Найти в Дзене
Записки Айтишника

Почему советские усилители до сих пор стоят дорого? Разбираемся

Оглавление

В нулевые годы я умудрился продать свои усилители «Бриг» и «Радиотехника» буквально за копейки. Усилители были в отличном состоянии, но у меня уже был тогда японский музыкальный центр. До сих пор об этом жалею — как раз было то время, когда советская аппаратура практически ничего не стоила. Сейчас же все диаметрально поменялось — советские усилители стоят больших денег. И дело даже не в деньгах: избавлялся по причине отсутствия места в основном. Но пойдем дальше.

Авито
Авито

Советские усилители 1970–1980-х годов, такие как «Бриг», «Корвет», «Урал» или «Электроника», сегодня продаются за тысячи и даже десятки тысяч рублей — притом что их современные аналоги часто дешевле и лучше по качеству: особенно, если смотреть на Ali. Почему так происходит? Это ностальгия, мифология или реальное превосходство советской инженерной школы? В этой статье мы разберём экономические, технологические и культурные причины высокой стоимости советской аудиотехники.

Бриг-001. Фото: rw6ase.narod.ru
Бриг-001. Фото: rw6ase.narod.ru

Исторический контекст — как создавались советские усилители

В СССР производство аудиотехники было частью государственной программы развития радиоэлектроники. Усилители разрабатывались в НИИ и на заводах, таких как «Вега» (Бердск), «Одиссей» (Киев), «Радиотехника» (Рига). Их проектировали в основном не для массового рынка, а для профессионального использования — в домах культуры, студиях, радиовещании.

Отсюда — переизбыток качества:

  • Толстые алюминиевые шасси (вместо пластика);
  • Ламповые или гибридные схемы;
  • Ручная сборка и настройка;

Например, усилитель «Радиотехника У-101» (1980 г.) имел медную шину заземления, что сегодня встречается только в Hi-End аппаратуре.

Технические причины — почему они звучат лучше современных дешёвых аналогов?

Опять же, здесь мнение сугубо субъективное, но есть несколько

Советские заводы использовали:

  • Конденсаторы К73-16 (до сих пор ценятся у аудиофилов и гитаристов за теплый звук);
  • Резисторы МЛТ с металлизированным покрытием;
  • Трансформаторы с акустически оптимизированными сердечниками (с минимальным магнитным фоном).

В «Электроника 50У-017С» применялись транзисторы КТ825/827, которые давали «тёплый» ламповый звук.

Корвет 50У-068С rw6ase.narod.ru
Корвет 50У-068С rw6ase.narod.ru

Простая и ремонтопригодная схемотехника

Советские усилители проектировались с расчетом на 20–30 лет службы. Современные бюджетные модели (например, китайские Fosi Audio) используют интегральные микросхемы, которые при поломке меняют целиком. А здесь что? Транзистор выходной может заменить любой, кто хоть раз в руках держал паяльник.

ЦАП (цифро-аналоговые преобразователи) в дешёвых усилителях добавляют фазовые искажения. Советские модели — чисто аналоговые, что ценится меломанами.

Были недорогие колонки с оптическим входом. Подключал их к телевизору с помощью соответствующего кабеля. И что думаете? Когда подключил напрямую через «тюльпаны», то звук стал намного лучше. ЦАП не отрабатывал.

Экономика дефицита — почему их мало и они дорожают?

Например, «Бриг-001» выпускался вручную на заводе в Ленинграде. Сохранилось менее 500 экземпляров.

  • В Японии советские усилители коллекционируют как «восточноевропейский винтаж»;
  • В Европе их переделывают под Hi-End (например, заменяют конденсаторы на Jupiter).

Также сейчас замечен большой спрос на винтажную технику — она только дорожает. Особо ценятся не распакованные экземпляры. Многие аудиофилы имея качественную технику не прочь прикупить себе советский усилитель — как для сравнения звука, так и для погружения в атмосферу тех лет.

Культурный миф — ностальгия и «тот самый звук»

Многие покупают советские усилители не за качество, а из-за эстетики:

  • Стрелочные индикаторы (как в «Вега 120»);
  • Деревянные боковины;
  • Советская типографика на передней панели;
  • Солидные на внешний вид элементы управления;
  • Люминесцентные индикаторы уровня.

Хотя объективно современные Hi-Fi системы точнее, миф о «тёплом советском звуке» живёт. Для многих важен не только звук, но возможность «повозиться» с техникой прошлых лет. Можно что-то улучшить и проводить разные эксперименты. Советские усилители любят гитаристы — до сих пор их можно встретить на репетиционных точках.

Стоит ли покупать советский усилитель?

Плюсы:

✔ Долговечность (ремонт на 30 лет вперёд);
✔ Инвестиционная ценность (раритеты дорожают);
✔ Уникальный звук для ценителей аналога;

Минусы:

❌ Высокий риск купить «уставший» экземпляр (износ деталей)
❌ Нет цифровых входов, Bluetooth (придётся докупать ЦАП)
❌ Большие габариты и вес

Итог: советские усилители — это культовая техника, но их покупка оправдана только для ценителей. Для повседневного использования проще купить современный Yamaha A-S301 или Cambridge Audio AXA35. Или же вовсе поискать интересные варианты на Ali.

Какие усилители остались у вас? Напишите в комментарии и поставьте лайк за ностальгию.