12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин и Сергей Павлович Королев познакомили нас с космосом – с тех пор эта взаимная любовь не стала глуше или слабее. Мы всё так же любим космос, а тот в свою очередь – нас. В День Космонавтики лучше всего обратиться к русским космистам, с которых началась мечта.
…мы беременны новыми словами. Так, мы предчувствуем междометие встающего из гроба человека. Нас ждут миллионы междометий на Марсе и на других планетах. Мы думаем, что из биокосмических междометий (в широком смысле) родится биокосмический язык, общий всей земле, всему космосу.
Александр Святогор «Биокосмическая поэтика»
Циолковский называл русский космизм «космической философией». Борис Гройс о космизме писал: «Для русских космистов эстетизация человека означала его музеализацию — искусство становится технологией бессмертия». Во многом космизм ориентировался на бессмертие, на утопию счастья и благоденствия, где вместо веры предложена людям наука.
В мои годы умирают и я боюсь, что вы уйдете из этой жизни с горестью в сердце, не узнав от меня, что вас ожидает непрерывная радость. <…> Я хочу привести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы. <…> Я хочу сказать, что во Вселенной времени сколько угодно. Всякий атом щедро наделен временем. Всякие громадные времена известные и воображаемые — совершенный нуль в сравнении с его запасом в природе. Величайший дар космоса для всякой его части, значит, и для человека, нескончаемое время.
Константин Циолковский «Панпсихизм, или все чувствует»
Циолковский обожал дирижабли. Он считал, что дирижабли в перспективе смогут заменить собой весь железнодорожный транспорт Советского Союза, облегчив сообщение между самыми дальними его точками. Уже перед самой смертью Циолковский отправил телеграмму в ЦК ВКП(б), которую закончил словами: «Уверен, знаю – советские дирижабли будут лучшими в мире».
Циолковский верил, что утопическое общество будущего обязательно сформируется на Земле. План по освоению космоса, изложенный им в «Исследовании мировых пространств реактивными приборами», содержит 16 пунктов, «ступеней развития и преобразования аэропланного дела». Первые из них посвящены технической стороне вопроса – созданию реактивных двигателей, самолетов и ракет. Следующие рассказывали о космическом быте. Циолковский предполагал, что оранжереи в космосе дадут человеку больше независимости от Земли, а внутри космических кораблей проблему углекислого газа решат с помощью специальных мелкорослых растений. Последние пункты плана предполагали покорение космического пространства, расселение человека на другие планеты. Если придерживаться стратегии Циолковского, то нас ждут поселения вокруг Земли, колонии в поясе астероида и на небольших небесных телах, индивидуальное и общественное благополучие, человечество в сто тысяч миллионов раз больше того, что было в начале XX века, а потом – угасание Солнца. После него оставшееся население нашей Солнечной системы удалится к другим солнцам. Циолковский предполагал, что люди будут жить в эфирных городах – жилищно-производственных комплексах, которые можно сразу использовать как транспортное средство.
Космизм вообще характерна мечта о небе – о ракетах, аэростатах, подъемниках. Николай Федоров в рассказе «Вечер в 2217 году» тоже связывает воздушную технику в первую очередь с красотой и гармоничностью: «Пойдемте наверх, на станцию воздушника. Я люблю смотреть, как они улетают и тонут в небе. Особенно красиво это в лунную ночь, тогда они походят на серебристых птиц».
Преодоление времени не является только теоретическим допущением, вытекающим из современных физических и математических теорий. Победа над временем и овладение им возможны на практике в результате сознательной деятельности людей.
Можно пойти далее и утверждать, что уже сейчас в ряде областей мы имеем частичную реальную власть над временем и постоянно ее осуществляем, несмотря на то, что мы не сознаем такого значения наших действий. В самом деле, если вдуматься, мы поймем, что мы имеем такой пример овладения временем в каждом, свободно и сознательно произведенном человеческом опыте. Каждый день, в ограниченных областях, мы изменяем время и осуществляем его обращение. Это происходит например, в каждом научном опыте.
Когда я из двух газов делаю воду и затем обратно ее разлагаю и затем снова создаю, повторяя этот процесс по желанию, я составляю или разлагаю каждый раз комбинацию элементов данного множества. Другими словами, я повторяю последовательность явлений или уничтожаю и воскрешаю воду.
Валериан Муравьев «Всеобщая производительная математика»
Космос дал нам бессмертие. Космос доказал нам, что хаос не так уж страшен, что мир есть космос, не хаос. В качестве доказательства своих идей космос выбрал Юрия Гагарина, конечно. Мы немного обо всем этом забыли. Самое время вспоминать.