Сегодня в нашем обзоре коллаборационистов довольно неожиданный участник – Польша. Казалось бы, к представителям этой страны немцы всегда относились отрицательно и те отвечали им взаимностью. Но, как ни странно, и среди поляков были желающие повоевать на стороне страны, проводившей довольно жесткую оккупационную политику по отношению к польскому государству и народу.
Контекст
Весной 1939 г. по приказу Гитлера немецкими генералами был разработан план нападения на Польшу. Он получил кодовое наименование «Белый план». Немецкому нападению предшествовал целый ряд диверсий, выполненных с помощью этнических немцев. В качестве предлога для развязывания войны немецкими спецслужбами было организовано нападение на город Глейвитц и захват местной радиостанции вечером 31 августа 1939 г. Роль нападавших сыграли сотрудники службы безопасности, переодетые в польскую форму.
На рассвете 1 сентября 1939 г. немецкие войска перешли границу Польши и начали стремительное наступление. К середине сентября надежды на помощь Франции и Великобритании развеялись, и еще оборонявшиеся польские части стали сдаваться, правительство бежало из страны. За все время боев польская армия потеряла 66 300 убитыми, 130 000 ранеными и свыше 400 000 пленными.
По прихоти Гитлера польское государство исчезло с карты Европы. Часть польской территории была аннексирована Германией, а на другой было образовано генерал-губернаторство (General-Gouvernement). Ряд польских земель отошел к Словакии и СССР. В составе генерал-губернаторства было образовано четыре округа — Варшавский, Краковский, Люблинский и Радомский. К лету 1940 г. территория губернаторства составляла 98 871 км. В то же время на этой территории проживали 12 107 418 человек. После оккупации немцами Западной Украины в 1941 г. в состав генерал-губернаторства вошел новый округ — Галиция. На должность генерал-губернатора был назначен видный функционер НСДАП рейхсляйтер Ганс Франк.
Поляки в полиции на оккупированной территории
Изначально в польских кругах царили надежды на равноправный союз с немцами в грядущей советско- германской войне. Один из видных польских политиков Владислав Студницкий уже 20 ноября 1939 г. передал немцам «Памятную записку о польской армии и наступающей советско-немецкой войне». Во многих местах польское население благосклонно встречало немцев. Но особую радость у этнических поляков в 1941 г. вызвал приход немцев на землю СССР, бывшую в состав Польши с 1918 по 1939 г. Всеобщая эйфория настолько удивила местных польских националистов, что один из них в своем дневнике записал следующее: «Прежде всего речь шла о том, чтобы противодействовать братанию на завоеванных землях, чтобы на Востоке не возникло никакого союза в пользу участия польского населения в немецких вооруженных силах... Опасение, что молодежь с охотой присоединится к немецким войскам в борьбе против большевиков, было небезосновательным. Немцев приветствовали с воодушевлением».
Но в первое время во всех инстанциях Германии царило пренебрежительное отношение к полякам, а на бывшей польской территории активно велось онемечивание польского населения. Изначально запрещалось принимать поляков на военную и административную службу. Для польских рабочих в Германии был введен особый отличительный знак. Лишь война с СССР внесла свои поправки, поляков стали принимать в полицию и позже мобилизовывать в Вермахт. В январе 1944 г. генерал-губернатор предложил Гитлеру привлечь поляков к участию в войне против СССР и образовать польский легион, однако Гитлер с гневом отверг это предложение.
В 1940 г. немцы на территории генерал-губернаторства начали реформировать старую польскую полицию. Из ее рядов были изгнаны все заподозренные в антинемецких настроениях служащие, а также служащие с примесью еврейской крови. Полиция организовывалась по окружному принципу, ее польские офицеры подчинялись немецким полицейским командирам. К концу 1942 г. по немецким данным, в их распоряжении находилось 12 000 польских полицейских в подчинении командира полиции порядка, 3000 поляков в подчинении командира полиции безопасности. Население генерал-губернаторства называло польскую полицию «синей» — по цвету ее мундиров, доставшихся ей от довоенной польской полиции. Немцы же называли польскую полицию вспомогательной полицейской службой (Polizeihilfsdienstes).
