Карма камья это деятельность ради ее плодов, такая деятельность входит в раздел Вед – карма-канда и подчеркивает важность деятельности ради наслаждения ее плодами. Людей, которые занимаются такой деятельностью, называют карми, их еще называют сарва-кама или бхукти-ками, мечтающих о деньгах и вещах. Такая деятельность включает в себя различные жертвоприношения с целью увеличения урожая, поголовья крупно рогатого скота, материальных богатств, обретения высокого положения в обществе и тд.
Мы уже рассматривали последствия такой деятельности, они затягивают душу в круговорот материальных наслаждений, теряя голову она полностью погружается мир материальных страданий. Это очень важно, весь мир крутится вокруг наслаждений. Такие наслаждения становятся причиной нашего материального существования, и как следствие сбивают живых существ с истинного пути, пути возвращения домой.
В материальном мире практически все действуют только ради наслаждений плодами своего труда. Мы хотим рассмотреть этот аспект, как нежелательную деятельность, которая заставляет нас продолжать круговорот рождения и смерти.
Кармическая деятельность ради увеличения количества и качества наслаждений приводит человечество в тупик собственного существования. Ради наслаждений развязываются войны и плетутся политические интриги. И ценой за это становятся человеческие жизни. В желании обладать ресурсами, властью над другими и территориями, человечество идет по ложному пути материальных наслаждений, круша ради этого все на своем пути, даже собственный дом – Землю. Материальные наслаждения, это путь к разрушениям собственной человечности, ведущий к забвению духовной природы.
Изобретая все более изощренные способы для наслаждения своих чувств, мы все сильнее запутываемся в сетях материальной жизни. В современном мире все направлено на увеличение наслаждений: образование в школах и вузах, воспитание в семьях, политические настроения, а так же современная культура и искусство. Все хотят потреблять больше и качественнее. Многие мечтают изменить свою жизнь, заработать денег, улучшить свое здоровье, чтобы потом беспрепятственно наслаждаться.
На этом можно вернуться к обсуждению деятельности ради наслаждения ее плодами.
В Шри Чайтанья-Чаритамрите Мадхйа-лӣла̄ 1.198, Шрила Прабхупада пишет:
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет слова ку-вишайа-гарта следующим образом: «Идя на поводу у своих чувств, мы изобрели множество способов их удовлетворения. Так мы стали рабами материальной энергии и вынуждены подчиняться ее законам. Подобное рабство именуется вишаей. Если человек удовлетворяет чувства, совершая благочестивые поступки, это называется су-вишая. Слово су означает „хороший“, а вишая означает „объекты наслаждения чувств“. Если же удовлетворение чувств достигается греховным способом, это называется ку-вишая, „плохое чувственное наслаждение“. Но в любом случае и су-вишая, и ку-вишая — это материальная деятельность. Вот почему и то, и другое сравнивают с экскрементами. Иначе говоря, и того, и другого следует избегать. (комм. Ч.Ч. Мадхйа 1.198)
Восприятие заставляющее нас думать, что мы обладаем материальными объектами, это – иллюзия, Майа! Майа означает – не это. Майа – то, что временно. Привязываясь к материальным объектам (через наши чувства и ум), мы начинаем придумывать все новые и новые способы для наслаждений, пытаясь удержать их во времени. Но, как только дальнейшие наслаждения чувств становятся невозможными, мы тут же расстраиваемся и страдаем. Вся современная цивилизация построена вокруг чувственных удовольствий, люди трудится ради этого день и ночь – влача материальное существование. Так материальная природа вводит нас в иллюзию собственничества, используя ложное эго. В то время, как за этой ширмой материальных наслаждений остаются в стороне самые важные вопросы человеческой жизни:
КТО Я ТАКОЙ? ЧТО ЭТО ЗА МЕСТО? КАКОВО МОЕ ПОЛОЖЕНИЕ? ПОЧЕМУ Я СТРАДАЮ? МОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАДАНИЙ? КАК ОБРЕСТИ ОСВОБОЖДЕНИЕ?
