественностью. С приближением этой даты личность и наследие ученого вызвали волну исследований и публикаций. День памяти Ломоносова отмечали в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Иркутске, Казани, Нарве, Нижнем Новгороде, Полтаве, Риге и других городах России. Помимо торжественных мероприятий и речей, публикации статей и стихов в его память, Академия наук приняла решение учредить Ломоносовскую премию.
Александр Сергеевич Пушкин, критически отзывавшийся о «придворной поэзии» Ломоносова, называвший такие стихи «должностными», высоко ценил его духовные сочинения: «Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему преложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения. Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему…»
Ломоносов вслед за псалмопевцем Давидом не устает удивляться величию Творца и возносит Ему хвалы:
Во храме возвещу великом
Преславную хвалу твою,
Веселым гласом и языком
При тьмах народа воспою…
(Переложение псалма 34, 18-й стих: Испове́мся Тебе́ в це́ркви мно́зе, в лю́дех тя́жцех восхвалю́ Тя)
Но я, о Боже, возглашу
Тебе песнь нову повсечасно;
Я в десять струн Тебе согласно
Псалмы и песни приношу.
(Переложение псалма 143, 9-й стих: Бо́же, песнь но́ву воспою́ Тебе́, во псалти́ри десятостру́ннем пою́ Тебе́)
Ломоносов, как известно, родился в крестьянской семье в деревне близ Холмогор, в устье Северной Двины; главным промыслом Поморья была рыбная ловля. С 10 лет он стал ходить с отцом в море.
В стихотворении «Отрок» Пушкин сравнивает жизненный путь Ломоносова с призванием Христом апостолов:
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.
Вот как передает евангельскую историю апостол Марк: «Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним».
Федор Тютчев находит для ученого другую библейскую аналогию. Поэт сравнивает Ломоносова с Иаковом, одним из древнееврейских патриархов, от 12 сыновей которого произошли 12 колен народа Израилева, который Моисей вывел из Египта, земли рабства, в землю отцрв, обещанную Богом. Согласно повествованию в Книге Бытия, однажды ночью «боролся Некто» с Иаковом «до появления зари» и не мог одолеть. «И сказал ему: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня… И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль (князь Божий, Божий герой); ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь… И благословил его там…».
Научный сотрудник музея-заповденика Ф. И. Тютчева "Овстуг"
Марина АНТОНОВА