27 марта 1942 г. после начала формирования украинских шутцманншафтбатальонов на территории генерал- губернаторства в их числе был создан один полностью польский батальон с номером 202, в состав батальона были набраны поляки, проживавшие в основном в Краковском районе. Формирование батальона проходило в Дебице. В составе батальона было организовано 3 роты (по 120 человек каждая). Его фактическим командиром был назначен немецкий капитан Шнеде, польским командиром был майор Игнац Ковальски, командирами рот были польские офицеры. В июле 1942 г. он участвовал в антиеврейских акциях в районе местечка Колбушев. В конце года поляки были переведены во Львов, а в начале 1943 г. были отправлены в Белоруссию, в феврале 1943 г. батальон был придан 286-й охранной дивизии. В конце марта — середине февраля 1943 г. поляки участвовали в крупных антипартизанских операциях «Ленц — Зюд» и «Ленц — Норд» в районе Борисов — Слобода — Смолевичи. В конце апреля поляки были переведены в подчинение руководителя СС и полиции в Могилеве и приданы 44-му охранному полку. После этого до января 1944 г. батальон действовал при особом батальоне Дирлевангера. В марте 1944 г. батальон участвовал в боях под Ровно в составе боевой группы СС Прютцманна. В ходе боев польский батальон понес ощутимые потери и потому был выведен во Львов в апреле 1944 г. для пополнения. В июне 1944 г. батальон дислоцировался в Тарнове, затем его следы теряются. Известно лишь, что около 150 его чинов участвовали в боях на Западном фронте в конце 1944 — начале 1945 г.
На оккупированной территории СССР поляки охотно вступали в полицейские части. Особенно большое количество поляков оказалось в составе полицейских частей, сформированных в Западной Белоруссии. По некоторым сведениям, на территории Белоруссии поляки составляли около 10% всех полицейских формирований. В 1944 г. белорусские части шутцманншафта были переформированы в бригаду Зиглинга, а в августе того же года в 30-ю гренадерскую дивизию войск СС (русскую № 2). 1-й и 2-й батальоны 2-го гренадерского полка СС этой дивизии были почти полностью укомплектованы поляками.
Во многих местах Белоруссии поляки вступали в полицию по заданию своих подпольных организаций, наиболее сильной и крупной из которых была Армия Крайова (АК). Эти поляки выполняли все инструкции руководства АК и строили свою работу в полиции так, чтобы в конечном счете нейтрализовать или даже уничтожить белорусских партизан. Помимо физического уничтожения поляки широко практиковали доносы на белорусов в полицию безопасности. Все это способствовало росту межнациональной розни и эскалации насилия.
Лето 1943 г. ознаменовалось началом переговоров между немецким командованием и полевыми командирами АК о сотрудничестве на территории Белоруссии, Литвы и Украины. Это стало возможным из-за жесткой антисоветской позиции большинства командиров АК. Подробнее об этом у меня на канале в статье про отношения Польши и СССР в ходе Великой Отечественной войны , ссылка ниже.
После 1943 г. немецкие спецслужбы начали вербовку поляков для диверсионной работы. В сентябре 1944 г. в составе абвергруппы-209 был сформирован т. н. «Польский легион» или «Легион Белого Орла». Формирование легиона, вероятно, происходило в г. Жешув. В декабре 1944 г. легион был переброшен в местечко Людвигово (около г. Томашова), а в середине января 1945 г. был передан в состав абверкоманды-204. В феврале 1945 г. подразделение прибыло в город Штольп, в это время в рядах легиона насчитывалось всего 63 человека. Личный состав подразделения получил приказ осесть в Тухольских лесах и затем начать диверсионную деятельность в тылу Красной Армии, однако уже в течение февраля 1945 г. Польский легион был уничтожен советскими частями.
Помимо этого еще около 2000 поляков служили в Зондердиенсте — полувоенной организации польских фольксдойче. На этнических немцах из Польши (это как раз такая категория граждан, которую в рейхе было принято называть фольксдойче – «немцы на других землях») стоит остановиться подробнее.
Фольксдойче на службе рейха
Как упоминалось ранее, уже в первые дни войны с Польшей немцы заняли достаточно большие районы этого государства. Для охраны местного немецкого населения, сильно пострадавшего от поляков в начале войны, и несения охранной службы 10 сентября 1939 г. на оккупированной территории Польши из фольксдойче был образован Союз самообороны (Selbschutz Vereine). В ряды самообороны принимались добровольцы из числа этнических немцев в возрасте от 17 до 45 лет. Для контроля за самообороной было образовано 3 территориальных командования — южная область (в полосе действий 14-й немецкой армии, штаб-квартира в Бреслау), центральная область (район Познани, штаб там же) и северная область (в полосе действий 4-й немецкой армии, штаб в Данциге). Формированием самообороны руководило Главное управление СС во главе с Готтлобом Бергером, а командовать областями были назначены видные функционеры СС: на юг — оберфюрер СС Фритц Катцманн, на север — оберфюрер СС Людольф фон Альвенслебен, в центр — оберфюрер СС Кельц.
