Найти в Дзене

История советского брутализма

Оглавление

Истоки появления брутализма, как течения в архитектуре.

Брутализм — направление в архитектуре, возникшее в 1950-е годы в связи с послевоенным временем в большинстве стран Европы. Целые города, огромные кварталы оказались разрушены после бомбардировок, некоторые государства и вовсе страдали от полного упадка экономики, и, что называется “сводили концы с концами”. Относительное большинство людей были лишены не только семьи, работы, прежней жизни, но и дома. Брутализм стал новой архитектурной философией. Торжество необработанного бетона, без краски, украшений и штукатурки, сохранность структуры, в которой и отливались элементы. От французского словосочетания «béton brut» (необработанный бетон) и произошел термин, которым впоследствии назовут целое течение

Советский брутализм впитал в себя элементы конструктивизма 1920-х годов, но при этом стал более масштабным и выразительным. Архитекторы стремились создавать здания, которые бы олицетворяли мощь государства, его прогресс и устремленность в будущее.

Важно отметить, что брутализм в СССР развивался параллельно с аналогичными тенденциями в других странах, таких как Великобритания, Франция и США, но приобрел свои уникальные черты, обусловленные идеологическими и социальными особенностями советского общества.

Создателями течения брутализма можно считать Питера и Элисон Смитсонов. Их первым произведением стала школа в Ханстентоне (Норфолк, 1949–1954). Это здание поразило многих людей своей грубость, строгостью, но в то же время красотой. Оно представляло собой стальной каркас кирпичную кладку и даже электрическую проводку, демонстративно выведенную на стены.

-2

Естественно, это здание показывало собой всю красочность истинного брутализма, который позже немного смягчился. Хоть стальной каркас и остался, новые постройки, относящиеся к этому течению, выглядели наиболее гармонично.

-3

Предпосылки появления советского брутализма.

Советский брутализм - уникальное архитектурное течение, возникшее примерно в 1950-1970 годах. В XX веке брутализм приобрел особое значение в контексте советской архитектуры, оставив заметный след в облике многих городов и поселков по всей территории бывшего Советского Союза. Сам по себе брутализм является одним из течений послевоенного модернизма. Исходя из чего можно сделать вывод о том, что здания, построенные в эпоху брутализма являются достаточно бюджетными, неизящными и однотипными. Обострение жилищного вопроса, недостаток финансовых средств, общий спад экономики в общем и целом оказал огромное влияние на это архитектурное течение. Власти стремились построить как можно больше жилых домов, восстановить потерянные в военное время здания и все это делалось в том числе для того, чтобы противостоять растущему влиянию коммунизма в Европе.

1. Индустриализация и восстановление социальной справедливости.

Возникшая потребность в обеспечении жильем малоимущих слоев населения как раз и вывела в свет идею о массовой застройке, подразумевающая собой сотни и тысячи жилых домов, строившихся “на века”. Форму конструкции определяет ее функция, и брутализм полностью соответствовал таким требованиям.

-4

2. Профессиональные сообщества.

В различных городах Советского лагеря существовали активные архитектурные школы и институты, где обсуждались новые течения в архитектуре. Эти сообщества играли важную роль в распространении и популяризации брутализма среди местных архитекторов и дизайнеров.

-5

3. Следование новым тенденциям в архитектуре

В мировом масштабе брутализм был частью интернационального стиля и общей тенденции к экспериментам в архитектуре во второй половине XX века. Его уникальность и подход к использованию материалов привлекали внимание архитекторов по всему миру, особенно в СССР.

-6

4. Идеология.

Брутализм является олицетворением идеологических принципов советской власти: концентрация общественных объектов, стремление к созданию нового облика городов, отражающего прогрессивный дух новой эпохи.

-7

Главные особенности советского брутализма.

1. Бетон - основной материал.

Спустя огромное количество построек в стиле брутализма, стало ясно, что главным материалом является бетон - один из самых дешевых ресурсов в тот период времени. Его грубая фактура, массивность и непримечательная простота подчеркивало то, что здания выполняют именно какую-то определенную функцию. Они не являлись красивыми и выглядели обычно. Архитекторы, работающие над такими проектами не стремились придать постройкам изящности и красоты, в таких работах подчеркивалась именно текстура и весомость. Бетон, символизирующий прочность и вечность был самым подходящим материалом, чтобы показать всю суть брутализма.