Тот, кто не задается подобными вопросами просто проживает жизнь впустую. А что касается материальных благ, Веды говорят, что они – сами приходят в наш дом не спрашивая об этом.
Шрила Прабхупада говорит в лекция Нью-Йорк 73г. Ш.Б. 1.8.21:
Когда возникает вопрос: как же мне решить мои экономические проблемы? Вы стремитесь к счастью, но стремитесь ли вы к горестям? Нет! Почему же тогда беды приходят к вам? Вы не стремитесь к несчастью, к беспокойствам - почему же они приходят к вам? Что касается счастья оно тоже придёт к вам. Ваша жизнь представляет из себя смесь счастья и несчастья. В соотвествии с вашей кармой вы получаете иногда порцию счастья, а иногда порцию страданий. Если страдания приходят без всяких приглашений то счастье тоже придёт без всяких приглашений. Потому-что вам уже предначертано судьбой: вы получите столько-то счастья и столько-то страданий, это уже предначертано и вы не можете изменить этого. Но попытайтесь избавиться от материальных обусловленностей вашей жизни.
Далее в Шримад Бхагаватам говорится:
тасйаива хетох̣ прайатета ковидо
на лабхйате йад бхрамата̄м упарй адхах̣
тал лабхйате дух̣кхавад анйатах̣ сукхам̇
ка̄лена сарватра габхӣра-рам̇хаса̄
тасйа — с этой целью; эва — только; хетох̣ — причина; прайатета — следует прилагать усилия; ковидах̣ — тому, кто склонен к философии; на — не; лабхйате — не достигает; йат — что; бхрамата̄м — странствуя; упари адхах̣ — сверху донизу; тат — то; лабхйате — можно обрести; дух̣кават — подобно несчастьям; анйатах̣ — в результате прошлой деятельности; сукхам — удовлетворение чувств; ка̄лена — в свой срок; сарватра — всюду; габхӣра — скрыто; рам̇хаса̄ — приходит.
Перевод:
Истинно разумные и склонные к философии люди должны стремиться только к достижению той цели, которой нельзя достичь в этой вселенной, даже если обойти всю ее — от высшей планеты [Брахмалоки] до низшей [Паталы]. Что же касается счастья, которое приносят чувственные наслаждения, то в положенный срок оно само приходит к нам так же, как в положенный срок к нам вопреки нашей воле приходят непрошенные страдания.
Веды подтверждают эту простую истину, и в соответствии с ней мы должны тратить свою жизнь на самоосазнание собственной духовной природы, а не растрачивать ее на достижение материальных целей.
И кто-то может сказать: Мы обязаны трудиться и зарабатывать деньги, обеспечивая свое существование.
На что мы ответим: да, мы не против труда для поддержания собственных нужд. В конце концов этом мир кармы, и все в нем направлено на деятельность. Мы лишь призываем изменить качество этой деятельности, и с помощью той же самой деятельности идти к освобождению, а не нарабатывать дальнейшую карму.
Мудрецы говорят, что при рождении живому существу уже предопределено: продолжительность жизни, время смерти, уровень образованности, социальное и финансовое положение:
«Пять вещей определяются еще в утробе матери:
продолжительность жизни (количество дыханий), вид труда (варна), богатство (суммарное количество материального достатка), образование (уровень интелекта) и время собственной смерти».
Шри Чанакйа нити-шастра 4.1
Так стоит ли тратить драгоценное время, пытаясь заработать все больше и больше, если даже слоны в джунглях, получают по 100 кг в пищу – ежедневно. Господь поддерживает всех живых существ и каждому из нас он уже выделил свою долю. В зависимости от нашей деятельностью в прошлом, эти вещи просто будут проявляться в нынешней жизни в свой срок.
Обычно человек не может повлиять на отпущенное ему счастье или несчастье, как бы он ни старался. Они приходят и уходят в соответствии с непостижимым планом калы, неодолимого времени, и каждому приходится принимать их. Попытки избежать этого бессмысленны. (комм. Ш.Б. 1.13.41)
И кто-то может подумать: – «если все уже определенно, тогда я ничего не буду делать и буду просто получать свои плоды». Но не все так просто...