Области, в свою очередь, делились на районы, во главе которых стояли районные руководители самообороны (Kreisfuhrer des Selbschutzes), районы делились на местечки, в которых заправляли местные фюреры самообороны (Ortlichen Selbschutzfuhrer). Части самообороны мстили полякам за все притеснения и насилия, совершенные в начале войны. Кроме того, многие отряды самообороны активно помогали оперативным группам. Все эти эксцессы стали поводом для демарша гауляйтера Западной Пруссии Альберта Форстера. Он обратился напрямую к Гитлеру с требованием распустить распоясавшиеся части самообороны. Гиммлер попытался отстоять свое детище, но был вынужден вскоре уступить и с 30 ноября 1939 г. распустить части самообороны. При этом отряды самообороны в Люблинском округе просуществовали до весны 1940 г. и стали основой для Особой службы (Sonderdienst). Несмотря на такой недолгий срок существования, через ряды самообороны прошло около 45 000 этнических немцев.
После разгрома Польши, осенью 1939 г., на ее территории также были созданы отряды СА. Некоторая часть польских земель была включена в состав гау Данциг - Западная Пруссия и Позен (последнее позже было переименовано в Варталанд). На территории этих гау части СА формировались в обычном порядке, единственной достопримечательностью был 6-й штандарт СА «Позен», созданный для участия в торжественных мероприятиях в Познани.
На другой части оккупированных польских земель было образовано генерал-губернаторство главой которого 12 октября 1939 г. был назначен обергруппенфюрер СА Ганс Михаэль Франк. Официально группа СА на территории генерал-губернаторства не создавалась, т. к. в мае 1940 г. там была организована Особая служба — Зондердиенст. Несмотря на это, в генерал- губернаторстве еще до конца 1939 г. было образовано 19 рот СА, которые в начале 1940 г. были переименованы в сотни СА (SA-Hundertschaft). В январе 1942 г. эти сотни вновь были переименованы в стрелковые части быстрого реагирования СА (SA-Wehrschutzen-Bereitschaften), а 20 апреля 1942 г. в части быстрого реагирования СА (SA-Wehrbereitsschaften). В июле 1942 г. в Кракове был образован командный штаб СА во главе с оберфюрером СА Куртом Пельтцем. Позже Пельтц был повышен до звания бригадефюрера СА и стал номинальным начальником и отрядов Зондердиенста. Отряды СА активно участвовали в антипартизанских действиях, а затем вошли в состав немецкого фольксштурма на территории генерал-губернаторства.
С момента образования Зондердинст (ЗД) в ее рядах должны были проходить службу все фольксдойче в возрасте от 18 до 40 лет, изначально набор проходил на добровольной основе, но с 1943 г. стал носить принудительный характер. Задачи этой службы были крайне разнообразны — от административной службы до полицейских мероприятий. В 1943 г. в рядах ЗД насчитывалось 2960 человек. Контроль за деятельностью ЗД осуществлял подполковник полиции Фишер из штаба франка. В главном отделе внутреннего управления администрации генерал-губернаторства был образован IV отдел — Зондердиенст, в состав отдела входили: инспекция ЗД, запасной батальон, школа командиров и интендантура.
Низовой единицей ЗД был взвод (Sturm), четыре взвода образовывали штурмовую роту (Sturmkompanie), а 3—4 штурмовые роты — штурмовой батальон (Sturmbataillon). К июню 1944 г. весь пригодный к службе персонал ЗД был сведен в 7 оперативных групп, названных по фамилии своих командиров: группа ландесинспектора Рихарда Шалька, группа бригадефюрера СС доктора Отто Вехтера, группа регирунгсрата доктора Янша, группа офицера СС Хуго Шульце, группа рехтсрата Бруно Гнаука, группа штурмбаннфюрера СС Гельмута Пфаффенрота, группа доктора Курта Людвига Бургсдорфа. В июле 1944 г. был дополнительно сформирован кавалерийский эскадрон майора фон Брауна. С середины 1944 г. части ЗД стали привлекаться к участию в антипартизанских операциях. Так, в мае — июне 1944 г. группы Пфаффенрота и Янша участвовали в крупной антипартизанской операции в лесах у Белой горы. Позднее все служащие ЗД и СА в генерал-губернаторстве включены в состав фольксштурма, который был разбит частями Советской армии.
Таким образом, нельзя сказать, что этнические поляки очень активно шли служить в вермахт и воевать против Советской армии. Однако среди них было немало желающих служить новой власти в рядах полиции на территориях, охотится на украинских и белорусских партизан. В современной Польше это называется борьбой с «советскими оккупантами» и участники этой борьбы со стороны третьего рейха приравниваются чуть не к национальным героям. Остается только надеяться, что история расставит все на свои места.
Может быть интересно