Найти в Дзене
Анна Зуева

Влияние творчества Чарли Чаплина в постановках Джеймса Тьерре

Всё новое – это когда-то позабытое старое. Параллели двух эпох: Чарли Чаплин в 19 веке с виртуозным владением единства эмоций, чувств , тела и Джеймс Тьерре в 20 с гениальной выверенностью идей, пластики и декораций. Сказать, что эти две личности кардинально разные, невозможно. Влияние Чарли Чаплина безусловно присутствует в работах Джеймса Тьерри. Данная тема актуальна в настоящее время, ведь современное искусство не теряет интерес у зрителя. Молодые художники черпают вдохновение у прародителей: интерпретируют, видоизменяют, преобразовывают и получают новый, интересный продукт, который восхищают избалованную публику. По истине уникальные работы создает и Джеймс Тьерре – швейцарский акробат, танцовщик, мим, скрипач, актёр и режиссёр. Стоит упомянуть, что постановщик не из простой семьи: его родители основатели «нового цирка», прадед – лауреат Нобелевской премии по литературе, а дед сам Чарли Чаплин. Тьерре категорически против сравнений его пантомимы с игрой знаменитого родственника, х

Всё новое – это когда-то позабытое старое. Параллели двух эпох: Чарли Чаплин в 19 веке с виртуозным владением единства эмоций, чувств , тела и Джеймс Тьерре в 20 с гениальной выверенностью идей, пластики и декораций. Сказать, что эти две личности кардинально разные, невозможно. Влияние Чарли Чаплина безусловно присутствует в работах Джеймса Тьерри. Данная тема актуальна в настоящее время, ведь современное искусство не теряет интерес у зрителя. Молодые художники черпают вдохновение у прародителей: интерпретируют, видоизменяют, преобразовывают и получают новый, интересный продукт, который восхищают избалованную публику.

По истине уникальные работы создает и Джеймс Тьерре – швейцарский акробат, танцовщик, мим, скрипач, актёр и режиссёр. Стоит упомянуть, что постановщик не из простой семьи: его родители основатели «нового цирка», прадед – лауреат Нобелевской премии по литературе, а дед сам Чарли Чаплин. Тьерре категорически против сравнений его пантомимы с игрой знаменитого родственника, хотя все понимают, что от генов не убежишь.

В своих произведениях он сочетает хореографическое, оперное, цирковое, театральное, музыкальное искусства.

«Я люблю смешивать жанры, – не скрывал своих намерений Тьерре, – организовывать дисбаланс, переплетать самые разнообразные течения. И потом, все что я делаю на сцене, это и есть я, это моя история».

Как же творчество Чарли Чаплина повлияло на постановки Джеймса Тьере? Что общего между ними? Разберемся на примере зрелищного спектакля «Симфония майского жука» (1998).

Конкретной сюжетной линии в спектакле «Симфония майского жука» нет. Каждый додумывает сам. Может так и лучше: один спектакль - много мнений. Он похож на фантасмагория о царстве Морфея, безумный коктейль из комедии, драмы, пантомимы, пластики, машинерии, трюков и нереальных одеяний, декораций и реквизита. Автор сравнивает людей с жуками, насекомыми, которые обладают своими особенностями, манерами и функциями.

Обычная жизнь, обычные люди, обычные учителя или полицейские: все просыпаются утром. У кого-то пробуждение легкое, а кто-то готов съесть будильник, разбить зеркало, что в не видеть «красотищу-шевелюру, склеенные ресницы и зеленоватую кожу». «Сегодня такой разбитый» – если у нас это на словах, то у тьерре это показано на сцене. Через метафоры, афоризмы автор рассказывает пластически историю, невероятную и аутентичную во всех планах. Вся постановка пронизана символами, скрытым подтекстом. Сделано все максимально просто, но именно благодаря легкости, элементарности складывается всу-эффект. Возникает мысль: «Вот что он хотел сказать. Точно! Как же я сам не додумался!»

Все произведение сводится к мысленно, что каждый человек совершает за день много разных великих и не очень дел. Бывает на музыкальных концертах, принимает гостей, читает книги, устраивает пиры, организовывает военные сражения, но всё сводится к одному - каждый, повторюсь каждый, человек зависит от обычного, примитивного, повседневного обстоятельства - ему нужен сон, и без него все эти великие дела он сделать не может! Вся жизнь состоит из всеминезамечаемых поступков, без которых человек – не человек!

Джеймс Тьерре показывает простые вещи через непростые обороты, афоризмы. Многим может показаться, что это трагикомические сценки, собранные в бессмысловой спектакль, но это совсем не так. Талант заключается в простоте, а гениальность заключается в творчестве Тьерре!

Главное, простота – важное составляющее для Джеймса Тьерре. В этом и особенность Чарли Чаплина. Юмор, пантомимы, трюки – выглядит легко и незатейливо в исполнение знаменитого мима. И в том и в другом случае не используются слова, только мимика, пластика и идея. Бессловесные картины способны каждому из нас рассказать о человеческой сущности куда больше, чем многочасовые психоаналитические сеансы.