Приступить к строительству этой железной дороги протяженностью 175 км планировали в 2024 году. По крайней мере, такие планы были озвучены властями ровно пять лет назад. Однако старт работам так и не дали. В 2023-м в местном Минтрансе подтвердили, что не отказались от прежних планов. Скорее, наоборот. Правда, когда именно приступят к реализации этой инициативы, тогда не уточнили.
Речь идет о линии Уфа – Агидель, протянуть которую намерены через Благовещенск и Бирск. Согласно предварительной трассировке, предстоит возвести девять мостов и семь путепроводов. Реализация этого проекта позволит связать столицы республик Татарстан и Башкортостан по короткому маршруту (хотя в перспективе также предполагается построить магистраль между Казанью и Нижнекамском).
Но главное, как отмечается, строительство стальной магистрали необходимо в контексте восстановления речного порта «Агидель», в районе которого предусмотрено создание особой экономической зоны. О том, что соответствующие работы уже ведутся в этом направлении, в феврале 2025-го сообщила пресс-служба Правительства Республики Башкортостан. В рамках кампании в частности предусмотрено сооружение причала для бункеровки судов, способного принимать последние с максимальной грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. Его введут в эксплуатацию уже в ближайшее время.
В дальнейшем портовую инфраструктуру намерены активно развивать. Ожидается, что ежегодный грузооборот порта после выхода на полную мощность составит 5 млн тонн. Однако, достичь необходимых показателей без наличия железной дороги практически невозможно. Дело в том, что основной башкирский груз находится на юге региона. Доставлять его по воде до Агидели не позволит маленькая глубина. Единственный выход — строительство железной дороги от Уфы в направлении тупиковой непассажирской станции, от которой однопутная ветка тянется до Нефтекамска. Но и она сегодня не соответствует требованиям и нуждается в реконструкции.
Эта железная дорога (Нефтекамск – Агидель), как и порт на реке Белая, появилась в 1980-х в рамках проекта по сооружению Башкирской АЭС. Новая инфраструктура была необходима для доставки на площадку материалов и оборудования. Но атомную станцию, на которой предусматривался ввод четырех энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000, в итоге не возвели.
В 1990-м все работы были остановлены. Против АЭС выступали тогда многие граждане и экологи. А после распада СССР объект оказался попросту заброшенным и стал зарастать деревьями и травой. О планах возродить этот проект говорили не раз, но до реализации дело так и не дошло. В Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2042 года о Башкирской АЭС не упоминается.
В отличие от энергетического объекта, заброшенный в свое время порт все-таки восстановят. Причем выполнять он будет теперь более глобальные задачи. Власти республики подчеркивают, что объект на реке Белой свяжет Башкирию с крупнейшими гаванями на юге, западе и севере России — он откроет выход к Черному, Каспийскому, Белому, Балтийскому и Азовскому морям.
Пока порт по-прежнему находится в ветхом состоянии, но первые шаги по его восстановлению уже сделаны. В скором времени будет подготовлено технико-экономическое обоснование проекта и определены источники финансирования. На очереди — железнодорожная инфраструктура. В целом, благодаря реализации этих инициатив и созданию особой экономической зоны в Агидели, Башкирия сможет привлечь новые инвестиции, что наилучшим образом отразится на социально-экономическом развитии республики.