Конечно, некоторым людям и даже животным, карма позволяет "ничего не делать" (в плане тяжелого физического труда) и получать свои плоды, но как мы видим это происходит не у всех, и крайне редко.
В материальном мире мы вынуждены действовать, так устроен этот мир. Вы несомненно получите плоды своих прошлых поступков, но при этом человек обязан действовать, в соответствии с его нынешним рождением и прошлыми желаниями. Без труда не выловишь и рыбку из пруда, так гласит старая поговорка.
Человек трудится непокладая рук, но так называемая «счастливая жизнь» отнюдь не такая счастливая, как может показаться на первый взгляд. Мы можем думать, – я ведь так много работаю, и плоды в скором времени должны прийти ко мне, и тогда я буду наслаждаться ими, как захочу. Но даже если мы трудились как вьючные животные, обеспечивая себя и своих близких всеми «удобствами», в итоге нас будет ждать – страх потерять все нажитое, разочарование и смерть. Поэтому жизнь в материальном мире называют паваргой.
Жизнь в материальном мире называют паваргой, потому что в этом мире мы подвержены страданиям пяти видов, которые представлены буквами па, пха, ба, бха и ма.
Па означает париш́рама, изнурительный труд. Пха означает пхена, или пена, идущая изо рта. Бывает, например, что у лошади от очень тяжелой работы изо рта идет пена. Ба означает бйартхата̄, разочарование. Хотя мы трудимся не щадя себя, в конце концов нас ждет разочарование. Бха значит бхайа, страх. Обитатели материального мира всегда охвачены пламенем страха, поскольку никто не знает, что произойдет в следующую минуту. И наконец, ма — это мр̣тйу, смерть. Избавиться от этих пяти видов наказания — па, пха, ба, бха и ма — значит обрести освобождение из плена материального бытия (апаварга). (комм. Ш.Б. 7.13.25)
В книге «Послание бога» глава «карма йога» Шрила Прабхупада пишет:
Лишенные разума обычные люди не могут понять, что путь к достижению мирских целей преграждают непреодолимые препятствия. Как бы они ни убеждали себя в том, что плоды их усилий полностью зависят от них самих, им все равно приходится действовать под влиянием гун природы. Таково заключение, которое делает в «Бхагавад-гите» Шри Кришна, Личность Бога. Он говорит, что под влиянием ложного эго недалекий материалист считает себя причиной своих действий, не зная о том, что совершать те или иные поступки его заставляют гуны природы. Такой глупец не в состоянии понять, что находится во власти Майи-деви, иллюзорной энергии Господа Кришны, которая заставляет его делать все, что она пожелает.
Так и не поняв всей сути изложенного выше, человек может сказать: – «это мой выбор и я решаю, что мне делать! Я прилагаю усилия значит должен быть положительный результат, и этим результатом я буду наслаждаться»!
Пожалуйста, – ответим мы, вы вправе желать, и результат обязательно будет, только соответственно вашей карме, и никак иначе. И разумные люди обязательно задумаются над этим.
Не следует принимать ошибочные заключения философии карма-мимамсы, согласно которой любой упорный труд непременно принесет желаемые плоды. Это вовсе не так. Какие плоды принесут наши усилия, зависит от Верховной Личности Бога. (комм. Ш.Б. 7.7.48)
Каждый из нас волен желать чего угодно, однако исполнителем наших желаний является Верховный Господь. Мы независимы в своих мыслях и желаниях, но осуществление наших желаний зависит от высшей воли. Этот закон нашел выражение в пословице: «Человек предполагает, а Бог располагает». (комм. Ш.Б. 3.4.11)
Продолжение читайте в следующей статье, а так же смотрите предыдущую статью...
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии, мы с удовольствием ответим на ваши вопросы, и примем конструктивную критику, Харе Кришна🙏