Найти в Дзене
Анна Зуева

Рецензия «Человек-язык» Анатолия Королева

«Все выходит хорошим из рук Творца...» Именно с этого начинается роман Анатолия Королева. Эта фраза дает нам понять, что мы не силах изменить природу, мы не может отвечать за живое на земле. Нам лишь необходимо принимать окружающее таким, каким оно было до нас. Но тогда почему рождаются больные дети? Почему на земле есть враждебные болезни? Вопрос много веков актуальный. Ответить однозначно никому не получится, точного и вразумительного доказательства тоже нет, остаются предположения и мнения. Особенные люди приходят в этот мир, чтобы научить других людей: терпимости, милосердию, доброте. Каждый сможет раскрыть в себе рядом с «особенным» свои положительные и отрицательные стороны. Здесь и проявится наша с вами человечность и толерантность. Об этом и говорит Анатолий Королев в романе «Человек и язык». Именно несовершенство человеческого сознания рождает неверные представления о божественном творении. Человеку непонятна природа уродства, поэтому и происходит непонимание способа существо

«Все выходит хорошим из рук Творца...» Именно с этого начинается роман Анатолия Королева. Эта фраза дает нам понять, что мы не силах изменить природу, мы не может отвечать за живое на земле. Нам лишь необходимо принимать окружающее таким, каким оно было до нас. Но тогда почему рождаются больные дети? Почему на земле есть враждебные болезни?

Вопрос много веков актуальный. Ответить однозначно никому не получится, точного и вразумительного доказательства тоже нет, остаются предположения и мнения. Особенные люди приходят в этот мир, чтобы научить других людей: терпимости, милосердию, доброте. Каждый сможет раскрыть в себе рядом с «особенным» свои положительные и отрицательные стороны. Здесь и проявится наша с вами человечность и толерантность. Об этом и говорит Анатолий Королев в романе «Человек и язык». Именно несовершенство человеческого сознания рождает неверные представления о божественном творении. Человеку непонятна природа уродства, поэтому и происходит непонимание способа существования в реальности.

Повествование произведения сталкивает врача-тератолога Антона Кирпичева с Ивановым Иваном Ивановичем, или как все его называют Муму – человек с патологией языка. Все поставили крест на безликом и немом уродце, но наблюдательность и жалость только прибывшего врача в клинику врожденных патологий сыграли важную роль в жизни пациента и семьи самого Кирпичева. Развивающая жалость резко переросшая в абсурдную жертвенность Антона и Таши, его жены, не приводит к этической гармонизации по отношению к непохожему на других «человеку-языку».

Автор неслучайно поднимает тему непохожести одного на другого. Любое несоответствие грозит усмешкой, злостью и непринятием в «приличном обществе». Кого после этого можно назвать уродом? Того кто внешне не похож или тот, кто морально гниет из года в год? Вторых нужно избегать сразу, ведь не знаешь, какое рефлекторное извержение содержимого они могут вытворить. Помещать в смирительные рубашки для начала стоит таких омерзительных, обиженных, с низкой душонкой подлецов, которые считают, что должны им все, но только не они.

Анатолий Королев противопоставляет Муму против грязного, развратного мира, где не терпят и не принимают соринки в других глазах. Свои бревна роднее и легче. Надеждой, искоркой в темном мире для Муму старались стать Антон и Таша, которые терпели внутренние конфликты, нападки родственников, недоумения окружающих. Но принять и полюбить особенного человека не всем дано. Старания никуда не привели, хотя привели, но не туда…

Королёв показывает, как рождается в Таше этическое чувство, решение доказать себе и окружающим, что к уродству можно относиться так же, как к норме. На самом деле, в ней возникает особое отношение к жертве уродства, она делает его мерой оценки своих поступков. В поведении Антона ей видится неполнота самоотдачи: он спасает Муму, но не отказывается от своего счастья с Ташей ради «особенного» человека.

Королёва интересуют парадоксы сознания человека: Таша, спасая одного, в то же время причиняет боль другому. Таша в своём этическом развитии доводит путь Антона и свой до конца, сознательно выстраивая свою жизнь по этическому правилу.

«Человек-язык» – роман, где главный герой – язык: стиль каждого героя говорить, манера излагать так, что не нужно лишний раз писать, кто что произносит. Автор использует и повествование, и пересказ других историй, и комментарии по отношению к героям, мыслям, и диалоги. В этом тексте есть все. И единственное, что должен понять читатель: «Наш язык – это не сам человек». Окружающие считают, что через логос можно дать человеку оценку о его этической составляющей, но забывают, что нужно требовать реализации в поступках. Превосходство языковых норм не могут «излечить» реальность. Авторский сюжет открывает онтологическую негармоничность и несовпадение языка и реальности, ограниченность права человека на исправление реальности.

Роман гениален и по форме и содержанию. В нем скооперированы глубинные мысли автора. Сложно.

Но не читать и разобраться в сюжете, а понять зачем это написано, что должно перевернуться в голове, что нужно осознать. Читается на одном дыхание, прикрывающее на томные вздохи, скатывающие слезинки и тихое похрюкивание. Прочитать «Человек язык» необходимо всем, по несколько раз в год, начиная с 16 лет. Необходимо напоминать себе, кто есть человек, что такое человечность и зачем нужно быть человеком.