Оздоровительно-закаливающие мероприятия, как мощное средство укрепления здоровья, известны давно. Выдающиеся врачи, общественные деятели и педагоги подчеркивали важную роль оздоровительно-закаливающих процедур в профилактике многих заболеваний.
Оздоровительно-закаливающие процедуры в летний оздоровительный период — не только отдельные мероприятия, а комплексная система оздоровительных мероприятий.
Она направленных на обеспечение стабильности и невосприимчивости организма к негативным погодным и другим воздействиям, которые могут быть вредны для здоровья, применение которой должно вызывать у детей только положительные эмоции.
Выбор метода, продолжительность процедуры, время ее применения следует проводить обязательно с учетом возраста, состояния физических и психических возможностей ребенка.
У закаленных детей — хорошее здоровье, они отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. У них хороший аппетит, они спокойны и уравновешены.
Однако всех этих результатов можно добиться только лишь при правильном выполнении оздоровительных и закаливающих процедур.
Комплексное использование природных факторов (воздуха, воды и солнечной радиации) давно физиологически обосновано и доказало свою действенность.
В летний оздоровительный период самыми распространенными являются методы воздушного оздоровления и закаливания, так как пребывание детей на свежем воздухе продолжительное, что имеет огромное общеукрепляющее и оздоровительное значение.
Особенно эффективны воздушные ванны в сочетании с интенсивными физическими упражнениями.
Значимость солнечных ванн в укреплении здоровья ребенка очень велика. Ультрафиолетовые лучи убивают бактерии, вирусы. Под их влиянием образуется витамин Д, способствующий усвоению кальция, укреплению и росту костей, всасывание питательных веществ из кишечника.
Недостаточное или чрезмерное облучение солнечным светом приводит к существенным отклонениям в состоянии здоровья детей.
Так, при недостаточном облучении ультрафиолетовыми лучами наступает солнечное голодание: кости становятся хрупкими, разрушается эмаль зубов, снижаются защитные силы организма.
При избыточной дозировке солнечных лучей у детей появляются ожоги, возможны даже тепловые удары, которых нельзя допустить.
Поэтому обязательным условием пребывания детей под воздействием ультрафиолетовых лучей, имея легкий головной убор, не допуская признаков перегревания (покраснения лица, головной боли, потливости).
Важно сочетать данную оздоровительную процедуру с физическими упражнениями, водным закаливанием.
Вода — это одно из самых эффективных средств закаливания. Основным фактором оздоровления является ее температура, а не продолжительность воздействия. Однако, нужно знать, что, чем холоднее вода, тем короче должно быть время использования ее.
К традиционным методам водного закаливания относятся следующие процедуры:
- умывание рук и ног;
- обтирание;
- обливание.
- обливание водой при закаливании детей.
Одним из компонентов комплексной системы оздоровительно-закаливающих мероприятий является проведение дыхательной гимнастики.
Правильное дыхание играет очень большую роль в профилактике и лечении ряда заболеваний.
Выполнение дыхательных упражнений во время занятий спортом способствует улучшению работоспособности организма после физических нагрузок. Они помогают ускорить процессы восстановления и устранить кислородное голодание.
Дыхательные упражнения оказывают не только общеоздоровительное воздействие на организм человека. В настоящее время изучен физиологический механизм влияния дыхания на функциональное состояние нервной системы, тонус коры головного мозга и эмоциональное состояние.
Установлено, что глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров. Укороченный выдох и удлиненный вдох следует применять как мобилизующий прием, а удлиненный выдох с укороченным вдохом — как успокаивающий, расслабляющий.
Для укрепления всего дыхательный тракта необходимо выполнять следующие упражнения:
Сделать 10 вдохов — выдохов через правую и левую ноздри (по 4-6 сек.) поочередно закрывая ноздрю большим и указательным пальцами.
Во время вдоха оказывать, сопротивление воздуху, слегка надавливая пальцами на крылья носа. На выдохе продолжать оказывать сопротивление, также надавливая пальцами на те же области.
Выключить дыхание ртом, поднять кончик языка к твердому небу, при этом вдох и выдох выполняется через нос.
Сделать спокойный вдох. На выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа, произнося слоги: «ба-бо-бу».
Комплекс дыхательных упражнений целесообразно выполнять на протяжении дня и проводить несколько раз, включая в различные формы организации детской деятельности.
Не потеряло своей значимости в настоящее время такое оздоровительное средство физического воспитания, как ходьба босиком.
Современные исследователи сравнивают подошву с распределительным щитом нашего организма, потому что здесь находится более 70 тысяч активных точек, связанных почти со всеми внутренними органами.
Вот почему ходьба босиком, являющаяся своевременным точечным массажем, тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии.
Кроме оздоровительно-закаливающего эффекта данная процедура оказывает значительное влияние на профилактику дефектов стопы.
Полезно совмещать этот вид оздоровления с ножными ваннами, последовательно снижая температуру воды.
Во время ходьбы босиком увеличивается интенсивность работы почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, тем самым улучшая умственную деятельность.
Начинать ходьбу босиком рекомендуется при температуре не ниже 18°C
Сперва ребята ходят в носках 3—5 дней, а потом без них. В первые 5—7 дней ходить не больше 3—4 мин. Затем продолжительностью до 15—20 мин.
После хождения босиком в гигиенических и закаливающих целях проводится мытье ног (начальная температура воды 37—38°C. Затем температуру постепенно снижают через день и доводят до 20°C).
Разнообразие средств, методов и приемов оздоровления и закаливания детей дошкольного возраста способствует повышению устойчивости организма к различного рода раздражителям.
Это ведет к снижению заболеваемости и улучшению состояния здоровья детей при условии соблюдения принципов систематичности, последовательности, использования преимущественно контрастных методов закаливания, комплексного использования традиционных и нетрадиционных методов и приемов закаливания и оздоровления.