-8

2. Монументальность зданий.

Постройки в стиле брутализма отличаются четкой геометрией, острыми, как будто “спиленными” углами, огромными масштабами и минималистичностью декора. Нет таких деталей, за которые “глаз мог бы зацепиться” или тех, которые могут отвлечь внимание. Сами по себе здания олицетворяют эпоху, являются её символами. Не зря архитекторы использовали для постройки крупные блоки, массивные колонны и широкие плоскости, чтобы подчеркнуть мощь и устойчивость здания.

-9

3. Социальный контекст.

Советский брутализм, как известно, тесно связан с идеей о создании нового, идеального общества - коммунистического. Здания этого стиля часто предоставлялись для общественных нужд: дом с коммунальными квартирами, дом культуры, научный институт или спортивный комплекс. Постройки были рассчитаны на то, что в них будут собираться люди, вместе развиваться, делиться своими идеями о развитии страны и общества, работать на благо своему государству.

-10

4. Урбанизация.

Самая главная причина, по которой советские власти того времени выстраивали здания в стиле брутализма - урбанизация. На послевоенное время пришелся огромный поток людей, желающий по определенным нуждам переехать из деревень и поселков в город. Во-первых, на это повлияла нужда в восстановлении главных городов России после войны: как известно, множество зданий и культурных достояний было разрушено. Во-вторых, влияние технического прогресса, гонка вооружений вынуждала людей искать себе работу, для которой было необходимо проживание в городе. Здания в стиле брутализма являлись наиболее бюджетными (если не самыми бюджетными) и подходящими в тот период.

-11

Рассвет брутализма. (1960-е – 1970-е)

Индустриализация оказала огромное влияние на развитие брутализма, предоставив архитекторам новые технологические возможности – прежде всего, массовое применение железобетона. Этот материал позволял создавать монументальные конструкции с обширными внутренними пространствами, отвечая ключевым принципам стиля: функциональности, экономичности и выразительной простоте. Именно доступность бетона и скорость строительства сделали брутализм идеальным решением для послевоенного периода, когда остро стояла проблема массового жилья при ограниченных ресурсах. Социальные программы правительства, направленные на поддержку малообеспеченных слоёв населения, требовали быстрых и бюджетных решений в архитектуре. Брутализм с его лаконичностью – отсутствием декора, обнажённой фактурой материалов и простотой форм – идеально вписывался в эти задачи. Таким образом, брутализм оказался не просто продуктом индустриальной эпохи, но и архитектурным воплощением социальных и культурных изменений послевоенного времени

-12

Закат брутализма. (конец 1970-х – 1990-е)

К концу 1970-х брутализм начал стремительно терять свои позиции. Его упадок был обусловлен целым комплексом причин: экономических, эстетических и даже идеологических. С одной стороны, сложные бетонные конструкции оказались дороже в строительстве, чем ожидалось, а в условиях экономического застоя 1980-х такие проекты стали казаться излишне затратными. С другой – грубый, монолитный облик бруталистских зданий всё чаще критиковали за подавляющую массивность, особенно на фоне растущей популярности постмодернизма с его игрой форм и историческими отсылками. Технические проблемы также сыграли свою роль: в суровом климате незащищённый бетон быстро темнел, трескался и покрывался налётом, из-за чего здания начинали выглядеть мрачно и запущенно. Но, пожалуй, главной причиной стала смена эпохи – брутализм, рождённый в годы космического оптимизма и веры в технологический прогресс, уже не соответствовал духу позднего СССР. После распада Союза эти постройки и вовсе превратились в призраков ушедшей эпохи: одни были снесены как пережиток прошлого, другие – заброшены или перестроены в угоду новым веяниям. Лишь сейчас, спустя десятилетия, брутализм начинает переосмысляться – уже не как символ холодного технократизма, а как уникальное наследие советского модернизма.

-13